Использование дидактических игр и пособий в работе с детьми младшего дошкольного возраста | Арыщтаева Ирина Аркадьевна. Работа №354434
Дидактические игры и пособия очень важны при работе с детьми дошкольного возраста. поэтому в своей работе я использую различные игровые ситуации в которые включаю использование различных дидактических игр и пособий. для детей это очень познавательно и интересно, они с большим удовольствием включаются в игру.
Использование дидактических игр при работе с детьми младьшего дошкольного возраста
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это уникальные дети, к которым просто необходим индивидуальный подход. Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности. Игра выполняет следующие функции:
1) общевоспитательную – усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и волевых качеств, способности к сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и дружбе;
2) познавательную – все сведения об окружающем ребенок получает через игры, познание социальных ролей;
3) развивающую – осуществляется умственное и физическое развитие детей;
4) развитие речи – в этом направлении большое влияние оказывают игры - инсценировки, хоровые игры с пением, которые совершенствуют выразительность речи и соотнесение двигательных функций и дыхания
Дидактические игры в коррекционной работе с детьми ОВЗ являются основным средством физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания ребенка. Играя можно решить самые разнообразные задачи – коррекционные, образовательные, воспитательные, оздоровительные. Игрою можно диагностировать, познать ребенка. Игрою можно ободрить и одобрить ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества, корригировать имеющиеся проблемы физического развития. Доступность и полезность игр давно доказана русскими учеными: П. Ф. Лесгафт, Е. А. Покровский, В. В. Гориневский
Дидактическая игра - средство обучения, одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях и в свободное время. В то же время игра - оосновной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели:
обучающая, которую преследует взрослый;
2 - игровая, ради которой действует ребенок.
Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок, усвоив программный материал, смог достичь игровую цель. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для проблемных детей, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен. Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения.
Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию. Должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения задания.
Для занятий с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья целесообразно использовать несколько видов дидактических игрушек, различных по характеру игровых действий с ними, запрограммированных в их конструкциях :
1. Игрушки для нанизывания (кольца, предметные фигурки, шары, кубы, полусферы, имеющие отверстия для нанизывания и предназначенные для сбора пирамид);
2. Геометрические тела (шары, кубы, призмы, предназначенные для прокатывания, проталкивания в отверстия, для выполнения действий по группировке и соотнесению их по цвету, форме и величине);
3. Дидактические игрушки, состоящие из геометрических фигур – вкладышей (кубы, конусы, цилиндры, полусферы предназначенные для вкладывания, подбору по цвету и форме);
4. Сборно-разборные дидактические игрушки (матрешки, пирамидки и пр., которые применяются для вкладывания, ознакомления детей с величиной предмета, а при подборе их по цвету и величине – для закрепления навыка группировки);
5. Небольшие по размеру сюжетные игрушки (машинки, елочки, грибочки, фигурки животных) и предметы, подобранные по определённым признакам (коробочки, чашечки и прочее)
Для проведения тренировочных упражнений можно использовать модификации досок Сегена и Монтессори.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что при использовании дидактических игр и пособий, у детей с ОВЗ развиваются познавательные возможности, сообразительность, умение решать познавательные задачи, проявлять волевое усилие при достижении поставленной цели.