Использование дидактических игр и упражнений в формировании сенсорной культуры младших дошкольников | Баталова Марина Анатольевна. Работа №351103
Статья посвящена проблеме использования дидактических игр и упражнений с целью формирования сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста. в статье рассматривается процесс сенсорного развития в период младшего дошкольного возраста, рассматриваются основные задачи и цели сенсорного развития детей
МБДОУ ЦРР№28 «Огонек»
Тема: «Использование дидактических игр и упражнений в формировании сенсорной культуры младших дошкольников»
Воспитатель Баталова Марина Анатольевна 2024г.
Статья посвящена проблеме использования дидактических игр и упражнений с целью формирования сенсорной культуры младших дошкольников, рассматривается процесс сенсорного развития в период младшего дошкольного возраста.
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считалось основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирование сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком. Такие дидактические игры представлены в работах педагогов (Е.И.Тихеевой, Ф.Н.Белхер, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой).
В настоящее время существует новая система сенсорного воспитания, где роль дидактических игр изменена. Включение задач сенсорного воспитания в организованную учебную деятельность, их связь с содержательной для ребенка деятельностью позволяет педагогу планомерно формировать сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление), содействовать умственному развитию детей.
Сенсорное развитие - с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятием предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие факторы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия и являются результатом их переработки, поэтому хорошее умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Готовность ребенка к школьному обучению зависит от сенсорного развития. Исследования, проведенные известными психологами, показали, что значительную часть трудностей, возникающих в ходе начального обучения, связаны с недостаточной точностью и гибкостью восприятия, в результате чего возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, в изготовлении поделок, случается, что дети не могут воспроизвести образы движений на занятиях физкультуры.
В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую цели, задачи средства и способы осуществления. На основе исследований З.М.Богуславской мы видим, что на протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется исследовательским действием с предметом и превращается в целеноправленное его опробование для выяснения значения его частей. К старшему дошкольному возрасту исследование приобретает экспериментированный характер, обследования действий, последовательность которых определяется не впечатлениями детей, а поставленной перед ними познавательной задачи. Для детей 5-7 лет важнейшей особенностью восприятия говорит тот факт, что соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится ведущим и позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязь и качество, т.е формируется акт рассматривания. В ходе данного рассматривания решаются разнообразные задачи: поиск, выделение предмета и его особенностей, т.е. при предъявлении новых предметов возникает и длительный процесс ознакомления и исследовательская деятельность. Дети берут предмет в руки, ощупывают, сгибают, пробуют на вкус и пр.
Таким образом, сначала происходит ознакомления с предметом в целом, а затем только выделяют его отдельные свойства. Восприятием детей 3-4 лет управляет и руководит взрослый и на этом этапе возрастает любознательность детей, они открывают много нового.
Сенсорные эталоны – это представление о чувственно-воспринимаемых свойствах объектов. Эталоны не существуют отдельно, а образуют определенные системы и ребенок знакомится с этими эталонами в процессе деятельности, которые предполагают ориентировку в свойствах и их обследованиях. После трех лет у ребенка решающее значение в развитии восприятия приобретают продуктивные виды деятельности. Например, в конструировании появляется представление о форме и величине и тогда восприятие, становясь осмысленным, интеллектуальным процессом, позволяет глубже проникнуть и познать более сложные стороны действительности. Например, в восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: воображение, память, мышление.
В дошкольном возрасте выделяются следующие особенности сенсорного развития:
1.Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим миром.
2.Осваиваются сенсорные эталоны.
3.Возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия.
4.При взаимосвязи речи и мышления восприятие развивается лучше.
В младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит успешнее, чем в организованной деятельности. Обучающая задача, которая поставлена в игре имеет преимущество в том, что здесь детям понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Увлеченные привлекательным замыслом игры, они не замечают того, что учатся, хотя при этом сталкиваются с затруднениями, которые требуют перестройки представлений детей и их познавательной деятельности. Если в учебной деятельности дети выполняют задание взрослого, то в игре они решают собственную задачу.
Дидактические игры и упражнения – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательно-организованной учебной деятельности, а специфическая, полноценная и достаточно содержательная деятельность. Эти игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, материал и правило, предложенный детьми и все это определяется целью игры, т.е. тем, для чего игра создана и на что она направлена, при этом имеет два аспекта: познавательный и воспитательный. А вот тут - решение обучающей задачи требует от ребенка умственных и волевых усилий, ведь оно дает наибольшее удовлетворение и его содержание задачи разнообразно: не бежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время, запомнить несколько предметов. Благодаря тому, что дидактические игры и упражнения являются активной деятельностью, в которую ребенок активно включается, и новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, т.к. его можно применить в других условиях, а из этого следует, что необходимость в закреплении новых знаний отпадает.
Дидактическая игра является эффективным средством формирования у детей таких качеств, как организованность, самоконтроль и если при этом они умеют оценивать вместе со взрослыми действия сверстников, отмечая их ошибки, тогда они лучше усваивают правила игры, осознают свои личные ошибки.
Игра занимает главное место в физическом, нравственном, трудовом, эстетическом воспитании дошкольников. Она является проводником новых знаний для расширения кругозора, повышая при этом умственную активность детей.
Развитие сенсорной культуры является основой для всех способностей ребенка, для полноценного, осознанного восприятия окружающего мира. Дидактические игры и упражнения очень разнообразны и в ходе работы по этому направлению можно использовать игры, позволяющие получить дополнительные данные о трудностях, имеющиеся у детей, с которыми необходима дополнительная работа по сенсорному воспитанию. Например игры:
На развитие восприятия цвета
На развитие восприятия формы
На развитие восприятия величины
Комплексная игра
В этих играх дети активно включаются в процесс, любой из детей может проявлять активность, сделать выбор, помочь герою, начинают более уверенно владеть эталонами и меньше делают ошибок. Подводя итог, можно сказать, что дети:
- успешно выделяют, учитывают цвет, форму, величину, фактуру
- большинство из детей умеют группировать предметы по цвету, форме, величине,
- соотносят природные предметы по цвету, форме, величине, фактуре
- узнают о разнообразных цветовых пятнах предметов или явлений, имеющих характерный цветовой признак
- отбирают предметы необходимой формы или цвета для самостоятельной сюжетной игры
- начинают активно пользоваться словами – названиями цвета
Но для достижения устойчивого педагогического и психологического эффекта необходима систематическая работа по сенсорному развитию детей. Успешным результатом может способствовать то, сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста будет осуществляться как в образовательной деятельности, так и входе режимных моментов.
Сенсорное воспитание, как первая ступень умственного развития, тесно связана с различными сторонами деятельности ребенка. Поэтому во время образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, конструированию, коммуникации, нужно стараться развивать сенсорное, чувственное восприятие ребенка.
В игровой деятельности происходит наиболее интенсивное развитие всех психологических функций и в том числе и сенсорного развития. Этот факт говорит нам о том, что необходимо включать в учебно-воспитательный процесс дидактические игры и упражнения для развития сенсорной сферы ребенка, основная задача которых заключает в себе ознакомление детей младшего возраста со свойствами предметов, что даст накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.
Сенсорное развитие происходит в процессе самой разнообразной практики. Содержание дидактических пособий, их структура игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию ребенка. Игры просты и доступны и позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. На сенсорной основе выстраивается сложная структура всестороннего развития детей.
Используемая литература:
Венгер
Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 2008.
Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка.
–М
.: Школа Пресс. -2001.
Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова А.П. –М.: Академия педагогических наук, 2003.