Название статьи:
Использование дидактических игр по формированию временных представлений в обучении дошкольников с ТНР | Мой кабинет. Работа №345822. Номер работы: №345822
Дата публикации:
03.10.2024
Автор:
Мой кабинет
Описание:
Изучение особенностей формирования временных отношений у дошкольников всегда оставалась актуальной темой на протяжении многих лет. В последнее десятилетие она является особенно актуальной, т.к. наблюдается рост количества дошкольников, в том числе и с ТНР, испытывающих трудности при формировании временных представлений и их языкового оформления.
Использование дидактических игр по формированию временных представлений в обучении дошкольников с ТНР.
Изучение особенностей формирования временных отношений у дошкольников всегда оставалась актуальной темой на протяжении многих лет. В последнее десятилетие она является особенно актуальной, т.к. наблюдается рост количества дошкольников, в том числе и с ТНР, испытывающих трудности при формировании временных представлений и их языкового оформления.
Для детей с ТНР характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.
С другой стороны, в дошкольный период ведущим видом деятельности, той деятельности, в которой интенсивно развиваются все стороны личности ребенка, является игра. Поэтому использование игры в обучении детей дошкольного возраста является неоспоримой истиной.
Занятия, которые проводит воспитатель с детьми дошкольного возраста, по сути, являются системой дидактических игр и упражнений, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия. В ходе этих игр осуществляется личностное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой, их общение в парах и группах.
Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками.
Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным.
В основном, дети поступают на обучение в группы, детские сады компенсирующей направленности в возрасте 5 лет, т.е. в старшем дошкольном возрасте. И работа по формированию временных представлений уже начала проводится в предыдущих дошкольных учреждениях.
Но, на практике, воспитатели часто сталкиваются с проблемой недостаточной сформированности временных представлений у детей с ТНР, в силу их особенностей.
В своей работе, мы тоже столкнулись я рядом трудностей.
В начале работы большинство детей не могли соотносить название с действительностью и просто запоминали последовательность. Практически у всех детей группы вызывало затруднение употребление слов сегодня, завтра, вчера; Понятия быстре-медленнее сформировано в достаточной мере, дети чаще употребляли эти слова в речи, т.к. такими выражениями пользуются в повседневной жизни (игры, общение). Больше всего затруднение вызвало понятие сутки. Имеющиеся данные о времени неполные, единичные, не взаимосвязаны. Дети просто заучивали последовательность. Полученные ранее сведения оставались на поверхности сознания, но не раскрывали временные отношения.
Учитывая сложность, длительность и многогранность процесса по формированию у детей временных представлений, необходимо было определить последовательное усложнение характера всей работы, а также место в системе всей работы.
Были выделены ряд принципов, которые служили ориентирами для нас создание самой системы работы:
Принцип наглядности и занимательности – создание условий для чувственного восприятия как основы для формирования умений.
Принцип научности и доступности – содержание учебного материала должно быть доступно, нельзя забегать вперед и форсировать процесс усвоения тех знаний и умений, которые будут формироваться.
Принцип учета самооценки дошкольного периода детства – приоритет игровой деятельности при организации образовательного процесса.
Принцип интегративности и комплексности - решение задач интеллектуального развития дошкольников в системе всего образовательно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
Принцип индивидуализации – проектирование индивидуального пространства развития ребенка, где проходит его рефлексия.
Принцип ориентации на зону ближайшего развития – дифференциация образования в соответствии с индивидуальным темпом развития ребенка.
А также были подобраны дидактические игры и разнообразные игровые упражнения. В своей работе по развитию элементарных математических представлений, мы используем методику Н.В. Нищевой. Проанализировав методическую литературу и из задач, поставленных Н.В. Нищевой, мы выделили 7 групп игр:
•на ориентировку в частях суток;
•на распознавание времен года;
•на ориентировку в днях недели;
•на понятия, определяющие последовательность событий (после, перед, сейчас, потом);
•на ориентировку в месяцах;
•на развитие чувства времени;
•на умение определять время по часам.
В формировании у детей такой сложной способности, как ориентировка во времени, особенно важен целостный подход. Такой подход позволяет не только формировать временные представления, но и обеспечивает благоприятные условия для его социализации.
Перед началом работы нами была выявлена сформированность временных представлений у детей для последующего планировании и проведении образовательного процесса (при проведении мониторинга использовались дидактические игры).
Далее была составлена картотека игр и упражнений на формирование временных представлений и перспективный план их использования.
В перспективный план были включены задачи и дидактические игры из методики Н.В. Нищевой по РЭМП той возрастной группы, с которой проходила работа.
Перспективный план мы дополнили дидактическими играми, которые использовались в совместной деятельности с детьми и предлагались для игр в самостоятельной деятельности детей.
Так же предметно развивающую среду мы дополнили дидактическими играми и упражнениями созданными своими руками.
Когда придумывали и изготавливали пособия и игры, ориентировались на работы Т.Д. Рихтерман, Т.Д. Мусейбовой.
Для организационной образовательной деятельности, для всех временных понятий били изготовлены модели для каждого ребенка. Для моделей мы выбрали круг, для того чтобы наглядно представить повторяющиеся явления: смена дня и ночи, времен года. Таким образом, с помощью моделей-круга можно дать представление о цикличности, последовательно сменяющих друг друга явлений, о связи будущего с прошлым через настоящее. А признак цвета символизирует цветовую гамму года, частей суток, и дней недели. Это особенно важно у детей с ТНР, у которых преобладает наглядно-образное мышление.
В начале своей работы учим различать и называть части суток, дни недели, времена года и знать их последовательность, посредством плоскостных моделей времени.
Для формирования представлений о частях суток – это круг, разделенный на 4 части с цветовыми символами. На начальном этапе работы с этой моделью мы использовали схематичное изображение восхода, захода солнца, появление месяца. Со временем перешли к цветовому решению. Используя эту модель, дети учатся называть сутки, начиная с любой части, и называют все части по порядку. Для закрепления знаний детей используем чтение отрывков из стихотворений, загадки, применяем игры Что за чем?, Что художник нарисовал неправильно, Когда это бывает, Назови соседей и т.д.
Для лучшего запоминания последовательности дней недели мы используем модель – круг, разделенный на 7 частей с цветовыми символами (цвета радуги- используется мнемоническая фраза: каждый охотник), на каждой части кружки с числами от 1 до 7 (соответственно порядковым номерам дней недели). В подготовительной группе числовой ориентир можно заменить на цифры. Использовались такие игры как Отгадай-ка, Назови скорей, Неделька, стройся, Живая неделька и др.
Всем известная малоподвижная игра Совушка тоже выступает в контексте дидактической игры. При ее организации в начале мы выбирали модель суток.
Для того чтобы дети лучше запомнили последовательность времен года, названия месяцев используем модель Годовой круг. Это круг, разделенный на двенадцать равных частей, за цвета сезонов берут основные цвета и их оттенки. Осень – оттенки желтого цвета, зима оттенки синего цвета, весна – оттенки зеленого цвета, лето - оттенки красного цвета. С помощью данной модели дети учатся называть зимние, весенние, летние, осенние месяцы, также знакомятся с текущим месяцем, называют его, отмечают характерные признаки. игры Разложи картинки, Когда это бывает?, Проверь себя, Собери картинку и т.д.
Так же был изготовлен лэпбук, включающий в себя упражнения по всем задачам по формированию временных представлений.
При изготовлении всех пособий и игр, мы ориентировались на потребности детей дошкольного возраста, которым интересно действовать с предметами: откручивать-закручивать, развязывать-завязывать, закрывать-открывать и т. Поэтому и игры придумывали не статичные, а с деталями, которые можно открутить: крышки, как в игре Неделя гномика Васи, прикрепить на липкую ленту детали или развязать ленты, как в игре Помоги Ане накормить Аню.
Детали в играх и пособиях должны двигаться и меняться, тогда игра или пособие будет действительно занимательным, а значит ребенок с удовольствием им будет пользоваться. Это относится и к пособиям для занятий. Тот же круг, обозначающий сутки, будет для ребенка более интересен, если его дополнить стрелкой, указывающей на ту часть, которую нужно выбрать.
Дидактические игры (изготовленные нами), в основном, используются для совместной деятельности с детьми на начальном решении задач или дети уже сами самостоятельно ими пользуются.
По результатам проведенной работы, можно сказать, что дети по уровню формирования временных представлений находятся в пределах возрастной нормы. В ходе игровой деятельности дети стали увереннее ориентироваться во времени, улучшилось восприятие временных отношений. Дети стали чувствовать себя увереннее при определении временных отношений, чаше обращаются к дидактическим играм в самостоятельной деятельности. Дети стали чаще использовать временные понятия в активной речи.
Таким образом видно, что подобранные нами дидактические игры и упражнения по формированию представлений о времени способствуют переходу от элементарных знаний к более высоким его уровням. Дети имеют конкретные представления о времени. Увеличился интерес к данной деятельности. На вопросы дети стали давать более четкие, полные ответы.
Благодаря данным методам и приемам у детей появился интерес к временным представлениям, так как материал предлагается детям не путем заучивания, а ненавязчиво в различных режимных моментах в течение дня, на занятиях, во время игры, прогулки и т.д.
Скачать работу
Изучение особенностей формирования временных отношений у дошкольников всегда оставалась актуальной темой на протяжении многих лет. В последнее десятилетие она является особенно актуальной, т.к. наблюдается рост количества дошкольников, в том числе и с ТНР, испытывающих трудности при формировании временных представлений и их языкового оформления.
Для детей с ТНР характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.
С другой стороны, в дошкольный период ведущим видом деятельности, той деятельности, в которой интенсивно развиваются все стороны личности ребенка, является игра. Поэтому использование игры в обучении детей дошкольного возраста является неоспоримой истиной.
Занятия, которые проводит воспитатель с детьми дошкольного возраста, по сути, являются системой дидактических игр и упражнений, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия. В ходе этих игр осуществляется личностное ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, детей между собой, их общение в парах и группах.
Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками.
Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным.
В основном, дети поступают на обучение в группы, детские сады компенсирующей направленности в возрасте 5 лет, т.е. в старшем дошкольном возрасте. И работа по формированию временных представлений уже начала проводится в предыдущих дошкольных учреждениях.
Но, на практике, воспитатели часто сталкиваются с проблемой недостаточной сформированности временных представлений у детей с ТНР, в силу их особенностей.
В своей работе, мы тоже столкнулись я рядом трудностей.
В начале работы большинство детей не могли соотносить название с действительностью и просто запоминали последовательность. Практически у всех детей группы вызывало затруднение употребление слов сегодня, завтра, вчера; Понятия быстре-медленнее сформировано в достаточной мере, дети чаще употребляли эти слова в речи, т.к. такими выражениями пользуются в повседневной жизни (игры, общение). Больше всего затруднение вызвало понятие сутки. Имеющиеся данные о времени неполные, единичные, не взаимосвязаны. Дети просто заучивали последовательность. Полученные ранее сведения оставались на поверхности сознания, но не раскрывали временные отношения.
Учитывая сложность, длительность и многогранность процесса по формированию у детей временных представлений, необходимо было определить последовательное усложнение характера всей работы, а также место в системе всей работы.
Были выделены ряд принципов, которые служили ориентирами для нас создание самой системы работы:
Принцип наглядности и занимательности – создание условий для чувственного восприятия как основы для формирования умений.
Принцип научности и доступности – содержание учебного материала должно быть доступно, нельзя забегать вперед и форсировать процесс усвоения тех знаний и умений, которые будут формироваться.
Принцип учета самооценки дошкольного периода детства – приоритет игровой деятельности при организации образовательного процесса.
Принцип интегративности и комплексности - решение задач интеллектуального развития дошкольников в системе всего образовательно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
Принцип индивидуализации – проектирование индивидуального пространства развития ребенка, где проходит его рефлексия.
Принцип ориентации на зону ближайшего развития – дифференциация образования в соответствии с индивидуальным темпом развития ребенка.
А также были подобраны дидактические игры и разнообразные игровые упражнения. В своей работе по развитию элементарных математических представлений, мы используем методику Н.В. Нищевой. Проанализировав методическую литературу и из задач, поставленных Н.В. Нищевой, мы выделили 7 групп игр:
•на ориентировку в частях суток;
•на распознавание времен года;
•на ориентировку в днях недели;
•на понятия, определяющие последовательность событий (после, перед, сейчас, потом);
•на ориентировку в месяцах;
•на развитие чувства времени;
•на умение определять время по часам.
В формировании у детей такой сложной способности, как ориентировка во времени, особенно важен целостный подход. Такой подход позволяет не только формировать временные представления, но и обеспечивает благоприятные условия для его социализации.
Перед началом работы нами была выявлена сформированность временных представлений у детей для последующего планировании и проведении образовательного процесса (при проведении мониторинга использовались дидактические игры).
Далее была составлена картотека игр и упражнений на формирование временных представлений и перспективный план их использования.
В перспективный план были включены задачи и дидактические игры из методики Н.В. Нищевой по РЭМП той возрастной группы, с которой проходила работа.
Перспективный план мы дополнили дидактическими играми, которые использовались в совместной деятельности с детьми и предлагались для игр в самостоятельной деятельности детей.
Так же предметно развивающую среду мы дополнили дидактическими играми и упражнениями созданными своими руками.
Когда придумывали и изготавливали пособия и игры, ориентировались на работы Т.Д. Рихтерман, Т.Д. Мусейбовой.
Для организационной образовательной деятельности, для всех временных понятий били изготовлены модели для каждого ребенка. Для моделей мы выбрали круг, для того чтобы наглядно представить повторяющиеся явления: смена дня и ночи, времен года. Таким образом, с помощью моделей-круга можно дать представление о цикличности, последовательно сменяющих друг друга явлений, о связи будущего с прошлым через настоящее. А признак цвета символизирует цветовую гамму года, частей суток, и дней недели. Это особенно важно у детей с ТНР, у которых преобладает наглядно-образное мышление.
В начале своей работы учим различать и называть части суток, дни недели, времена года и знать их последовательность, посредством плоскостных моделей времени.
Для формирования представлений о частях суток – это круг, разделенный на 4 части с цветовыми символами. На начальном этапе работы с этой моделью мы использовали схематичное изображение восхода, захода солнца, появление месяца. Со временем перешли к цветовому решению. Используя эту модель, дети учатся называть сутки, начиная с любой части, и называют все части по порядку. Для закрепления знаний детей используем чтение отрывков из стихотворений, загадки, применяем игры Что за чем?, Что художник нарисовал неправильно, Когда это бывает, Назови соседей и т.д.
Для лучшего запоминания последовательности дней недели мы используем модель – круг, разделенный на 7 частей с цветовыми символами (цвета радуги- используется мнемоническая фраза: каждый охотник), на каждой части кружки с числами от 1 до 7 (соответственно порядковым номерам дней недели). В подготовительной группе числовой ориентир можно заменить на цифры. Использовались такие игры как Отгадай-ка, Назови скорей, Неделька, стройся, Живая неделька и др.
Всем известная малоподвижная игра Совушка тоже выступает в контексте дидактической игры. При ее организации в начале мы выбирали модель суток.
Для того чтобы дети лучше запомнили последовательность времен года, названия месяцев используем модель Годовой круг. Это круг, разделенный на двенадцать равных частей, за цвета сезонов берут основные цвета и их оттенки. Осень – оттенки желтого цвета, зима оттенки синего цвета, весна – оттенки зеленого цвета, лето - оттенки красного цвета. С помощью данной модели дети учатся называть зимние, весенние, летние, осенние месяцы, также знакомятся с текущим месяцем, называют его, отмечают характерные признаки. игры Разложи картинки, Когда это бывает?, Проверь себя, Собери картинку и т.д.
Так же был изготовлен лэпбук, включающий в себя упражнения по всем задачам по формированию временных представлений.
При изготовлении всех пособий и игр, мы ориентировались на потребности детей дошкольного возраста, которым интересно действовать с предметами: откручивать-закручивать, развязывать-завязывать, закрывать-открывать и т. Поэтому и игры придумывали не статичные, а с деталями, которые можно открутить: крышки, как в игре Неделя гномика Васи, прикрепить на липкую ленту детали или развязать ленты, как в игре Помоги Ане накормить Аню.
Детали в играх и пособиях должны двигаться и меняться, тогда игра или пособие будет действительно занимательным, а значит ребенок с удовольствием им будет пользоваться. Это относится и к пособиям для занятий. Тот же круг, обозначающий сутки, будет для ребенка более интересен, если его дополнить стрелкой, указывающей на ту часть, которую нужно выбрать.
Дидактические игры (изготовленные нами), в основном, используются для совместной деятельности с детьми на начальном решении задач или дети уже сами самостоятельно ими пользуются.
По результатам проведенной работы, можно сказать, что дети по уровню формирования временных представлений находятся в пределах возрастной нормы. В ходе игровой деятельности дети стали увереннее ориентироваться во времени, улучшилось восприятие временных отношений. Дети стали чувствовать себя увереннее при определении временных отношений, чаше обращаются к дидактическим играм в самостоятельной деятельности. Дети стали чаще использовать временные понятия в активной речи.
Таким образом видно, что подобранные нами дидактические игры и упражнения по формированию представлений о времени способствуют переходу от элементарных знаний к более высоким его уровням. Дети имеют конкретные представления о времени. Увеличился интерес к данной деятельности. На вопросы дети стали давать более четкие, полные ответы.
Благодаря данным методам и приемам у детей появился интерес к временным представлениям, так как материал предлагается детям не путем заучивания, а ненавязчиво в различных режимных моментах в течение дня, на занятиях, во время игры, прогулки и т.д.