Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование электронных средств обучения в начальной школе | Резниченко Алина Андреевна. Работа №292485

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Резниченко Алина Андреевна
Цель работы заключается в теоретическом обосновании определения эффективности включения в урок литературного чтения современных средств обучения. ВВ соответствии с целью, были поставлены следующие задачи:

1.            Провести теоретический анализ по проблеме исследования.

2.            Раскрыть возможности системы использования современных средств обучения.

3.            3. Разработать и внедрить в систему электронное оборудование   и при этом проверить его эффективность. данной статье описывается работа на уроках в начальной школе ЭСО. Их влияние на мативацию обучающихся. С помощью методик на протяжении месяца рбучени и наблюдения за детьми удалось доказать, что ЭСО влияют на мативацию учащихся.

ВВЕДЕНИЕ

В педагогической практике познавательный интерес рассматривают как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать мышление, волноваться и переживать, увлечённо работать над учебной задачей. «Смертный грех учителя – быть скучным» (И. Ф. Гербарт). Этот афоризм часто определяет понимание учителем места познавательного интереса в обучении, который рассматривается им как инструмент оживления учебного процесса, находящийся в его руках.

Одним из средств активизации познавательного интереса современных школьников является использование различных электронных средств обучения (ЭСО). Дидактически обоснованное использование технологии мультимедиа в образовательном процессе активизирует образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал, в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества развивается воображение как один из основных компонентов литературных способностей. При этом наблюдается более чуткое отношение младших школьников к слову, звуку, цвету, своим и чужим эмоциональным переживаниям.

Вышесказанное определило проблему исследования: подбор системы использования современных ЭСО в обучении детей литературному чтению для формирования познавательного интереса.

Актуальность, практическая и теоретическая значимость путей разрешения проблемы определили тему исследования: «Использование электронных средств обучения на уроках литературного чтения для развития познавательного интереса в начальных классах».

Цель выпускной квалификационной работы теоретически обосновать и определить эффективность включения в урок литературного чтения электронных средств обучения.

На пути к достижению поставленной цели представляется целесообразным решить следующие задачи:

Провести теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью выявления путей эффективного использования современных ЭСО на уроках литературного чтения.

Раскрыть возможности системы использования современных ЭСО с точки зрения методики преподавания литературы в начальной школе.

Разработать и внедрить систему использования современных ЭСО

в уроки

литературного чтения в начальной школе.

Проверить эффективность системы использования современных ЭСО на уроках литературного чтения в процессе опытно-экспериментальной работы.

Гипотезой исследования является предположение о том, что систематическое использования ЭСО на уроках литературного чтения ведёт к развитию познавательного интереса младших школьников.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является процесс формирования познавательного интереса младших школьников на уроках литературного чтения.

Предметом исследования является система использования ЭСО на уроках литературного чтения как один из способов создания условий для развития познавательного интереса.

Методы исследования:

теоретические – поиск, изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

эмпирические – педагогическое наблюдение деятельности учащихся и учителя в процессе обучения литературному чтению;

экспериментальная работа в начальных классах по составлению и применению заданий по литературному чтению с использованием ЭСО для развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Особенности познавательного интереса младших школьников

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу-вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Как пишет В. В. Давыдов, младший школьный возраст – это особый период в жизни ребёнка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного полного и неполного среднего образования. Содержание среднего образования и его задачи еще окончательно не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства также нельзя считать окончательными и неизменными. По мнению В. В. Давыдова, можно говорить лишь о наиболее характерных чертах этого возраста [5, с. 18].

Система «ребёнок - учитель» является ведущей и начинает определять отношения между родителями и их детьми.

В учителе воплощены требования общества, в школе существует система одинаковых эталонов, одинаковых мер для оценки. Д. Б. Эльконин отмечал, что ученик очень чуток к тому, как учитель относится к ним. В первое время дети стараются строго следовать указаниям учителя [17, с.108]. Если учитель по отношению к правилу допускает лояльности, то правило разрушается изнутри. Ребёнок начинает относиться к другому ребёнку с позиции того, как этот учащийся относится к эталону, который вводит учитель. К третьему классу положение меняется, и значимость учителя снижается.

Ситуация «ребенок - учитель» пронизывает всю жизнь ребенка. Если в школе хорошо, значит и дома хорошо значит и с детьми тоже хорошо.

Эта социальная ситуация развития ребенка требует особой деятельности, которая называется учебной.

Фёдоров М. А. считает, что в младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, поскольку:

во-первых, через учебную деятельность осущ

ествляются основные отношения ребё

нка с обществом;

во-вторых, в ней осуществляется формирование как основных качеств личности ученика школьного возраста, так и отдельных психических процессов [15, с. 165].

Одним из основных показателей становления личности школьника является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений.

В «Кратком психологическом словаре» под редакцией И. А. Малининой отмечается, что познавательный интерес – важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущности стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном отношении к миру предметов, явлений, глубоком их изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей [10, с. 35].

Л. С. Выготский в своём издании «Проблема возрастной периодизации детского развития» утверждал, что электронные средства обучения значительно влияют на интенсивность личностного развития. Эффективность процесса повышается, если познавательные интересы развивать с младшего школьного возраста. Данное положение определяет педагогическую целесообразность проблемы изучения и развития познавательных интересов младших школьников. Познавательный интерес, как общий феномен интереса, имеет сложную структуру, в которой выделяют психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, волевые, регулятивные), а также объективные и субъективные связи человека с миром в отношениях. Анализ психолого-педагогической литературы (Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина) позволяет в качестве ведущих компонентов структуры познавательного интереса выделить интеллектуальный, волевой, эмоциональный, поведенческий.

Творческая познавательная деятельность выделяется как оптимальная форма организации учебно-воспитательного процесса, так как творчески организуемая учебная деятельность рассматривается, как наиболее соответствующая потребностям и возможностям младших школьников [4, с. 67].

Г. И. Щукина выделяет, что этой связи особое внимание занимают электронные средства обучения детей. Следовательно, деятельность учащихся в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками желательно строить на творческом использовании наиболее удовлетворяющих возрастным потребностям данной категории учеников [16, с. 214].

Исходя из значимости электронных средств обучения для развития познавательных интересов младших школьников, Г. В. Бобровская выделяет общие условия применения ЭСО в процессе обучения младших школьников на уроках литературного чтения:

понимание ЭСО как формы организации колл

ективной, руководимой учителем

учебной деятельности;

необходимость обеспечения непосредственного обучающего эффекта ЭСО, то есть, познавательную направленность, нацеленную на овладение способами учебных действий;

создание положительного эмоционального настроя

, способствующего вызвать у ребё

нка состояние творческого поиска и инициативы в процессе ЭСО [3, с. 43].

Можно сделать вывод, что для усиления познавательной активности младших школьников необходимо использование активных методов обучения, например, электронных средств обучения.

 

 

 

1.2. Электронные средства обучения, их классификация

Повсеместное распространение компьютерной техники и связанных с ней информационных и телекоммуникационных технологий порождает новые направления информатизации в любой сфере общественной жизни. Очевидно, что образование не является исключением. За последние двадцатьтридцать лет компьютеры, существующие технологии и средства прочно вошли во все виды учебных заведений. Использование электронных средств обучения в начальных классах направлено на повышение эффективности и качества обучения учащихся.

Электронные средства обучения – компьютерные педагогические программные средства, предназначенные для предъявления новой информации, дополняющие печатные издания, служащие в том числе для индивидуального обучения, а также позволяющие тестировать полученные знания и умения обучаемого [4].

Н. Н. Ремин электронные средства обучения классифицировал так:

Учебные программные средства.

Предназначены для обобщения суммы знаний, формирования умений и навыков учебной или практической деятельности, а также обеспечения необходимого уровня усвоения, который устанавливается при обратной связи.

Программные

средства (системы) – тренажёры.

Предназначенны для отработки умений, навыков учебной деятельности, самоподготовки.

Контрольные программные средства.

Предназначены для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом.

Информационно-поисковые программные системы.

Предназначены для формирования умений и навыков по систематизации информации.

Имитационные программные средства.

Предназначены для изучения определенного аспекта реальности, его основных структурных или функциональных характеристик с помощью ограниченного количества параметров.

Моделирующие программные средства.

Предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и «виртуальных») с целью их изучения.

Демонстрационные программные средства.

Предназначены для наглядного представления учебного материала, визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязи между объектами.

Учебно-игровые программные средства.

Предназначены для «проигрывания» учебных ситуаций.

Разрешительные программные средства.

Предназначены для организации внеаудиторной работы, имеющие целью развитие внимания, реакции, памяти [22].

Исходя из существующей классификации электронных средств обучения, выделяются следующие виды:

Электронные тренажёры.

Программные средства служат для измерения и контроля уровня навыков, умений и знаний обучающихся; программные средства, необходимые для осуществления имитационного и математического моделирования; справочные информационно-поисковые системы. Включают в себя подобные электронные средства обучения и образовательные ресурсы по самым различным предметам. Именно поэтому интерактивные тренажёры весьма активно используются многими учителями. Применяют такие электронные средства для обучения языкам, точным наукам и т. д. Интерактивные тренажёры находят использование на тех уроках, на которых педагогу важно не только провести систематизацию изученного материала, но и акцентировать внимание класса на основных моментах изучаемого материала. Это позволит понять тему и подготовить детей к контрольной работе. Помимо этого, при разработке электронных средств обучения в виде тренажёров их визуальный ряд нередко дополняется рисунками из учебника. Это позволяет повысить наглядность урока. При этом становится незаменимым пособием, которое помогает не только объяснить педагогу сложный учебный материал, но и успешно освоить его школьниками при самостоятельной работе.

Н. А. Дзунович отмечал, что преимущества электронных средств обучения как одной из методик освоения школьных программ заключаются в том, что они способны выполнить три взаимосвязанные между собой функции.

Диагностическая функция.

Подобная функция позволяет выявить уровень навыков, умений и знаний обучающегося. Дидактические возможности электронных средств обучения позволяют определять и устранять пробелы, имеющиеся в знаниях школьника. В связи с тем, что подобный тренажёр, как правило, представляет собой определённый набор тестовых вопросов, по своей широте, объективности, а также скорости диагностирования он значительно превосходит все другие виды педагогического контроля.

Обучающая функция.

Подобная функция электронного тренажёра заключается в том, что его применение позволяет активизировать работу ученика по усвоению им определённого предмета. Ведь при разработке подобных инструментов в их программу включаются подсказки и наводящие вопросы. Ученики, решив тесты, получают ссылки либо на вопросы, либо на разделы теоретического материала, по которым были даны неверные ответы. Выполняя свою обучающую функцию, тренажёр предоставляет школьнику возможность повторно решить задание из однотипной группы или того же уровня сложности.

Воспитательная функция.

Современные электронные средства обучения дисциплинируют деятельность учащихся и способствуют их самоорганизации. При работе с этими инструментами у школьников формируется стремление к развитию ответственности, самостоятельности и инициативности [18].

Виртуальные лаборатории

С помощью подобных инструментов значительно расширяются границы теоретических и практических исследований школьников. При этом физический эксперимент дополняется вычислительным.

Одни из таких электронных средств обучения в образовательном процессе предлагают школьникам модели объектов исследований, а другие модели измерительных установок. С помощью подобных инструментов школа может сэкономить средства на приобретении дорогого лабораторного оборудования и повысить безопасность практических работ учащихся.

В настоящее время разработано и используется в образовательном процессе большое количество моделирующих программ. Они созданы специально для обучения детей различным предметам в рамках школьной программы, а именно математике и языкам, биологии и химии, физике, художественной литературе и т. д. Существуют и специальные компьютерные информационные модели, которые не содержат в себе конкретных заданий, но при этом весьма эффективны для учебного и воспитательного процесса в школе. Подобное становится возможным благодаря использованию в них разнообразных методических приемов.

Основные возможности электронных средств обучения данного типа состоят в их развивающем, а также обучающем характере. И это не только сами компьютерные программы, но и наборы подобных программ, представленные в форме отдельных серий, пакетов, подсистем и коллекций.

Стоит отметить, что те информационные модели, которые применяются в школах, чаще всего не универсальны. Каждую из них изначально создавали специально для узкого круга явлений.

Модели, основанные на применении математических технологий, используются не только для демонстрации тех явлений, которые трудно воспроизвести в учебной обстановке. Они предназначены и для интерактивного выяснения того, какова степень влияния параметров на создаваемую ситуацию. Это и позволяет информационным моделям заменять лабораторные установки, а также отрабатывать навыки управления практическими процессами у детей.

ЭУ – электронные учебники.

Каково использование в образовательном процессе электронных средств обучения данного вида? О. Н. Лёвушкин электронные учебники подразделяет на два типа. Первый из них представляет собой электронную копию привычного для всех издания, только с небольшим количеством дополнительных возможностей, а именно:

увеличение рисунков;

наличие гиперссылок, с помощью которых открывается тема, связанная с изучаемой;

присутствие дополнительного материала, не внесенного в обычный учебник из-за ограничения в весе.

Второй тип данного электронного инструмента представляет собой обучающий программный комплекс. Он позволяет школьнику выполнять домашние задания прямо на его страницах. При этом подобный учебник имеет видеопримеры правильного выполнения практических работ, аудиоролики для верного произношения иностранных слов (при изучении языков), а также прочие компоненты мультимедиа. В таких программных комплексах существуют возможности подключения к локальной сети класса или школы. Это позволит учителю контролировать выполнение заданий каждым учеником, а также работать с группой детей.

Какую возможность предоставляют электронные учебники? С их помощью дети могут прослушать диалог на иностранном языке, который начитан профессиональными дикторами, а также просмотреть на карте передислокацию войск во время известного исторического сражения или изучить музейные экспонаты, прокрутив их со всех сторон с помощью трехмерного изображения, и многое другое. По своей сути электронный учебник является программой, которую можно загрузить на смартфон, планшет или стационарный компьютер. Это приводит к тому, что школьникам становится вовсе не обязательно ежедневно носить в своем рюкзаке тяжелый груз. При этом, как отмечают педагоги и родители, использование электронных учебников позволяет повысить успеваемость детей на 30%. С особенным удовольствием выполняют задания при помощи гаджетов подростки. Ведь одновременно с этим они просматривают необходимые видеоролики по теме, слушают аудиозаписи комментариев и пояснений профессиональных лекторов. Получение исчерпывающей информации позволяет школьникам намного лучше понимать и усваивать предмет [7, с. 32 - 34].

АОС – автоматизированные обучающие системы.

Что представляет собой данное электронное средство для усвоения школьного материала? Под автоматизированными обучающими системами понимается определённая среда, выполняющая функции показа и контроля материала учебного предмета, которые взаимодействуют между собой исходя из принципа обратной связи.

По мнению М. Р. Львова, в структуру АОС, как правило, входят следующие объекты:

электронный учебный курс (задачи, справочный материал и лекции);

подсистемы компьютерных тестирований (программные модули, дающие оценку знаниям ученика исходя из его ответов на педагогические вопросы);

база знаний в виде совокупности данных о пользователе, которые хранятся в АОС; планировщик, представляющий собой подсистемы, подстраивающие работу АОС для получения самого высокого учебного эффекта [9, с. 341].

Каждая из автоматизированных обучающих систем имеет отличия не только по составу, но и по своим функциональным возможностям. Однако при разработке каждой из них использована общая идея индивидуализации обучения.

ЭОС – экспертные обучающие системы.

Данное электронное средство представляет собой компьютерную программу, построенную на основе знаний методистов, квалифицированных преподавателей, психологов и прочих экспертов в той или иной предметной области, которая осуществляет и контролирует процесс обучения. Назначением подобной системы является помощь в самостоятельном изучении учащимися литературного чтения.

Среди основных элементов ЭОС выделяют:

базу знаний;

модуль обучения;

машину ввода;

модуль, предназначенный для извлечения знаний;

систему объяснений;

модуль тестирования.

На сегодняшний день экспертные обучающие системы приобретают всё большую популярность. С их помощью педагог способен управлять учебным процессом, осуществлять диагностику готовности учеников к уроку и т. д.

ЭОС создаются на базе технологий и идей искусственного интеллекта. Подобные системы способны моделировать деятельность самых квалифицированных экспертов при решении сложных задач. С помощью ЭОС дети приобретают новые знания, а также получают ответы на вопросы, возникающие в ходе решения ими заданий по той или иной предметной области. Одновременно с этим ЭОС способны обеспечить пояснение тактики и стратегии решения тестов.

Среди минусов ЭОС специалисты отмечают отсутствие организации применения учащимися уже полученных знаний. Помимо этого, работая с экспертными обучающими системами, дети сами не ищут решения. Это приводит к отсутствию обратной связи и диалога [20].

Приведённый выше перечень электронных средств обучения, которые можно использовать на уроках литературного чтения не может являться исчерпывающим, поскольку в связи с развитием компьютерных технологий проектирования и создания программных продуктов появляются новые виды ЭСО и формы их реализации.

Итак, электронные средства обучения являются средствами, специально созданными для решения педагогических задач, их основное назначение – использование в учебном процессе. К электронным средствам обучения можно отнести – текстовые и графические редакторы, компиляторы и системы программирования, системы автоматизированного

проектирования, экспертные системы, другими словами – все средства, которые квалифицируют как предмет изучения или как инструментарий в решение образовательных задач.

 

 

 

1.3. Развитие познавательного интереса школьников через внедрение электронных средств обучения

В век новых технологий значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Общение детей со сверстниками всё чаще виртуальное: всевозможные чаты, форумы, обмен посланиями по электронной почте заменяют «живое слово». Поэтому широкие возможности, которые предоставляет нам Интернет, учителя в свою очередь используют для приобщения учащихся к информационной культуре.

Важно научить ребенка за короткое время осваивать, преобразовывать и использовать в жизни огромное количество информации. Помогает учителю в решении этой задачи сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Опыт работы педагогов школы в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся.

Наглядность ЭСО, безусловно, улучшает учебный процесс, развивает творческие способности, вызывает живой интерес учащихся, создаёт положительную мотивацию к самообразованию.

Преимущества ЭСО открываются с самого начала и, по мере их использования, дают толчок к саморазвитию педагога, позволяют ему оставаться современным, интересным и необходимым.

Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель проводит огромную работу: продумывает последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран, решает, как будет управлять учебным процессом, каким образом будет обеспечивать педагогическое общение на уроке, обратную связь с учащимися, достигать развивающего эффекта обучения. Так, учителя включают в презентации видеозаписи, анимированные модели, совершают с учащимися виртуальные путешествия, наглядно показывают взаимосвязь с другими наукам.

ЭСО помогают организовать самоконтроль знаний учащимся в работе с тестами, предоставляют возможность им систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память.

Презентации к урокам литературного чтения состоят из учебных эпизодов, каждый из которых является самостоятельной дидактической единицей. Одним из очевидных достоинств уроков с использование ЭСО является усиление наглядности, что способствует повышенному интересу. Медиапособия, создаваемые педагогами, содержат изображения, видеоматериалы, тестовые задания.

Обучающий эффект уроков с медиаподдержкой усилен звуковой иллюстрацией, музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Эти эффекты сопровождаются вопросами развивающего характера, которые вызывают учащихся на диалог, комментирование происходящего.

Разрабатывая самостоятельно мультимедийные пособия, педагоги уделяют внимание цветовому решению слайдов, зная о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, учитывают возрастные особенности.

Уроки с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала [24].

Т. Г. Рамзаева утверждает, что в «Методической копилке» школы большое количество разработок уроков, внеклассных мероприятий с медиаподдержкой по учебным программам. Каждая учебная аудитория оснащена компьютером, что позволяет использовать индивидуальные формы работы. В этом случае класс получает одно задание, а 1-2 ученика получают индивидуальное задание, оценка которого запрограммирована в компьютере [13, с. 67].

Для обобщающих уроков по некоторым темам можно использовать электронное учебное пособие в аудитории, оснащенной одним компьютером, подключенным к медиапроектору. В этой ситуации будет предпочтительна фронтальная форма работы, в рамках которой может быть организована систематизация, обогащение или углубление знаний учащихся (при предъявлении демонстраций).

Единственный компьютер в классе может использоваться учителем для организации групповой деятельности учащихся, в процессе которой 2-4 ученики получают общее задание, которое необходимо выполнить, работая электронным учебным пособием. В данной ситуации важен и результат работы, и способ их взаимодействия в процессе работы. Поэтому учителю необходимо предварительно продумать все возможные способы взаимодействия учащихся при работе с электронным учебным пособием [23].

При наличии одного или нескольких компьютеров в учебной аудитории учитель имеет возможность организовать самостоятельную работу некоторых учеников с электронным учебным пособием. Это будет эффективно, если учителем будет предлагаться индивидуальная серия заданий для конкретного ученика, нацеленная на коррекцию его типичных ошибок. Кроме того, существует возможность предлагать знания более высокого уровня сложности наиболее успешным ученикам.

Ученики с удовольствием принимают участие в различных исследованиях. Действенным средством становления интереса к исследовательской деятельности становится творческое проектирование. Главное правильно организовать познавательную деятельность учащихся, создать благоприятные условия для новых открытий. Тема, выбранная для исследования, должна быть интересна ребёнку, когда он заинтересован, делает полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Максимальной результативности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности [14, с. 12].

В. А. Крутецкий считает, что метод проектов даёт ученикам возможность учиться весело и интересно, создаются условия для активизации личностного потенциала, индивидуализации освоения знаний, коллективных форм их применения. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и является предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников, приходят к выводу, что для успешной разработки интересного для них проекта им нужно многому научиться. Способности и умения формируются и развиваются по мере того, как дети приобретают всё более разнообразный опыт столкновения с проблемами. Учитель помогает ученикам встать на этот путь, а дальше они идут по нему уже сами [6, с. 86].

Таким образом, использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Ценность эффективного применения информационных технологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся.

 

 

 

 

 

 

1.4. Плюсы и минусы применения ЭСО на уроках литературного чтения

Одной из основных задач учителя в современном образовании становится задача заинтересовать учащихся изучаемой дисциплиной, мотивировать ребёнка к изучению предмета, стимулировать его познавательную и творческую активность, научиться удивлять, заинтересовать. Для активного включения детей в образовательный процесс на уроке используют электронные средства обучения на разных этапах урока.

Очень хорошо зарекомендовали себя электронные учебники. В настоящее время имеется большое количество таких пособий в Интернете, конечно, не все они хорошего качества, но всегда можно найти то, что подходит.

Преимуществом использования электронного учебника является повышенный интерес учащихся к преподаваемой дисциплине, т. к. такой учебник обладает высокой наглядностью, в нём можно использовать анимации, видеосюжеты, звуковое сопровождение, дополнительный материал и другое. Учитель также может предложить детям разнообразные многовариативные, многоуровневые задания с учётом индивидуальных предпочтений, возможностей и желания ребёнка. При выполнении заданий в таком варианте отсутствует субъективность оценивания, все мы люди, хотим мы этого или нет, предпочтения, эмоции в оценивании иногда все-таки присутствуют.

Электронный учебник позволяет работать в интерактивном и обучающем режиме. У учащихся появляется возможность посмотреть при желании дополнительный материал по гиперссылкам, проверить свои ответы с разъяснениями и комментариями. Ребёнок может воспользоваться повтором анимации и звуковых записей, поиском по ключевым словам, закладками. Учащийся может работать в удобное для него время самостоятельно или группой как в школе, так и дома, т.к. электронный учебник компактен, размещается на одном лазерном диске, флэшке. Следует отметить, что электронный учебник можно дорабатывать, дополнять, корректировать в процессе работы, учитывая все нюансы возникшие в процессе использования, например: слишком простые и лёгкие задания, мало заданий повышенной сложности и т.д. При компьютеризации процесса, в электронном учебнике остаётся возможность активного взаимодействия учителя и ученика

Электронный учебник также позволяет «облегчить» жизнь самого учителя при подготовке раздаточного материала и методических пособий [19].

Интерактивные и мультимедийные презентации также способствуют развитию интереса к предмету. В презентациях используются картинки, анимации, гиперссылки, триггеры, можно дополнить видеосюжетами, подобрать звуковое сопровождение, что более интересно для современного школьника, чем объяснение с помощь плакатов. Презентация позволяет создать модель процесса, явления, позволяет наглядно продемонстрировать решение задачи, понять сложные логические математические построения, задать алгоритм выполнения действий, последовательность ответов на вопросы, составить план ответа. Этот ресурс способствует более эффективному восприятию преподаваемого материала, возникает эффект присутствия: «Я там был, я это видел» Позволяет сохранить интригу при ответах («правильно я ответил или нет»), посмотреть подсказку или ответ.

Интерактивная и мультимедийная презентации позволяет учителю чувствовать себя комфортно на уроке: готовые, аккуратно сделанные чертежи, продуманные и скомпонованные вопросы, дифференцированные задания, возможность использование основных моментов презентации на последующих уроках при актуализации пройденного материала и т. д. Презентации также можно сохранять и использовать в дальнейшем с другим классом, в последующие годы подкорректировав, адаптировав, учитывая особенности определённого класса, сократив время на подготовку

Презентация может в какой - то мере заменить интерактивную доску, там, где её ещё нет [27].

Хотелось бы несколько слов сказать о тренажерах и тестах. Их основные достоинства – это простота и скорость, с которой делается оценка уровня подготовки учащихся, индивидуальная скорость выполнения заданий. Хочется отметить еще одну особенность, тренажеры и тесты воспринимаются большинством учеников как своеобразная игра. Тем самым снимается целый ряд психологических проблем – страхов, стрессов, нервных срывов, которые, к сожалению, характерны для обычных форм контроля [25].

При всех положительных моментах использования электронных образовательных ресурсов следует отметить и недостатки. К недостаткам мы можем отнести дорогую аппаратуру (проекторы, ноутбуки, компьютеры, используемую для демонстрации презентаций.

Сложности могут возникнуть не только с программным обеспечением, но из-за недостатка знаний по составлению учебников, презентаций, тренажёров, тестов. Ошибки могут содержаться в оформлении слайдов, подборе материала, например, следует учитывать фон слайда, страницы, их загруженность информацией. К минусам в работе с электронными образовательными ресурсами следует отнести-то, что их разработка занимает большое количество времени.

Следует также учитывать, что необоснованное, долговременное использование электронных образовательных ресурсов вредит здоровью детей. Педагоги и врачи отмечают рост детей с нарушением зрения [18]

Можно сделать вывод, что, несмотря на большее количество плюсов в использовании электронных средств обучения в начальной школе, есть ряд недостатков, и главный из них – это вред здоровью ребёнка при долгом использовании электронных образовательных ресурсов.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Экспериментальная база исследования

Для обоснования теоретической части выпускной квалификационной работы и подтверждения рабочей гипотезы исследования – систематическое использования ЭСО на уроках литературного чтения ведет к развитию познавательного интереса младших школьников – была спланирована опытно-педагогическая работа, целью которой стало внедрение в урок литературного чтения ЭСО, способствующих повышению познавательного интереса.

Исследование по данной проблеме проводилось в 4 классе МОБУ СОШ ЛГО с. Тихменево Лесозаводского района Приморского края. В классе 17 человек: из них 8 девочек и 9 мальчиков. Обучение проходило по УМК «Школа России».

У многих учеников класса сформирована осознанная мотивация в высоких результатах обучения, наблюдается познавательный интерес к учебе. Основная масса обучающихся класса – это дети с хорошим уровнем способностей и высокой мотивацией учения, они в состоянии освоить программу по предмету больше, чем базовый уровень. Учащиеся отличаются хорошей организованностью, дисциплинированностью, ответственным отношением к выполнению учебных и домашних заданий.

В целом обучающиеся класса находятся почти на одинаковом уровне с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента, что обусловило хорошее восприятие и усвоение учебного материала.

 

 

 

2.2. Описание и анализ констатирующего этапа эксперимента

В процессе опытно-педагогической деятельности были проведены следующие виды экспериментальной работы:

1 этап – констатирующее исследование – диагностика уровня познавательного интереса младших школьников на уроке литературного чтения;

2 этап – формирующий – проверка выдвинутой гипотезы, фиксация хода и результатов педагогической работы;

3 этап – контрольное исследование – повторная диагностика уровня познавательного интереса младших школьников на уроке литературного чтения.

Цель эксперимента – проверить эффективность познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения через внедрение в учебный процесс электронных средств обучения.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

диагностировать и

оценить уровень познавательного интереса

у обучающихся четвёртых классов

в начале и в конце эксперимента, сравнить полученные результаты в экспериментальной и контрольной группе;

провести

с помощью ЭСО

специально отобранные задания и упражнения на уроках литературного чтения на предмет сформированной познавательной активности в экспериментальном классе на этапе формирующего эксперимента.

В качестве констатирующего и контрольного методов исследования в экспериментальном 4 классе были использованы следующие методики:

Методика 1. «Цветные лепестки» (И. А. Фёдорова.)

Цель: выяснить предпочтения одних учебных предметов другим.

Оборудование: разлинованный на 6 частей лист бумаги, лепестками которого являются изучаемые предметы, 6 цветных карандашей. (Приложение 1)

Инструкция: ученику предлагается выполнить ранжирование цветов при помощи цветных карандашей и полоски бумаги, разделённой на 6 частей. «Раскрась эту полоску цветными карандашами, начиная с наиболее понравившегося цвета к менее нравящемуся цвету (у детей на парте 6 карандашей). Раскрась цветок. Все лепестки этого цветка соответствуют изучаемым тобой предметам.»

Критерии оценивания: необходимо определить отношения учащихся к литературному чтению (место литературного чтения в ряду изучаемых предметов).

Методика 2. «Конверты» (автор Г. И. Щукина)

Цель: выяснить наличие или отсутствие интереса учащихся к предмету «Литературное чтение».

Оборудование: три конверта с написанными на них названиями предметов: русский язык, математика, литературное чтение. В каждом из них задание. (Приложение 2)

Инструкция: «Перед тобой лежат конверты с заданиями. Выбери любой конверт и выполни задание, которое находится в нём, после того как выполнишь задание, положи его обратно в конверт.» После подсчитывается, сколько учеников выбрали конверт с заданием по литературному чтению.

Методика 3. «Познавательная активность младшего школьника» (автор А.А. Горчинская)

Цель: оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников.

Оборудование: бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.

(Приложение 3)

Инструкция: школьнику даётся бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов какой-либо один.

Критерии оценивания: ответы «а» – свидетельствуют о сильно выраженной познавательной активности (3 балла); ответы «б» – об умеренной (2 балла); ответы «в» – о слабой выраженности (1 балл).

Максимальное количество баллов, которое может получить ребёнок за выполнение этого задания равно 15, минимальное – 5. За выбор ответа под «а» даётся 3 балла, «б» – 2 балла, «в» – 1 балл. В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком.

Выводы об уровне познавательного интереса к урокам литературного чтения:

15 – 13 баллов – высокий уровень;

12 – 8 баллов – средний уровень;

7 – 5 баллов – низкий уровень.

На этапе констатирующего эксперимента входное исследование уровня познавательного интереса проводилось с 22 апреля по 24 апреля 2019 года.

Цель констатирующего исследования – определение уровня сформированности познавательного интереса на уроках литературного чтения у учащихся 4 класса на начало педагогической практики.

Таблица 2.1

Результаты входной диагностики

отношения учеников к литературному чтению

(Приложение 4, 5)

Респонденты

экспериментального класса

Место литературного чтения в ряду изучаемых предметов

Респонденты

контрольного

класса

Место литературного чтения в ряду изучаемых предметов

Никита К

1

Никита С

1

Илья П

1

Милена В

1

Никита Н

1

Иван З

1

Илья Н

3

Алёна В

2

Александра Г

3

Юлия С

2

Милена Т

3

Иван Б

2

Софья П

3

Диана З

3

 

Продолжение таблицы 2.1

Екатерина Т

4

Марина С

3

Динара Ж

4

Андрей В

3

Давид П

4

Марина П

3

Егор П

5

Пётр О

5

Оксана В

6

Даниил П

5

Сергей Б

6

Регина К

5

Степан К

6

Юлия Р

6

Маргарита Б

6

Ульяна Р

6

Ольга Н

6

Максим Л

6

Анализ таблицы 2.2 позволяет сделать вывод, что у пяти детей экспериментального класса литературное чтение стоит на последнем и у одного ученика на предпоследнем месте, а значит, данный предмет относится к самым нелюбимым предметам.

Как видно из таблицы, у большинства детей контрольного класса литературное чтение входит в первую тройку любимых предметов.

Таблица 2.2

Результаты входной диагностики

интереса учащихся к предмету «Литературное чтение»

(Приложения 6, 7)

 

Респонденты

Изучаемые предметы

 

Литературное чтение

Математика

Русский язык

Экспериментальный класс

2

8

6

Контрольный класс

3

8

5

Итоговые результаты входной диагностики наличия или отсутствия интереса учащихся к предмету «Литературное чтение» показали, что у учащихся экспериментального и контрольного класса интерес к предмету «Литературное чтение» снижен.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.3

Результаты входной диагностики степени выраженности познавательной активности младших школьников в экспериментальном и контрольном классах

(Приложения 8, 9)

Респонденты

экспериментального класса

Уровень познавательной активности

(в баллах)

Респонденты

контрольного класса

Уровень познавательной активности

(в баллах)

Маргарита Б

14 (высокий)

Иван Б

14 (высокий0

Давид П

13(высокий)

Андрей В

13 (высокий)

Милена Т

13 (высокий)

Максим Л

13 (высокий0

Динара Ж

12 (средний)

Милена В

12 (средний0

Никита К

12 (средний)

Даниил П

12 (средний)

Екатерина Т

12 (средний)

Марина С

12 (средний)

Ольга Н

11 (средний)

Диана З

11 (средний)

Оксана В

10 (средний)

Алёна В

11(средний)

Александра Г

10 (средний)

Пётр О

11(средний)

Степан К

10 (средний0

Юлия Н

10 (средний)

Никита Н

10 (средний)

Марина П

10 (средний)

Егор П

9 (средний)

Ульяна Р

10 (средний)

Илья П

9 (средний)

Никита С

7 (низкий)

Сергей Б

8 (низкий)

Иван З

7 (низкий)

Софья П

8 (низкий)

Юлия Г

7 (низкий)

Илья Н

7 (низкий)

Юлия С

5 (низкий)

Итоговые показатели входной диагностики степени выраженности познавательной активности младших школьников в экспериментальном классе:

13 – 15 баллов – высокий – 3 человека;

9 – 12 баллов – средний – 10 человек;

6 – 8 баллов – низкий – 3 человека.

Итоговые показатели входной диагностики степени выраженности познавательной активности младших школьников в контрольном классе:

13 – 15 баллов – высокий – 3 человека;

9 – 12 баллов – средний – 9 человек;

6 – 8 баллов – низкий – 4 человека.

Рисунок 2.1. Диаграмма результатов входной диагностики степени выраженности познавательной активности младших школьников

Из диаграммы видно, что в контрольном и экспериментальном классе уровень познавательной активности почти одинаковый.

Данные, полученные на констатирующем этапе, позволили спланировать работу на этапе формирующего эксперимента, приведённую в параграфе 2.3.

 

 

 

2.3. Описание формирующего этапа эксперимента

Формирующий этап эксперимента заключается в реализации разработанной системы использования электронных средств обучения по формированию познавательной активности учащихся на уроках литературно чтения. Работа велась только с учащимися экспериментальной группы.

Основной источник повышения интереса к учебной деятельности –это создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом, что позволяет их использовать для повышения активизации познавательного процесса.

Работа на уроках литературного чтения в экспериментальном классе была выстроена таким образом, что на каждом уроке были использованы различные виды электронных средств обучения.

При работе над содержанием рассказа Е. С. Велтистова «Приключение Электроника». На этапе «постановка целей и задач урока» учащимся было предложено посмотреть видеофрагмент «До чего дошёл прогресс», что позволило оживить интерес учащихся и создать положительную мотивацию к самообразованию. На этапе «актуализация знаний» у каждого ученика был нетбук, детям было предложено поработать с онлайн словарями:

Кузнецов С. А. Большой толковый словарь:

http://gramota.ru/slovari/info/bts/

Ожегова С. И. Толковый словарь русского языка:

http://ozhegov.textologia.ru/

Работая с данными словарями, ученик самостоятельно находили в сети Интернет необходимые значения слов (воображение, кибернетика) Подобная работа способствовала повышению познавательного интереса, так как

На этапе урока «применение знаний и умений в новой ситуации» учащимся была предложена работа с аудиовизуальными средствами обучения, такими как:

Видеофрагмент «Биография автора В. С. Велтистова».

Видеофильм «Современные роботы».

Использование аудиовизуальных средств обучения способствует реализации следующих дидактических принципов: принцип целенаправленности; принцип связи с жизнью; принцип наглядности. Применение на уроках литературного чтения аудиовизуальных средств обучения повысило познавательный интерес младших школьников.

На этапе урока «контроль усвоения знаний» учащимся было предложено пройти онлайн тест на основе изученного материала: https://kupidonia.ru/viktoriny-result/viktorina-po-proizvedeniiju-veltistova-prikljuchenie-elektronika. Ответив на вопросы тестера, ученики видели результаты своих достижений.

Благодаря онлайн тестам, можно незамедлительно проверить верность ответа и получить отметку за накопленные знания без помощи учителя. Это существенно облегчает работу самого педагога и позволяет учащемуся проверить свои знания самостоятельно.

При работе над содержанием рассказа Кира Булычёва «Путешествие Алисы». На уроке были использованы такие электронные средства обучения, как:

Видеофрагмент «Биография писателя Кир Булычёв».

Видеофрагмент «Путешествие в космос».

Аудиокнига

«Приключение Алисы»

, глава 6

.

Данные электронные средства обучения позволили создать хороший эмоциональный настрой на урок, сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогли привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставили активизировать мышление, волноваться и переживать, увлечённо работать над учебной задачей, повысить познавательный интерес к изучению данного учебного предмета.

На этапе итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения были использованы тесты в электронном виде, которые более наглядно демонстрируют те или иные разделы изучаемой темы.

После изучения произведений Е. С. Велтистова «Приключение Электроника», Кира Булычёва «Путешествие Алисы» учащимся было предложено выполнить такую работу: написать и оформить с помощью программы Microsoft Word сочинения на тему «Мой фантастический герой», «Что было бы, если бы я полетел на другую планету?» Данную работу на первом этапе можно проводить, отображая на экране всю последовательность операций. После написания сочинений создать с помощью программы для рисования Point или же подобрать иллюстрацию к сочинению в сети Интернет (Приложения 10, 11).

При написании сочинений использовались программы Microsoft Word, Microsoft Power Point для рисования.

Использование данных программ вызывало интерес у учащихся к работе с компьютером, но и желание найти больше материала по изученной теме, учащимся был дан список дополнительной литературы: В. И. Губарёв «Королевство кривых зеркал»; Льюис Кэрролл «Алиса в Стране чудес»; Джеймс М Барри «Питер Пэн»; С. В. Лукьяненко «Рыцари Сорока островов»; Д. У. Ждонс «Ходячий замок»; Ф. А. Пулман «Северное сияние».

При оценке знаний, обобщая раздел «Страна Фантазия», использовалась мультимедийная презентация. Задания на слайдах: «Назови автора», «Назови произведение» «Выбери правильный ответ», «Установи соответствия», «Дай характеристику герою».

В конце урока дети выполняли тестирование на сайте А. А. Власовой «Большая любовь к знаниям». Онлайн тест содержал в себе вопросы: «В какой гостинице остановился профессор Громов?»; «Что росло под окном у Громова?»; «Как ушёл Электроник?»; «Что искали цветы, когда бродили по песку?»; «С кем сравнивает кусты отец Алисы?».

При изучении отрывка из произведения Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера» на этапе урока «актуализация знаний» проводилась работа с онлайн словарями:

Кузнецов С. А. Большой толковый словарь:

http://gramota.ru/slovari/info/bts/

Ожегова С. И. Толковый словарь русского языка:

http://ozhegov.textologia.ru/

Детям было предложено найти лексическое значение слов «колчан», «врассыпную», «расхрабрились», «помост», «мальчик паж», «посол».

Работа со словарём несёт большое воспитательно-образовательное значение для формирования языковой личности учащегося, его мировоззрения, его культуры речи. Данная работа необходима для вооружения навыками, необходимыми для будущей практической деятельности учащегося. Важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная работа с онлайн словарями помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь учащихся, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребенка внимания.

На этапе «изучение нового материала» учащимся были предложены следующие виды работ: поиск в сети Интернет информации об авторе. При ознакомлении с творчеством писателя Джонатана Свифта учащиеся использовали Интернет–ресурсы, где находили редкие фотоснимки, качественные портреты, детские фотографии, а также рукописные работы. Это позволило детям более глубоко познакомиться с биографией писателя. При прослушивании аудиокниги «Путешествие Гулливера», дети следили, запоминали темп, правильность и выразительность дикторского чтения. На определённом этапе учитель отключал громкость, а дети читали, соблюдая вышесказанную выразительность чтения. Учитель включал звук заново, и дети должны читать там же, где и исполнитель.

На этапе «закрепление изученного материала» учащиеся прошли онлайн тест по теме урока: https://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-po-proizvedeniju-dzhonatana-svifta-puteshestvie-gullivera.

Систематическое применение онлайн тестирования на уроках литературного чтения стимулировало учащихся к осознанному чтению художественного текста, способствовало развитию творческого потенциала и повышало интерес к чтению.

При изучении сказки Г. Х. Андерсена «Русалочка» учащимся было предложено просмотреть две видеозаписи: «Биография автора Г. Х. Андерсен», «Статуя Русалочки. Копенгаген», применение данных аудиовизуальных средств обучения на уроках литературного чтения повышало познавательный интерес младших школьников: дети задавали дополнительные вопросы по данной теме.

На этапе «изучение нового материала» учащимся было предложено совершить виртуальную экскурсию «По дорогам Копенгагена», в которой учащиеся познакомились с главными достопримечательностями города. При использовании на уроках литературного чтения виртуальной экскурсии у обучающихся формировались представления об изучаемых объектах путём визуального погружения в окружающий мир, в красоту природы. Дети получали новые знания об особенностях объектов, представленных в виртуальной экскурсии, при этом повышался познавательный интерес.

На этапе «закрепление изученного материала» учащиеся прошли онлайн тест по теме урока: http://nickdegolden.ru/test-po-skazke-rusalochka/

Использование данных электронных средств обучения позволило создать хороший эмоциональный настрой на урок, сделать процесс обучения привлекательным, заставило активизировать мышление, волноваться и переживать, увлечённо работать над учебной задачей, повысить познавательный интерес к изучению данного учебного предмета.

Способствуют формированию познавательного интереса и проекты на уроках литературного чтения.

Во внеурочное время учащиеся 4 «А» класса были распределены на 4 группы, каждая группа получила проектное задание. Первая группа делала опрос среди учащихся младших классов «Как вы представляете школу будущего?», вторая группа в сети Интернет находила информацию о современных технологиях, используемых на уроках в начальной школе, третья группа искала фото и информацию на тему «Современные уроки», четвёртая группа искала информацию об учителях будущего.

Работа была проведена по следующим этапам:

Была пр

едложена тема «Школа будущего». П

оставлена цель – создание идей и дизайна «Современной школы», в которой будет комфортно и ученикам, и учи

телям, и родителям. З

адачи проекта: изучить мнение учеников младших классов о том, как они представляют школу будущего; выполнить дизайны и описания, основных составляющих школы будущего, учащиеся предположили, «Школа будущего» – это реальность, которую можно осуществить уже сегодня

.

Поисково-исследовательский, в котором проводились

следующие виды работ

:

определение источников информации;

планирование способов сбора и анализа информации;

планирование итогового продукта (формы представления результата);

выработка критериев оценки результатов работы;

распределение обязанностей среди членов команды.

Исследование:

проведение исследования;

решение промежуточных задач;

фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, символы, закладки и т.д.

4. Результаты и выводы, в котором проводился анализ информации.

5. Оформление результатов, предоставление своей работы.

Как показала практика, компьютерное обучение действительно является эффективным, способствует реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса, наполняет деятельность принципиально новым содержанием, позволяя сосредоточиваться на своих главных обучающих, воспитательных и развивающих функциях.

Для определения изменений в уровне познавательного интереса на уроках литературного чтения младших школьников в экспериментальном классе был проведён контрольный эксперимент, описанный в параграфе 2.4.

 

2.4. Анализ результатов исследования

В качестве формирующего эксперимента в 4 классе проводилась целенаправленная работа по развитию познавательной активности младших школьников на уроках литературного чтения. После чего был проведён контрольный эксперимент, цель которого, доказать, что использование электронных средств обучения на уроках литературного чтения способствует повышению познавательной активности.

В контрольном эксперименте использовались средства измерения, представленные в параграфе 2.2. Результаты исследования в таблицах 2.4 – 2.6.

Таблица 2.4

Динамика отношения учеников к литературному чтению

(Приложения 12, 13)

Место литературного чтения в ряду изучаемых предметов

Респонденты

экспериментального класса

Входная

диагностика

Контрольная

диагностика

Респонденты

контрольного класса

Входная

диагностика

Контрольная

диагностика

Никита К

1

1

Никита С

1

3

Илья П

1

1

Милена В

1

2

Никита Н

1

1

Иван З

1

4

Илья Н

3

1

Алёна В

2

2

Александра Г

3

2

Юлия С

2

1

Милена Т

3

1

Иван Б

2

3

Софья П

3

3

Диана З

3

4

Екатерина Т

4

1

Марина С

3

5

Динара Ж

4

2

Андрей В

3

5

Давид П

4

1

Марина П

3

5

Егор П

5

1

Пётр О

5

6

Оксана В

6

4

Даниил П

5

4

Сергей Б

6

4

Регина К

5

5

Степан К

6

1

Юлия Р

6

4

Маргарита Б

6

6

Ульяна Р

6

4

Ольга Н

6

1

Максим Л

6

6

Анализ таблицы 2.4 позволяет сделать вывод, что систематическое применение электронных средств обучения, использованные на уроках литературного чтения, способствовали повышению интереса к литературному чтению. И если литературное чтение в экспериментальном классе на входной диагностике входило в первую тройку любимых предметов у семи учащихся, то на контрольной диагностике – у тринадцати детей.

Кроме программных произведений в читательских интересах младших школьников экспериментального класса появились новые произведения (Ф.А. Пулман «Северное сияние,

В. И. Губарёв «Королевство кривых зеркал»; Льюис Кэрролл «Алиса в Стране чудес»; Джеймс М Барри «Питер Пэн»). Ученица Милена Т. прочла книгу Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».

В контрольном классе на входной диагностике литературное чтение входило в первую тройку любимых предметов у десяти учащихся, а на контрольной диагностике – у пяти детей.

Понижение интереса связано с тем, что был конец года, проводились различные контрольные работы и литературному чтению мола уделялось времени.

Таблица 2.5

Динамика наличия или отсутствия интереса учащихся

к предмету «Литературное чтение»

(Приложения 14, 15)

 

Респонденты

Выбор предмета

 

Входная диагностика

Контрольная диагностика

 

Литературное

чтение

Математика

Русский язык

Литературное

чтение

Математика

Русский язык

Экспериментальный

класс

2

8

6

6

6

4

Контрольный

класс

3

8

5

3

7

6

Итоговые показатели контрольной диагностики наличия или отсутствия интереса учащихся к предмету «Литературное чтение» показали, что у учащихся экспериментального класса появился познавательный интерес, а у контрольного класса по-прежнему отсутствует. Это можно увидеть на рисунке 2.3.

Как видно из диаграммы в контрольном классе, где обучение шло в обычном режиме изменений почти не произошло.

У учащихся появился интерес к познанию особых параметров предметов либо явлений, стремление понять их сущность связанных с литературными произведениями.

По данным в таблице видно, что на констатирующем этапе конверт с литературным чтением выбрали два ученика, то после формирующего этапа эксперимента конверт с заданиями по литературному чтению выбрали шесть учеников. Это обусловлено проведением формирующего эксперимента, использованием электронных средств обучения на уроках литературного чтения.

Рисунок 2.3. Динамика интереса у учащихся к предмету «Литературное чтение»

Таблица 2.6

Результаты контрольной диагностики степени выраженности познавательной активности младших школьников в экспериментальном и контрольном классах

(Приложения 17, 18)

Респонденты

экспериментального класса

Уровень познавательной активности

(в баллах)

Респонденты

контрольного класса

Уровень познавательной активности

(в баллах)

Оксана В

15 (высокий)

Иван Б

14 (высокий0

Илья Н

15 (высокий)

Диана З

14 (высокий)

Илья П

14 (высокий)

Марина С

13 (высокий)

Маргарита Б

13 (высокий)

Андрей В

12 (средний)

Ольга Н

13 (высокий)

Максим Л

12 (средний)

Милена Т

13 (высокий)

Марина П

12 (средний)

Александра Г

12 (средний)

Даниил П

12 (средний)

Динара Ж

12(высокий)

Алёна В

11 (средний)

Екатерина Т

12 (средний)

Пётр О

11 (средний)

Степан К

11 (средний)

Юлия Н

10 (средний)

Продолжение таблицы 2.6

Никита К

11 (средний)

Милена В

10 (средний)

Никита Н

11 (средний)

Юлия Г

9 (средний)

Давид П

10 (средний)

Ульяна Р

8 (низкий)

Егор П

9 (средний)

Никита С

7 (низкий)

Софья П

9 (средний)

Иван З

7 (низкий)

Сергей Б

9 (средний)

Юлия С

5 (низкий)

Итоговые показатели контрольной диагностики показали, что степень выраженности познавательной активности младших школьников в контрольном классе не изменилась:

13 – 15 баллов – высокий – 3 человека;

9 – 12 баллов – средний – 9 человек;

6 – 8 баллов – низкий – 4 человека.

Динамику уровня активности младших школьников можно увидеть на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4. Динамика степени выраженности познавательной активности младших школьников в контрольном классе.

На диаграммах видно, что в контрольном классе, где обучение шло в обычном режиме изменений не произошло.

Итоговые показатели контрольной диагностики показали, что степень выраженности познавательной активности младших школьников в экспериментальном классе повысилась:

13 – 15 баллов – высокий – 6 человек;

9 – 12 баллов – средний – 10 человек;

6 – 8 баллов – низкий – 0 человек.

Динамику уровня познавательной активности младших школьников можно увидеть на рисунке 2.5.

Рисунок 2.5. Динамика степени выраженности познавательной активности младших школьников в экспериментальном классе.

На диаграммах видны изменения: количество детей с высоким уровнем выраженности познавательной активности увеличилось с 19 % до 38 %; низкий уровень выраженности познавательной активности младших школьников отсутствует. Познавательный интерес младших школьников стал более стабильным и устойчивым. Это обусловлено использованием электронных средств обучения на уроках литературного чтения.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что именно целенаправленная комплексная работа по внедрению электронных средств обучения в урок литературного чтения может дать положительные результаты в повышении познавательного интереса младших школьников.

Следовательно, гипотеза о том, что систематическое использования электронных средств обучения на уроках литературного чтения ведёт к развитию познавательного интереса младших школьников, доказана.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый урок литературного чтения – это не только реализация, но и постоянный поиск резервов развития речи и способностей учащихся, новых методов и технологий, поэтому методическая копилка современного учителя в этом направлении постоянно пополняется.

После изучения теоретических основ формирования развития познавательного интереса младших школьников через внедрение электронных средств обучения в урок литературного чтения сделан вывод о том, что работа в деятельностном режиме требует от учителя высокого уровня профессионализма. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование электронных средств в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.

Для повышения познавательного интереса младших школьников на уроках литературного чтения современному учителю начальных классов можно рекомендовать следующее:

выбирать электронные средства обучения в соответствии с целью урока, спецификой учебного предмета, возрастными особенностями учащихся;

компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета

и методикой его преподавания;

учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения заданий;

учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут.

Формирующий этап, проведённый в экспериментальном 4 «А» классе позволяет сделать вывод о том, что использование электронных средств обучения способствует повышению познавательного интереса к урокам литературного чтения.

В ходе исследования были решены следующие задачи:

1. Проведён теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью выявления путей эффективного использования современных ЭСО на уроках литературного чтения.

2. Раскрыты возможности системы использования современных ЭСО с точки зрения методики преподавания литературы в начальной школе.

3. Разработаны и внедрены в систему использования современных ЭСО в уроки литературного чтения в начальной школе.

4. Проверена эффективность системы использования современных ЭСО на уроках литературного чтения в процессе опытно-экспериментальной работы.

Была достигнута цель теоретически обоснована и определена эффективность включения в урок литературного чтения электронных средств обучения.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, условия, выдвинутые в гипотезе, подтверждены.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Анохина Т. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературного чтения //Начальная школа. – 2003. – № 5.

– С. 18.

Апетян

М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника М.К

.

Апетян

. Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 243-244.

Бобровская Г.В.

Психолого

- педагогические аспекты младших школьников

. Г.В.

Бобровская. - Начальная школа. – № 5. –

2003. – 224 с.

Выготский Л.С.

Проблема возрастной периодизации детского развития

. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – 2004. – 387 с.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического

исследования. – М.: Педагогика

1986. – 240 с.

Крутецкий

В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М

.: Просвещение –

2014. – 143 с.

Лёвушкин

О.Н. Требования к оформлению. //О.Н. Левушкина. Начальная школа.

№ 3. –

2008. – 165 с.

Лёвушкина

О.Н. Развитие мышления младших школьников. Преподаватель. – 2014. – 534 с.

Львов М. Р. Методика преподавания литературного чтения в начальных классах: учебное пособие для студентов высших педагогических уч

ебных заведений. – М.: Академия. –

2013. – 464 с.

Малинина И. А., Фролова Н. Х. К вопросу о повышении мотив

ации обучения – М.: Просвещение. –

2013. – 175 с.

Махмутов

М.И. Проблемное обучение. Основные в

опросы теории. – М.: Педагогика. –

2012. – С. 258

Оконь

В. Введение в общую дидактику. Пер. с

польского. – М.: Высшая школа. –

2003. – 383с.

Рамзаева

Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения литературному чтению в начальных классах: учебное пособие для студентов педагогически

х институтов. – М.: Просвещение. –

2001. – 431 с.

Сафиуллина И.А. Проблемное обучение как средство реализации творческого потенциала будущего специалиста. – Нижнекамск: НМИ «

Чишмэ

», 2006. – 68 с.

Фёдоров М. А. Проблема познавательного интереса

в педагогике. – М.: Педагогика. –

2005. – 352 с.

Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса

в педагогике. – М.: Педагогика. –

2009. – 352 с.

Эльконин Д. Б. Психология обучения и воспитания

школьников. – М.: Просвещение. –

2013. – 143 с.

Дзунович

Н. А. Электронное средство обучения (ЭСО) в образовательном процессе. [Электронный ресурс] // Гимназия № 1. г. Волковыска – Режим доступа:

http://gimn1volk.by/

Жесткова

Е.А. Методические аспекты изучения электронных средств обучения в начальной школе. [Электронный ресурс] //

Инфоурок

– Режим доступа:

http://vestnik-rzi.ru/2014/11/2515

Калугин М. А. Электронные средства обучения: понятие, классификация, преимущества, виды использования и применения. [Электронный ресурс] //

Инфоурок

Не

Режим доступа:

http://fb.ru/article/384478/elektronnyie-sredstva-obucheniya-ponyatie-klassifikatsiya-preimuschestva-vidyi-ispolzovaniya-i-primeneniya

Немыкин

Ф. М. Использование электронных средств обучения в образовательном процессе. [Электронный ресурс] //

Refdb

.

ru

– Режим доступа:

https://refdb.ru/look/2834957.html

Ремин

Н. Н. Электронные средства обучения: структура, содержание, классификация. [Электронный ресурс] //

I

Т – СПЕЦ – Режим доступа:

http://www.itspecial.ru/yelektronnye_sredstva_obuchenij_struktura_soderzhanie.html

Сидоров Г. А. Преимущества и недостатки использования электронных изданий и ресурсов. [Электронный ресурс]. //

Студопеди

я

Режим доступа:

https://studopedia.org/1-3261.html

Эмин

А. С. Преимущества презентаций. [Электронный ресурс]. //

Ступендия

– Режим доступа:

https://studopedia.ru/19_15502_preimushchestva-prezentatsiy.html

Юн К. А. Компьютерное тестирование. Преимущества и недостатки. [Электронный ресурс]. //.

Инфоурок

Режим доступа:

https://infourok.ru/kompyuternoe-testirovanie-preimuschestva-i-nedostatki-1157336.html

Ям А. А. Преимущества и недостатки использования электронных образовательных ресурсов в современном образовании. [Электронный ресурс]. //

Инфоурок

– Режим доступа:

https://infourok.ru/preimuschestva-i-nedostatki-ispolzovaniya-elektronnih-obrazovatelnih-resursov-v-sovremennom-obrazovanii-2195983.html

Янкунин

М. М. Применение электронных средств обучения в образовательном процессе. [Электронный ресурс]. // ИЦРОН – Режим доступа:

http://izron.ru/articles/aktualnye-problemy-sovremennoy-pedagogiki-i-psikhologii-v-rossii-i-za-rubezhom-sbornik-nauchnykh-tru/sektsiya-7-pedagogika-vyssh

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×