Использование эффективных методов обучения на уроках технологии | Смольнякова Елена Викторовна. Работа №314724
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, способствующих решить одну из основных задач учебного процесса – сформировать у школьников новую систему универсальных знаний, умений, навыков и наделить опытом самостоятельной практической деятельности.
Как реализовать эти намерения на практике? Какие приемы и формы работы должен использовать учитель технологии, чтобы у обучающегося выработался устойчивый интерес к процессу обучения? Для решения данной задачи одной из новых форм эффективных методов обучения на уроках технологии стало проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
Использование эффективных методов обучения
на уроках технологии
Смольнякова Елена Викторовна
Учитель ИЗО и технологии Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 95 с углубленным изучением отдельных предметов»
Россия г. Саратов
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, способствующих решить одну из основных задач учебного процесса – сформировать у школьников новую систему универсальных знаний, умений, навыков и наделить опытом самостоятельной практической деятельности.
Как реализовать эти намерения на практике? Какие приемы и формы работы должен использовать учитель технологии, чтобы у обучающегося выработался устойчивый интерес к процессу обучения? Для решения данной задачи одной из новых форм эффективных методов обучения на уроках технологии стало проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.
Название технологии произошло от латинского «casus» – запутанный необычный случай; а также от английского «case»– портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Обучающиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути ее решения в процесс изучения прецедентов, либо вырабатывают варианты выхода из сложной практической ситуации, имевших место в прошлом, когда проблема обозначена. Набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся для самостоятельной работы, позволяет взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога.
Кейс-метод обучения возник в США в школе бизнеса Гарвардского университета. Студенты рассматривали сложные ситуации, в которых оказывались реальные организации, и обдумывали способы выхода из них (или же ситуация была смоделирована как реальная). В дальнейшем, оказавшись в аналогичной ситуации, студенты легко находили пути решения проблемы. В 1920 году был издан сборник кейсов, после чего вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на «case study»– обучение на основе реальных ситуаций. В России кейс-технологию называют ещё методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами. В последние годы кейс-технология нашла широкое применение в медицине, юриспруденции, экономике, политологии, бизнес образовании.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным для социализации школьников. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Что дает такой метод? Как интерактивный метод, кейс-технология в образовании вызывает преимущественно положительные эмоции со стороны учащихся, обеспечивая им возможность освоения теоретических знаний и овладения практическими навыками. Он оказывает влияние на профессионализацию обучающихся, способствуя их взрослению, формированию интереса, позитивной мотивации к учебе.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса, что позволяет развивать универсальные учебные действия учащихся, обозначенные требованиями Федерального образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие Кейс – стадии:
1 шаг: Сформулировать одну конкретную проблему и записать ее.
2 шаг: Выявить и записать основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»).
1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».
3 шаг: Проблему переформулировать в цель.
4 шаг: Причины становятся задачами.
5 шаг: Для каждой задачи определить комплекс мероприятий – шагов по ее решению, для каждого шага назначить ответственных, которые подбирают команду для реализации мероприятий.
6 шаг: Определить необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятия.
7 шаг: Для каждого блока задач определить конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.
Распределения функций между учащимися и преподавателем:
Фаза работы
Действия преподавателя
Действия учащегося
До занятия
1. Подбирает кейс
2. Определяет основные и
вспомогательные материалы
для подготовки учащихся
3. Разрабатывает сценарий
занятия
1.Получает кейс и список рекомендованной литературы
2.Индивидуально готовится
к занятию
Во время занятия
1. Организует предварительное обсуждение кейса
2. Делит группу на подгруппы
3. Руководит обсуждением
кейса в подгруппах, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями
1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы
2. Разрабатывает варианты
решений, принимает во внимание мнения других
3. Принимает или участвует в
принятии решений
После занятия
1. Оценивает работу учащихся
2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы
1. Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме
2. Рефлексия
Рассмотрим содержание кейса для урока технологии
«Блюда из круп». 5 класс
(просмотр мультфильма «Маша и медведь»)
Ситуация на экране - Мишкину игру в шашки прерывает внезапно появившаяся Маша, которая отбирает у него шашку, чтобы поиграть в «классики». Мише приходится обменять шашку на шайбу, но Маша устраивает игру в хоккей прямо в доме. Миша отправляет ее играть на улицу, но уже скоро Маша возвращается с зайцем: «Мы наигрались. Есть хотим!». Мишка оставляет им целую кастрюлю каши и убегает в лес. Кашу Маша есть не хочет, она решает кашеварить сама, но из этого вышла целая катастрофа. Каша начала выкипать из кастрюли. Пришлось заполнить все емкости в доме, накормить «до отвала» всех животных в лесу, но и это не помогло…
Задания к кейсу:
1. Проанализируйте ситуацию в данном мультфильме и выявите главную проблему сюжета.
2. Почему произошла такая ситуация у Маши?
3. Нужно ли смешивать несколько видов круп и добавлять
варенье при приготовлении каши?
4. Соблюдала ли Маша технику безопасности при варке каши?
5. Составьте свой план приготовления каши.
6. Что означают последние слова Маши «Ох, и заварила
я кашу!» в мультфильме «Маша и медведь».
Дополнительные материалы кейса:
1-печатная информация (книги, журналы, инструкционные карты, учебник)
Возраст каши – более тысячи лет. Она была найдена археологами в горшке под слоем золы при раскопках древнего города Любеча на Украине. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась постоянной крестьянской пищей (картофель в то время на Руси не знали и не выращивали). Крестьянский обед и обедом не считался, если каша на столе не стояла. А во время поста каша всегда была главной едой. Это здоровая и полезная пища, делающая любой обед сытным, дающая человеческому организму много энергии и здоровья. Поэтому каша стала для народа символом благоденствия. Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько пословиц и поговорок, легенд и сказок, как о каше! Сегодня специалистами точно установлены питательные свойства каши. Так, манная каша относится к легко усвояемой и очень калорийным продуктам. Ее рекомендуют давать детям на завтрак перед серьезными нагрузками: контрольными работами, соревнованиями. В овсяной каше содержатся витамины А и Е, которые способствуют росту детского организма. А вот гречневую кашу в народе называли «княгиней». И неудивительно, ведь в гречневой крупе много растительных белков, жиров, углеводов, крахмала. Она содержит фосфор, кальций, калий, железо, магний, марганец, а также витамины группы В. Блюда из гречневой крупы издавна считаются гордостью русской кухни. Каша – исконно русское блюдо, которое было в почете и у богатых, и у бедных людей. На Руси без каши не обходились Рождественские праздники, родины, крестины, похороны и многие другие события. Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался – «каша». Варить кашу на пиру поручалось наиболее уважаемым и почетным гостям. Молодых осыпали зерном, а на самой свадьбе жених и невеста обязательно должны были при гостях съесть кашу. При рождении ребенка готовилась «бабина каша» – крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец. А вскоре после рождения ребенка гости также приходили «на кашу» – поздравляли родителей и ели кашу за здоровье малыша. Вот какая история произошла с кашею Дмитрия Донского. Решив жениться на дочери нижегородского князя, он, по обычаю, должен был ехать «на кашу» к отцу невесты. Но Дмитрий, князь Московский, счел ниже своего достоинства справлять свадьбу на земле будущего тестя и пригласил его к себе. Нижегородский князь тоже не согласился на столь «оскорбительное» предложение. Тогда выбрали золотую середину: кашу сварили не в Москве и не в Новгороде, а в Коломне, которая находится между этими двумя городами. С этой историей, говорят, и связано появление популярного русского присловья «заваривать кашу».
2 -Технологическая карта-плакат «Приготовление каши»
3 -Образцы круп (раздаточный материал)
4 -Набор кастрюль (выбор «правильной» для варки каш)
Рекомендуемая последовательность работы:
1 ступень – введение в задачу
2 ступень – сбор информации по кейс-задаче
3 ступень – принятие решений
4 ступень – рассмотрение альтернатив
5 ступень – сравнительный анализ
6 ступень – презентация решений
Таким образом, использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ:
Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на
овладение готовым знанием.
Преодолевается «сухость» и не эмоциональность в изучении
сложных вопросов.
Обучающиеся получают жизненно важный опыт решения
проблем, возможность соотносить теории
и концепции
с реальной жизнью.
Повышается мотивация
обучения у
учащи
хся;
Развиваются интеллектуальные навыки у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности.
У детей развивается умение логически мыслить, формулировать
вопрос, аргументировать ответ, делать собственные
выводы, отстаивать свое мнение, слушать и понимать других людей
, работать в команде.
Кейс-
технология предоставляет больше возможностей для
работы с информацией, оценки альтернативных решений, что
очень важно в настоящее
время, когда ежедневно
возрастают объёмы
информационных потоков, освещаются различные
точки зрения
на одно и то же событие.
Достоинством кейс-технологии является ее гибкость, вариативность, что способствует
развитию креативности у учителя
и учеников.
Список литературы:
Андюсев
Б.
Кейс-
технология –
инструмент формирования
компетентностей // Директор школы. – 2010. – № 4. – С. 61–65.
Гумметова
А.Ю., Ступина Е.В. Кейс-метод как
современ-ная
технология личностно ориентированного обучения //
Обра-зование
в России. – 2010. – № 5.
Иванова О.А.,
Цегельная
Н.В., Дементьева О.М.
Исполь
-
зование
кейс-метода в образовательном процессе // Школа и производство. – 2011. – № 8. – С. 3-–8.
Каунов А.М.,
Амерханова
А.А.
Применение кейс
-метода в технологическом образовании // Школа и производство. – 2011. № 8. – С. 8–10.
Кейс-метод как современная технология личностно
ориен
- тированного обучения [Электронный ресурс]: Учительский портал. –
Режим доступа: http://www.uchportal
.
ru
/
publ
/15-1-0-507/ 11.03.2013.
Михайлова Е.А.
Кейс и кейс
-
метод: процесс написания
кейса // Школьные технологии. – 2005. – № 5. – С. 106–116.
Пажитнева
Е.В. Кейс-технология для развития
одарѐнно-сти
// Химия в школе. – 2008. – № 4. – С. 13–17.
Прутченков
А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в, школе: [понятия «кейс» и «кейс-метод», классификация кейсов, структура кейса, сущность метода, технология и этапы
разработ-ки
] // Экономика в школе. – 2007. – № 2. – С. 22–41; № 3. – С. 29–37; № 4. – С. 15–31.
Прутченков
А.С. Технология «кейс-стадии» в воспитании школьников [Текст] / А. С.
Прутченков
// Школьные технологии. –2009. – № 1. – С. 55–67.
Саушкина
И.А. Новые технологии воспитания в начальной
школе [Текст] // Альманах современной науки и образования
. –2012. – № 10 (65). – С.163-164.
Шимутина
Е. Кейс-технологии в учебном процессе [Текст] / Е.
Шимутина
// Народное образование. – 2009. – № 2.