Использование дистанционных образовательных технологий в педагогической практике учителя начальных классов | Мурадова Анжелика Борисовна. Работа №344728
Аннотация. В статье рассматривается значимость дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в процессе обучения детей начальных классов. Обсуждаются современные подходы к интеграции ДОТ в учебный процесс, преимущества и недостатки такого обучения, а также педагогические методики, способствующие эффективному использованию технологий. Особое внимание уделяется практическим рекомендациям для учителей, согласованности родителей и обучающихся, а также аспектам цифровой безопасности.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, начальная школа, педагогическая практика, цифровая грамотность, взаимодействие с родителями, безопасность в сети.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Мурадова Анжелика Борисовна, учитель начальных классов
Средняя общеобразовательная школа №21 им. С. Стальского г. Дербент
Аннотация. В статье рассматривается значимость дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в процессе обучения детей начальных классов. Обсуждаются современные подходы к интеграции ДОТ в учебный процесс, преимущества и недостатки такого обучения, а также педагогические методики, способствующие эффективному использованию технологий. Особое внимание уделяется практическим рекомендациям для учителей, согласованности родителей и обучающихся, а также аспектам цифровой безопасности.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, начальная школа, педагогическая практика, цифровая грамотность, взаимодействие с родителями, безопасность в сети.
С переходом на новые форматы обучения, особенно в условиях пандемии COVID-19, дистанционные образовательные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Они открыли новые горизонты, как для учеников, так и для педагогов, а также привнесли в обучение необходимость развивать навыки самостоятельной работы, организованности и ответственности. Важность данного вопроса обостряется в свете изменений, касающихся образовательных стандартов и требований к обучению в условиях цифровизации.
Дистанционные образовательные технологии представляют собой систему организации учебного процесса, в которой обучение осуществляется с использованием современных информационных и коммуникационных технологий. Основные виды ДОТ включают:
Синхронное обучение — занятия, проводимые в реальном времени с использованием видеоконференций и онлайн-уроков.
Асинхронное обучение — обучение, при котором учащиеся могут изучать материалы в удобное для себя время, используя электронные ресурсы и платформы.
Гибридное обучение — сочетание синхронного и асинхронного форматов, что позволяет адаптировать обучение под индивидуальные потребности учеников.
Для реализации ДОТ используются различные платформы, такие как Zoom, Google Classroom, Microsoft Teams и другие. Эти платформы обеспечивают возможность взаимодействия между учителем и учениками, доступ к учебным материалам и тестирование знаний.
ДОТ позволяют адаптировать обучение к индивидуальным потребностям каждого ученика. Дети могут учиться в своем темпе, пересматривать лекции и выполнять задания, не ограничиваясь рамками классного времени.
Дистанционное обучение предоставляет учащимся доступ к обширному количеству образовательных ресурсов: видеоуроки, электронные книги, интерактивные задания и др. Это способствует углублению знаний и самостоятельному изучению новых тем.
Работа с цифровыми ресурсами и платформами способствует формированию у детей навыков работы с информацией, что особенно важно в условиях современного информационного общества.
Недостатком дистанционного обучения является ограничение личного общения между учащимися, а также между учителями и учениками. Это может негативно повлиять на развитие социальных навыков у детей.
Некоторые ученики могут испытывать сложности с поддержанием мотивации и самоорганизации при дистанционном обучении, что может сказаться на их успеваемости.
Нехватка доступа к высокоскоростному интернету и необходимым устройствам может ограничивать возможности некоторых семей, особенно в удаленных и сельских районах.
Для повышения эффективности дистанционного обучения важно создать комфортную атмосферу. Учитель должен активно взаимодействовать с учениками, предоставляя им возможность задавать вопросы и получать своевременные ответы.
Внедрение активных методов, таких как проектное обучение и игровые технологии, может способствовать повышению интереса к учебному процессу в цифре. Учитель может организовывать групповые проекты, используя платформы для совместной работы.
Регулярная коммуникация с родителями поможет укрепить сотрудничество и повысить эффективность обучения. Учитель может проводить собрания с родителями, информировать о достижениях и проблемах их детей, а также обсуждать общее состояние учебного процесса.
С увеличением времени, проводимого детьми за экранами, возрастает важность вопросов безопасности в сети. Учителю необходимо обучать детей основам безопасного поведения онлайн, популяризируя правила хорошего тона и внимательности.
Использование дистанционных образовательных технологий в педагогической практике начальной школы открывает множество возможностей для индивидуализации обучения, расширения доступа к ресурсам и развития цифровой грамотности. Однако важно учитывать существующие вызовы и пробелы, связанные с мотивацией, взаимодействием и безопасностью. Грамотная организация учебного процесса, активное вовлечение родителей и внимание к детям помогут педагогу создать продуктивную и комфортную образовательную среду.
Список литературы
Король Андрей, Воротницкий Юрий, Кочин Виктор Дистанция в образовании: от м
етодологии к практике // Наука и инновации. 2020. №6 (208).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/distantsiya-v-
obrazovanii-ot- metodologii-k-praktike.
Семенова Галина Вячеславовна, Гусева Юлия Евгеньевна, Поссель Юлия Альфредовна Структура психологической готовности к использованию дистанционных образовательных технологий у педагогов // Научное обеспечение системы
повышения квалификации кадров. 2019. №2 (39).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-psihologicheskoy-
gotovnosti-k-ispolzovaniyu-distantsionnyh-obrazovatelnyh-tehno
logiy-u-pedagogov.
Шкаредных А.С., Симонова Г.И. Возможности электронных образовательных ресурсов как средств дистанционного обучения // Вестник ВятГУ. 2022. №2 (144). URL:
https://cyberleninka.ru/articl
e/n
/vozmozhnosti-elektronnyh-obrazovatelnyh-resursov-kak-sredstv-distantsionnogo-obucheniya.