Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование деятельностного подхода в обучении географии учащихся с ограниченными возможностями | Бежан Елена Валерьевна. Работа №342742

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает особенности применения деятельностного подхода в обучении географии учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях инклюзивного образования данный подход позволяет развивать у учащихся навыки самостоятельной работы, критического мышления и применения знаний на практике. Описаны основные принципы деятельностного подхода и их адаптация для работы с детьми с ОВЗ. Особое внимание уделено вопросам создания специальных условий обучения, которые способствуют развитию активной познавательной деятельности у этой категории учеников.

Ключевые слова: деятельностный подход, инклюзивное образование, учащиеся с ОВЗ, география, критическое мышление, специальные условия.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

 

Бежан Елена Валерьевна, учитель географии

МАОУ СОШ № 2

 

Аннотация. Статья рассматривает особенности применения деятельностного подхода в обучении географии учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В условиях инклюзивного образования данный подход позволяет развивать у учащихся навыки самостоятельной работы, критического мышления и применения знаний на практике. Описаны основные принципы деятельностного подхода и их адаптация для работы с детьми с ОВЗ. Особое внимание уделено вопросам создания специальных условий обучения, которые способствуют развитию активной познавательной деятельности у этой категории учеников.

Ключевые слова: деятельностный подход, инклюзивное образование, учащиеся с ОВЗ, география, критическое мышление, специальные условия.

 

В условиях современного образовательного процесса актуальность применения деятельностного подхода становится всё более очевидной, особенно при работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обучение географии через деятельность позволяет адаптировать образовательный процесс к индивидуальным возможностям учеников, развивая их аналитическое мышление, способность к самостоятельной работе и практическому применению географических знаний. Для учащихся с ОВЗ данная методика особенно значима, так как она предоставляет возможности для активного участия в учебной деятельности, создавая условия для их успешной социализации и личностного роста.

Основной принцип деятельностного подхода заключается в том, что знания и умения формируются не в процессе пассивного восприятия информации, а через активное участие в различных видах деятельности. В контексте уроков географии это может включать в себя моделирование природных процессов, создание собственных карт или участие в исследованиях, связанных с изучением экологических проблем. Для учащихся с ОВЗ важно адаптировать эти виды деятельности таким образом, чтобы они соответствовали их физическим, когнитивным и эмоциональным возможностям, создавая благоприятные условия для обучения.

Одна из главных задач преподавателя при использовании деятельностного подхода в инклюзивном классе — это разработка учебных заданий, которые учитывают особенности восприятия и обработки информации у детей с ОВЗ. Например, для детей с нарушениями зрения необходимо использовать тактильные карты и рельефные модели, которые позволяют ощутить географические объекты на ощупь, а для учащихся с двигательными нарушениями могут быть разработаны специальные интерактивные задания, не требующие физической активности. Применение различных видов деятельности, адаптированных под индивидуальные потребности учащихся, позволяет создать условия, при которых каждый ребенок может достичь успеха.

Важным аспектом деятельностного подхода является формирование у учащихся навыков работы в группе и способность к сотрудничеству. Включение учащихся с ОВЗ в совместные проекты и исследования способствует их интеграции в коллектив и развивает коммуникативные навыки. Групповая работа на уроках географии может включать в себя создание совместных карт, обсуждение климатических изменений или исследование природных ресурсов. Такая форма деятельности позволяет ученикам с ОВЗ не только чувствовать себя полноценными участниками учебного процесса, но и получать поддержку и помощь от своих сверстников.

Применение деятельностного подхода также способствует развитию критического мышления у учащихся с ОВЗ. Уроки географии предоставляют богатые возможности для анализа информации, решения проблем и принятия решений на основе собранных данных. Например, учащиеся могут исследовать влияние человеческой деятельности на экологию региона, анализировать изменение климата или разрабатывать проекты по защите окружающей среды. Такие задания не только развивают познавательные способности учеников, но и помогают им применять полученные знания на практике, что способствует их дальнейшему личностному и социальному развитию.

Еще одним важным элементом деятельностного подхода является создание ситуаций успеха для учащихся с ОВЗ. Учитель должен организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждый ученик, независимо от своих возможностей, мог достичь положительных результатов в выполнении учебных задач. Это включает в себя не только адаптацию заданий и материалов, но и создание мотивационной среды, в которой учащиеся будут ощущать поддержку и внимание к своим потребностям. Положительный эмоциональный настрой и ощущение успеха способствуют повышению мотивации к обучению и развитию у учащихся уверенности в своих силах.

Кроме того, важно подчеркнуть значимость систематической работы с родителями учащихся с ОВЗ. Деятельностный подход предполагает активное взаимодействие не только между учениками и учителем, но и между школой и семьей. Родители могут участвовать в процессе обучения, помогая своим детям в выполнении заданий, связанных с исследовательской деятельностью или проектами. Это способствует укреплению связи между семьей и образовательным учреждением, а также помогает создать единое образовательное пространство, в котором ребенок получает поддержку на всех этапах своего обучения.

Таким образом, деятельностный подход в обучении географии учащихся с ОВЗ представляет собой эффективную методику, которая способствует развитию активной познавательной деятельности, критического мышления и способности к самостоятельному решению задач. Адаптация учебного процесса к индивидуальным потребностям учеников позволяет создать условия для их успешной интеграции в учебный коллектив и развития личностных качеств. Внедрение деятельностного подхода требует от педагогов гибкости и готовности к поиску новых решений, однако результаты такой работы — формирование у учащихся навыков, которые помогут им не только в школьной, но и в дальнейшей жизни — оправдывают все усилия.

 

Список литературы

 

1. Деятельностный подход в образовании как важный фактор формирования мотивации, знаний и развития личности обучающихся / В.А. Попович, С.Л. Абдрахманов, М.Э. Жунусов [и др.] // Юный ученый. — 2020. — № 4 (34). — С. 131-133.

2. Приходько Е.Б. Особенности организации учебно-воспитательного процесса обучающихся с ОВЗ через реализацию коррекционной программы в МБУ «Школа № 62» / Е.Б. Приходько // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 60-63.

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×