Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование эффективных методов обучения на уроках технологии | Смольнякова Елена Викторовна. Работа №314724

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, способствующих решить одну из основных задач учебного процесса – сформировать у школьников новую систему универсальных знаний, умений, навыков и наделить опытом самостоятельной практической деятельности.

 

Как реализовать эти намерения на практике? Какие приемы и формы работы должен использовать учитель технологии, чтобы у обучающегося выработался устойчивый интерес к процессу обучения? Для решения данной задачи одной из новых форм эффективных методов обучения на уроках технологии стало проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

Использование эффективных методов обучения

на уроках технологии

 

Смольнякова Елена Викторовна

Учитель ИЗО и технологии Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 95 с углубленным изучением отдельных предметов»

Россия г. Саратов

В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, способствующих решить одну из основных задач учебного процесса – сформировать у школьников новую систему универсальных знаний, умений, навыков и наделить опытом самостоятельной практической деятельности.

 

Как реализовать эти намерения на практике? Какие приемы и формы работы должен использовать учитель технологии, чтобы у обучающегося выработался устойчивый интерес к процессу обучения? Для решения данной задачи одной из новых форм эффективных методов обучения на уроках технологии стало проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

Название технологии произошло от латинского «casus» – запутанный необычный случай; а также от английского «case»– портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Обучающиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути ее решения в процесс изучения прецедентов, либо вырабатывают варианты выхода из сложной практической ситуации, имевших место в прошлом, когда проблема обозначена. Набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся для самостоятельной работы, позволяет взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога.

Кейс-метод обучения возник в США в школе бизнеса Гарвардского университета. Студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации, и обдумывали способы выхода из них (или же ситуация была смоделирована как реальная). В дальнейшем, оказавшись в аналогичной ситуации, студенты легко находили пути решения проблемы. В 1920 году был издан сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на «case study»– обучение на основе реальных ситуаций. В России кейс-технологию называют ещё методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. В последние годы кейс-технология нашла широкое применение в медицине, юриспруденции, экономике, политологии, бизнес образовании.

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным для социализации школьников. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Что дает такой метод? Как интерактивный метод, кейс-технология в образовании вызывает преимущественно положительные эмоции со стороны учащихся, обеспечивая им возможность освоения теоретических знаний и овладения практическими навыками. Он оказывает влияние на профессионализацию обучающихся, способствуя их взрослению, формированию интереса, позитивной мотивации к учебе.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в   описании кейса, что позволяет развивать универсальные учебные действия учащихся, обозначенные требованиями Федерального образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие Кейс – стадии:

1 шаг: Сформулировать одну конкретную проблему и записать ее.

2 шаг: Выявить и записать основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).

1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».

3 шаг: Проблему переформулировать в цель.

4 шаг: Причины становятся задачами.

5 шаг: Для каждой задачи определить комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначить ответственных, которые подбирают команду для реализации мероприятий.

6 шаг: Определить необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия.

7 шаг: Для каждого блока задач определить конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределения функций между учащимися и преподавателем:

 

Фаза работы

Действия преподавателя

Действия учащегося

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

До занятия

1. Подбирает кейс

2. Определяет основные и
вспомогательные материалы
для подготовки учащихся

3. Разрабатывает сценарий
занятия

1.Получает кейс и список рекомендованной литературы

2.Индивидуально готовится
к занятию

 

Во время занятия

1. Организует предварительное обсуждение кейса

2. Делит группу на подгруппы

3. Руководит обсуждением
кейса в подгруппах, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями

1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы

2. Разрабатывает варианты
решений, принимает во внимание мнения других

3. Принимает или участвует в
принятии решений

 

После занятия

1. Оценивает работу учащихся

2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

1. Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме

2. Рефлексия

 

 

Рассмотрим содержание кейса для урока технологии

«Блюда из круп». 5 класс

(просмотр мультфильма «Маша и медведь»)

Ситуация на экране - Мишкину игру в шашки прерывает внезапно появившаяся Маша, которая отбирает у него шашку, чтобы поиграть в «классики». Мише приходится обменять шашку на шайбу, но Маша устраивает игру в хоккей прямо в доме. Миша отправляет ее играть на улицу, но уже скоро Маша возвращается с зайцем: «Мы наигрались. Есть хотим!». Мишка оставляет им целую кастрюлю каши и убегает в лес. Кашу Маша есть не хочет, она решает кашеварить сама, но из этого вышла целая катастрофа. Каша начала выкипать из кастрюли. Пришлось заполнить все емкости в доме, накормить «до отвала» всех животных в лесу, но и это не помогло…

Задания к кейсу:

1. Проанализируйте ситуацию в данном мультфильме и выявите главную проблему сюжета.

2. Почему произошла такая ситуация у Маши?

3. Нужно ли смешивать несколько видов круп и добавлять

варенье при приготовлении каши?

4. Соблюдала ли Маша технику безопасности при варке каши?

5. Составьте свой план приготовления каши.

6. Что означают последние слова Маши «Ох, и заварила

я кашу!» в мультфильме «Маша и медведь».

 

Дополнительные материалы кейса:

 

1-печатная информация (книги, журналы, инструкционные карты, учебник)

Возраст каши – более тысячи лет. Она была найдена археологами в горшке под слоем золы при раскопках древнего города Любеча на Украине. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась постоянной крестьянской пищей (картофель в то время на Руси не знали и не выращивали). Крестьянский обед и обедом не считался, если каша на столе не стояла. А во время поста каша всегда была главной едой. Это здоровая и полезная пища, делающая любой обед сытным, дающая человеческому организму много энергии и здоровья. Поэтому каша стала для народа символом благоденствия. Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько пословиц и поговорок, легенд и сказок, как о каше! Сегодня специалистами точно установлены питательные свойства каши. Так, манная каша относится к легко усвояемой и очень калорийным продуктам. Ее рекомендуют давать детям на завтрак перед серьезными нагрузками: контрольными работами, соревнованиями. В овсяной каше содержатся витамины А и Е, которые способствуют росту детского организма. А вот гречневую кашу в народе называли «княгиней». И неудивительно, ведь в гречневой крупе много растительных белков, жиров, углеводов, крахмала. Она содержит фосфор, кальций, калий, железо, магний, марганец, а также витамины группы В. Блюда из гречневой крупы издавна считаются гордостью русской кухни. Каша – исконно русское блюдо, которое было в почете и у богатых, и у бедных людей. На Руси без каши не обходились Рождественские праздники, родины, крестины, похороны и многие другие события. Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался – «каша». Варить кашу на пиру поручалось наиболее уважаемым и почетным гостям. Молодых осыпали зерном, а на самой свадьбе жених и невеста обязательно должны были при гостях съесть кашу. При рождении ребенка готовилась «бабина каша» – крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец. А вскоре после рождения ребенка гости также приходили «на кашу» – поздравляли родителей и ели кашу за здоровье малыша. Вот какая история произошла с кашею Дмитрия Донского. Решив жениться на дочери нижегородского князя, он, по обычаю, должен был ехать «на кашу» к отцу невесты. Но Дмитрий, князь Московский, счел ниже своего достоинства справлять свадьбу на земле будущего тестя и пригласил его к себе. Нижегородский князь тоже не согласился на столь «оскорбительное» предложение. Тогда выбрали золотую середину: кашу сварили не в Москве и не в Новгороде, а в Коломне, которая находится между этими двумя городами. С этой историей, говорят, и связано появление популярного русского присловья «заваривать кашу».

 

2 -Технологическая карта-плакат «Приготовление каши»

3 -Образцы круп (раздаточный материал)

4 -Набор кастрюль (выбор «правильной» для варки каш)

 

Рекомендуемая последовательность работы:

1 ступень – введение в задачу

2 ступень – сбор информации по кейс-задаче

3 ступень – принятие решений

4 ступень – рассмотрение альтернатив

5 ступень – сравнительный анализ

6 ступень – презентация решений

Таким образом, использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ:

Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на

овладение готовым знанием.

Преодолевается «сухость» и не эмоциональность в изучении

сложных вопросов.

Обучающиеся получают жизненно важный опыт решения

проблем, возможность соотносить теории

и концепции

с реальной жизнью.

Повышается мотивация

обучения у

учащи

хся;

Развиваются интеллектуальные навыки у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.

У детей развивается умение логически мыслить, формулировать

вопрос, аргументировать ответ, делать собственные

выводы, отстаивать свое мнение, слушать и понимать других людей

, работать в команде.

Кейс-

технология предоставляет больше возможностей для

работы с информацией, оценки альтернативных решений, что

очень важно в настоящее

время, когда ежедневно

возрастают объёмы

информационных потоков, освещаются различные

точки зрения

на одно и то же событие.

Достоинством кейс-технологии является ее гибкость, вариативность, что способствует

развитию креативности у учителя

и учеников.

Список литературы:

Андюсев

Б.

Кейс-

технология –

инструмент формирования

компетентностей // Директор школы. – 2010. – № 4. – С. 61–65.

Гумметова

А.Ю., Ступина Е.В. Кейс-метод как

современ-ная

технология личностно ориентированного обучения //

Обра-зование

в России. – 2010. – № 5.

Иванова О.А.,

Цегельная

Н.В., Дементьева О.М.

Исполь

-

зование

кейс-метода в образовательном процессе // Школа и производство. – 2011. – № 8. – С. 3-–8.

Каунов А.М.,

Амерханова

А.А.

Применение кейс

-метода в технологическом образовании // Школа и производство. – 2011. № 8. – С. 8–10.

Кейс-метод как современная технология личностно

ориен

- тированного обучения [Электронный ресурс]: Учительский портал. –

Режим доступа: http://www.uchportal

.

ru

/

publ

/15-1-0-507/ 11.03.2013.

Михайлова Е.А.

Кейс и кейс

-

метод: процесс написания

кейса // Школьные технологии. – 2005. – № 5. – С. 106–116.

Пажитнева

Е.В. Кейс-технология для развития

одарѐнно-сти

// Химия в школе. – 2008. – № 4. – С. 13–17.

Прутченков

А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в, школе: [понятия «кейс» и «кейс-метод», классификация кейсов, структура кейса, сущность метода, технология и этапы

разработ-ки

] // Экономика в школе. – 2007. – № 2. – С. 22–41; № 3. – С. 29–37; № 4. – С. 15–31.

Прутченков

А.С. Технология «кейс-стадии» в воспитании школьников [Текст] / А. С.

Прутченков

// Школьные технологии. –2009. – № 1. – С. 55–67.

Саушкина

И.А. Новые технологии воспитания в начальной

школе [Текст] // Альманах современной науки и образования

. –2012. – № 10 (65). – С.163-164.

Шимутина

Е. Кейс-технологии в учебном процессе [Текст] / Е.

Шимутина

// Народное образование. – 2009. – № 2.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×