Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование экологической тропы на уроках биологии | Ефимова Галина Михайловна. Работа №346173

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению использования экологической тропы как инструмента активного обучения на уроках биологии. Экологическая тропа представляет собой уникальный образовательный ресурс, который способствует углубленному изучению экосистем, биологических процессов и экологической культуры. В статье описываются основные принципы организации экологической тропы, ее роль в образовательном процессе, а также примеры практического использования на уроках биологии. Особое внимание уделяется методам активизации познавательной деятельности учащихся через экологическую тропу, что, в свою очередь, способствует формированию у школьников ответственного отношения к окружающей среде.

Ключевые слова: экологическая тропа, уроки биологии, активное обучение, экосистемы, экологическое образование, познавательная деятельность.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

 

Ефимова Галина Михайловна, учитель

МАОУ СШ с. Залучье Старорусского района Новгородской области

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению использования экологической тропы как инструмента активного обучения на уроках биологии. Экологическая тропа представляет собой уникальный образовательный ресурс, который способствует углубленному изучению экосистем, биологических процессов и экологической культуры. В статье описываются основные принципы организации экологической тропы, ее роль в образовательном процессе, а также примеры практического использования на уроках биологии. Особое внимание уделяется методам активизации познавательной деятельности учащихся через экологическую тропу, что, в свою очередь, способствует формированию у школьников ответственного отношения к окружающей среде.

Ключевые слова: экологическая тропа, уроки биологии, активное обучение, экосистемы, экологическое образование, познавательная деятельность.

 

В современном образовании особое внимание уделяется экологическому воспитанию учащихся, которое становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Эффективные подходы к изучению биологии требуют от педагогов не только передачи знаний, но и формирования у учащихся экологической культуры, осознания их роли в сохранении окружающей среды. Одним из эффективных методов достижения этой цели является использование экологической тропы.

 

Экологическая тропа – это специально организованный маршрут в природной среде, где учащиеся могут наблюдать, изучать и исследовать экосистемы, их разнообразие и взаимосвязи. Экологические тропы могут находиться на территории школ, парков, заповедников и других природных объектов. В данной статье будет рассмотрено, как экологическая тропа может быть использована на уроках биологии для активизации познавательной деятельности учащихся и формирования у них ответственного отношения к природе.

Организация экологической тропы включает в себя несколько ключевых этапов:

1. Выбор местности: Важно выбрать место, которое будет представлять интерес для изучения. Это может быть школьный сад, местный парк, лес или берег реки. Главное — наличие разнообразных природных объектов и экосистем.

2. Проектирование тропы: Необходимо разработать маршрут, который будет доступен для учащихся и обеспечит возможность наблюдения за различными объектами. Важно предусмотреть остановки, на которых учащиеся смогут остановиться для наблюдений и обсуждений.

3. Создание информационных стендов: На тропе могут быть установлены стенды с информацией о растениях, животных и экосистемах, которые встречаются на маршруте. Это позволит учащимся получать дополнительную информацию во время экскурсии.

4. Подготовка к экскурсии: Перед выходом на экологическую тропу необходимо провести инструктаж, обсудить правила поведения в природе и объяснить цель экскурсии. Учащихся стоит подготовить к активной познавательной деятельности.

5. Использование методов активного обучения: На этапе экскурсии важно задействовать различные методы активного обучения, такие как наблюдения, эксперименты, обсуждения и проектные работы.

Экологическая тропа выполняет несколько ключевых функций в образовательном процессе:

1. Наблюдение за природой: Учащиеся получают возможность наблюдать за природными явлениями, что способствует более глубокому пониманию биологических процессов и экосистем.

2. Практическое применение знаний: Экологическая тропа позволяет учащимся применить теоретические знания на практике. Например, наблюдая за растениями и животными, они могут связывать свои знания о таксономии, физиологии и экологии.

3. Формирование экологической культуры: Наблюдения за природой способствуют развитию у школьников уважения к окружающей среде и формированию ответственности за её сохранение.

4. Развитие исследовательских навыков: Экологическая тропа предоставляет возможность для самостоятельного поиска информации, проведения экспериментов и работы с данными, что способствует развитию исследовательских навыков учащихся.

5. Создание положительного эмоционального фона: Природа и активное обучение способствуют созданию положительного эмоционального фона, что делает учебный процесс более увлекательным и запоминающимся.

Использование экологической тропы на уроках биологии предоставляет широкий спектр методов для активизации познавательной деятельности учащихся. Рассмотрим несколько из них.

1. Наблюдения

Наблюдение является одним из самых простых и эффективных способов активизации познавательной деятельности. Учащиеся могут изучать различные аспекты окружающей природы: особенности строения растений, поведение животных, условия их обитания. Задания могут включать в себя:

- Заполнение таблиц: Учащиеся могут составлять таблицы, в которых фиксируют наблюдения, например, записывая характеристики различных видов растений, их местообитания и особенности.

- Фотодокументация: Запись наблюдений с помощью фотографий и заметок помогает учащимся более внимательно относиться к изучаемым объектам.

2. Исследовательские проекты

Исследовательские проекты на экологической тропе могут включать в себя различные темы, связанные с экосистемами. Примеры таких проектов:

- Изучение биоразнообразия: Учащиеся могут провести исследование, выявляя виды растений и животных на тропе, фиксируя их количество и распределение.

- Изучение экосистемы: Проект может быть посвящен изучению конкретной экосистемы, например, водоема или леса, с акцентом на взаимодействия между видами.

3. Игровые элементы

Включение игровых элементов в обучение делает его более увлекательным. На экологической тропе можно организовать различные игры и конкурсы:

- Квесты: Учащиеся могут выполнять задания, связанные с нахождением и изучением объектов на тропе, что способствует развитию командной работы и исследовательских навыков.

- Ролевые игры: В ролевых играх учащиеся могут принимать на себя роли различных организмов и обсуждать их взаимодействия в экосистеме.

Приведем несколько примеров практического использования экологической тропы на уроках биологии.

Урок 1: Изучение лесной экосистемы

Цели:

- Изучить составляющие лесной экосистемы.

- Понять взаимодействия между растениями и животными.

Ход урока:

1. Подготовка: Учащиеся знакомятся с теоретическим материалом о лесной экосистеме.

2. Экскурсия: На экологической тропе учащиеся наблюдают за растениями, определяют их виды и записывают наблюдения. На каждом этапе предусмотрены остановки для обсуждения.

3. Задание: Учащиеся делятся на группы и получают задание создать карту экосистемы, отметив различные виды и их взаимодействия.

Урок 2: Изучение водоемов

Цели:

- Изучить флору и фауну водоемов.

- Понять экологические проблемы, связанные с водоемами.

Ход урока:

1. Подготовка: Учащиеся изучают информацию о водоемах, их экосистемах и основных обитателях.

2. Экскурсия: На водной тропе учащиеся проводят наблюдения за растениями и животными, фиксируя информацию о каждом наблюдаемом виде.

3. Задание: Учащиеся обсуждают экологические проблемы, с которыми сталкиваются водоемы, и предлагают пути их решения.

Урок 3: Экологическая культура и охрана природы

Цели:

- Формирование экологической культуры у учащихся.

- Понимание важности охраны окружающей среды.

Ход урока:

1. Подготовка: Обсуждение экологических проблем и их влияния на природу.

2. Экскурсия: На экологической тропе учащиеся наблюдают за состоянием окружающей среды, фиксируя мусор и другие негативные факторы.

3. Задание: Учащиеся разрабатывают проект по улучшению состояния окружающей среды, например, акцию по очистке территории.

В заключение можно отметить, что использование экологической тропы на уроках биологии является эффективным способом активизации познавательной деятельности учащихся и формирования у них экологической культуры. Экологическая тропа предоставляет уникальную возможность для наблюдения, практического применения знаний и развития исследовательских навыков. Организация экскурсии требует от учителей творческого подхода, готовности использовать разнообразные методы активного обучения и активно вовлекать учащихся в процесс. Такой подход способствует не только углублению знаний о биологии и экологии, но и формированию ответственного отношения к окружающей среде, что является актуальной задачей современного образования.

 

Список литературы

 

1. Федорова, Н. Г. Методы активного обучения на уроках биологии. Издательство: Наука, 2022.

2. Сидорова, Е. А. Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры. Издательство: Педагогика, 2023.

3. Тотай, А. В.  Экология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. В. Тотай [и др.] ; под общей редакцией А. В. Тотая, А. В. Корсакова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×