Использование дидактических игр в ознакомлении старших дошкольников с родным городом ☼
Автор: Подвербная Наталья Валериевна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОЗНАКОМЛЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ ГОРОДОМ.
Подвербная Наталья Валериевна, воспитатель МБУ д/с № 76 «Куколка»
На педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщаться к богатству национальной и мировой культуры.
Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Базовым этапом формирования у детей чувства любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе.
Мы живём в Тольятти – городе со своей историей и традициями. Улицы, названные в честь героев, памятники архитектуры, скульптуры – всё говорит о прошлом и настоящем нашего города. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свой город, нам нужно показать его с привлекательной стороны, тем более нам есть чем гордиться. Чтобы детям было интересно, нужно им преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что их окружает и постепенно расширять круг их знаний.
Во время работы мы столкнулись с недостаточной методической и дидактической оснащённостью для организации целенаправленного, содержательно наполненного целостного педагогического процесса, направленного на ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом Тольятти.
Беседуя со старшими дошкольниками о родном городе, мы увидели, что большинство детей не знают достопримечательности нашего города, чем он знаменит, названия улиц, на которых живут.
На наш взгляд, одним из эффективных средств формирования представлений дошкольников о родном городе является игровая деятельность. В такой форме легче усваиваются понятия, закрепляются навыки и умения. В процессе игры ребенок узнает много интересного о родном городе, его истории, памятниках, достопримечательностях.
И мы поставили перед собой цель разработать дидактические игры по ознакомлению с городом.
Особое место занимают дидактические игры, которые имеют следующую структуру:
1. Дидактическая задача;
2. Игровые правила;
3. Игровые действия.
Методика организации и проведения игр состоит из нескольких этапов. Первый этап - подготовка. Она включает в себя отбор игры в соответствии с возрастом и программным материалом, определение времени проведения игры (на занятиях или в свободное время, выбор места (в комнате или на улице, определение количества играющих, подготовку необходимого дидактического материала (игрушки, предметы, природный материал и т. д., подготовку воспитателя (осмысление игры, место в игре, методы руководства, подготовку детей (обогащение их знаниями о предметах, явлениях и взаимосвязях в окружающей среде, необходимых для решения игровых задач).
Второй этап - проведения игры. Он содержит ознакомление детей с условиями игры и дидактическим материалом, объяснение правил и хода игры, показ игровых действий, определение роли воспитателя в игре (играющий, болельщик, арбитр, подведение итогов игры.
Третий этап-анализ игры, позволяющий определить эффективность выбранных предметов, выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.
Подбирая дидактические игры нужно особо учитывать возросший уровень знаний ребят. Игры для старших дошкольников объединены в серии, связанные одной темой. Усложнение игр выражается в увеличение количества материала, в требовании более самостоятельно выполнять игровые задания, а также в том, что дети уже самостоятельно контролируют правильность выполнения поставленной задачи, так как старшие дошкольники должны уметь пользоваться своими знаниями, применять их в новой ситуации для решения игровой и дидактической задачи. Например, знание загадок, стихов помогает детям при описании достопримечательностей родного города. Проводя дидактические игры, воспитатель должен обязательно следить за тем как дети выполняют свои задания, направлять игру, подсказывать в случаях затруднения, но не лишать детей инициативы. Играя дети незаметно для себя, закрепляют имеющиеся и приобретают новые знания о родном городе, учатся осуществлять поисковые действия, мыслить и творить. Дидактические игры по краеведению позволяют не только расширить и закрепить представления детей о родном городе, но и воспитать чувство гордости за свой край, развивать речь, внимание, мышление дошкольников.
Подводя итог, хочется подчеркнуть, что воспитание любви к своей Родине, своему городу – это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. И именно игра поможет сделать так, что бы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.