Использование дифференцированного подхода при обучении обучающихся с ОВЗ | Широкая Ольга Владимировна. Работа №338633. Номер работы: №338633
Аннотация: Статья посвящена важности дифференцированного подхода в обучении обучающихся с ОВЗ. В статье рассматриваются преимущества дифференцированного подхода, такие как адаптация учебного материала, учет образовательных стилей, индивидуальная поддержка, повышение мотивации и развитие навыков самостоятельности.
Ключевые слова: обучающиеся с ОВЗ, дифференцированный подход, индивидуальный подход, адаптация, индивидуальные особенности, образовательные стили.
Дифференцированный подход в обучении обучающихся с ОВЗ играет ключевую роль в создании эффективной образовательной среды и поддержке развития каждого ученика с ОВЗ. Этот подход включает в себя индивидуальный подход к каждому учащемуся, учет его специфических потребностей и возможностей, использование адаптированных методик и технологий обучения.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
Широкая Ольга Владимировна, учитель начальных классов
ГБОУ ЛНР «Белокуракинская школа № 1»
Аннотация: Статья посвящена важности дифференцированного подхода в обучении обучающихся с ОВЗ. В статье рассматриваются преимущества дифференцированного подхода, такие как адаптация учебного материала, учет образовательных стилей, индивидуальная поддержка, повышение мотивации и развитие навыков самостоятельности.
Ключевые слова: обучающиеся с ОВЗ, дифференцированный подход, индивидуальный подход, адаптация, индивидуальные особенности, образовательные стили.
Дифференцированный подход в обучении обучающихся с ОВЗ играет ключевую роль в создании эффективной образовательной среды и поддержке развития каждого ученика с ОВЗ. Этот подход включает в себя индивидуальный подход к каждому учащемуся, учет его специфических потребностей и возможностей, использование адаптированных методик и технологий обучения.
Дифференцированный подход позволяет педагогам адаптировать учебный процесс для каждого обучающегося с ОВЗ, учитывая его индивидуальные особенности, такие как уровень когнитивных способностей, моторные навыки, коммуникативные возможности и т.д. Он помогает создать условия, в которых каждый ученик может максимально использовать свои ресурсы и успешно учиться.
Этот подход подразумевает разделение учебного материала на несколько уровней сложности, чтобы каждый ученик мог работать с информацией на своем уровне. Например, для учеников с нарушением зрения можно использовать аудиозаписи материалов, а также специальные учебники с большим шрифтом или Брайлевским шрифтом. Для учеников с нарушениями слуха доступны специальные обучающие материалы с использованием жестового языка или текстовыми интерпретациями.
Одним из ключевых преимуществ дифференцированного подхода является возможность учитывать разные образовательные стили и предпочтения обучающихся с ОВЗ. Некоторые ученики предпочитают визуальные материалы, другие предпочитают слушать аудиозаписи или использовать пространственные диаграммы. Дифференцированный подход позволяет учителям предоставить разнообразные методы обучения и оценки, чтобы удовлетворить потребности всех учащихся.
Важным аспектом дифференцированного подхода является также индивидуальная поддержка и помощь каждому ученику. Педагоги, работающие с обучающимися с ОВЗ, должны иметь глубокие знания о специфических особенностях их состояния. Они должны быть готовы применять адаптированные стратегии, чтобы помочь ученикам преодолеть преграды в обучении и достичь своего максимального потенциала.
Одним из главных преимуществ дифференцированного подхода является создание благоприятной обучающей среды для каждого обучающегося с ОВЗ. Это позволяет им чувствовать себя комфортно и уверенно в процессе обучения, что положительно сказывается на их мотивации и результативности. Обучающиеся с ОВЗ часто испытывают трудности в математике, чтении или письме, а дифференцированный подход дает возможность адаптировать учебный материал и методики под их индивидуальные потребности.
Другим важным преимуществом является учет различных уровней знаний и навыков обучающихся с ОВЗ. Каждый из них может обладать разными способностями и прогрессировать в учебе со своей скоростью. Дифференцированный подход позволяет регулировать объем и сложность учебного материала, основываясь на текущих знаниях и умениях каждого обучающегося. Таким образом, они получают возможность достичь успеха в учебе, несмотря на свои особенности развития.
Также, дифференцированный подход способствует развитию навыков самостоятельности и саморегуляции у обучающихся с ОВЗ. При работе с индивидуализированным учебным планом, они учатся принимать и реализовывать решения, а также контролировать свой прогресс. Это обеспечивает не только повышение их образовательных результатов, но и развитие таких важных навыков, которые могут пригодиться им в дальнейшей жизни.
Кроме того, дифференцированный подход позволяет обнаруживать и развивать потенциал каждого обучающегося с ОВЗ. Часто такие обучающиеся обладают скрытыми талантами и способностями, которые могут быть невидимыми в обычном классе. Дифференцированный подход предоставляет возможность обучающимся с ОВЗ развивать свои сильные стороны и обнаруживать новые таланты, что способствует их самореализации и повышает уровень их мотивации.
Основные принципы дифференцированного подхода в работе с обучающимися с ОВЗ могут быть сформулированы следующим образом.
1. Индивидуализация образовательного процесса. Дифференцированный подход предполагает учет индивидуальных особенностей и потребностей каждого обучающегося с ОВЗ. Это может включать адаптацию учебного материала, применение различных методов обучения и оценки, а также организацию индивидуальных консультаций и поддержки.
2. Гибкое планирование и организация учебного процесса. Важно предоставить обучающимся с ОВЗ возможность выбора и определения своих личных учебных целей и задач. Гибкое планирование позволяет учителям адаптировать учебный материал и методы в соответствии с потребностями каждого обучающегося.
3. Использование разнообразных методов обучения и оценки. Дифференцированный подход предполагает применение различных методов обучения, таких как зрительные, слуховые или кинестетические методы, с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Оценка должна быть адаптирована и информативной для каждого обучающегося, позволяя им продемонстрировать свои знания, независимо от их особенностей.
4. Разнообразность и доступность учебных материалов. Обучающиеся с ОВЗ могут нуждаться в учебных материалах, которые адаптированы их специфическим потребностям. Дифференцированный подход предполагает разработку и использование разнообразных учебных материалов, включая тексты, графики, видео и аудиозаписи, а также доступность этих материалов для каждого обучающегося.
5. Индивидуальная поддержка и обратная связь. Важно предоставить обучающимся с ОВЗ возможность обратиться за помощью и получить индивидуальную поддержку от учителя. Регулярная обратная связь и поощрение помогут обучающимся оценить свой прогресс и мотивировать их в достижении учебных целей.
Таким образом, дифференцированный подход при обучении обучающихся с ОВЗ является эффективным инструментом для создания инклюзивной образовательной среды. Он позволяет учителям адаптировать учебный процесс к разным потребностям и интересам каждого ученика, способствуя их позитивному развитию и успешности в обучении. Однако, такой подход требует от педагогов дополнительной подготовки и готовности к индивидуальной работе с обучающимися с ОВЗ.
Список литературы
1. Зволейко, Е. В. Применение технологии дифференцированного обучения в работе учителя инклюзивного класса / Е. В. Зволейко // Психолого-педагогическое образование в ЗабГУ: традиции и современность : Материалы всероссийской научно-практической конференции, Чита, 27 октября 2021 года / Забайкальский государственный университет. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2021. – С. 112-119.
2. Кошелева, А. А. Особенности организации инклюзивного образования в общеобразовательной школе / А. А. Кошелева // Вопросы педагогики. – 2020. – № 7-1. – С. 98-103.
3. Понятие дифференцированного подхода в обучении / А. А. Жидков, Е. Л. Ермолаева, Е. С. Илюшина [и др.] // Трибуна ученого. – 2021. – № 11. – С. 388-391.
4. Халафов, А. В. Дифференциация обучения как средство реализации инклюзивного образования / А. В. Халафов // Педагогическое образование и наука. – 2022. – № 1. – С. 143-148.