Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование элементов кейс-технологии на уроках естественно-научного цикла. | Геращенко Лариса Леонидовна. Работа №354002

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Технология заключается в предоставлении обучающимся описания ситуации, содержащей проблему (противоречие, вопрос), способной спровоцировать дискуссию. Обучающимся предлагается на основе имеющихся знаний и изучения дополнительных источников информации проанализировать ситуацию, разобраться в проблеме, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. 

Кейс-технология способствует развитию метапредметных знаний и умений обучающихся, в том числе коммуникативных навыков, умение работать в команде, проявлять гибкость, улаживать конфликты, умение убеждать и искать компромиссы. 

Применение кейс-технологии на уроках географии

 

Кейс-технология— это интерактивная технология обучения, направленная на формирование знаний, умений и личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации. 

 

Технология заключается в предоставлении обучающимся описания ситуации, содержащей проблему (противоречие, вопрос), способной спровоцировать дискуссию. Обучающимся предлагается на основе имеющихся знаний и изучения дополнительных источников информации проанализировать ситуацию, разобраться в проблеме, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. 

Кейс-технология способствует развитию метапредметных знаний и умений обучающихся, в том числе коммуникативных навыков, умение работать в команде, проявлять гибкость, улаживать конфликты, умение убеждать и искать компромиссы. 

Немного истории

Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке)обучающимся

Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения задач. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Примерная структура кейса

1.Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни

2.Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

3.Комментарий ситуации, представленный автором

4.Вопросы или задания для работы с кейсом

5.Приложения (фотографии, схемы, диаграммы и тд)

Требования к содержанию кейса

1.Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты). Ситуация может быть и вымышленная.

2.Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер.

3.Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.

Кейсы подаются в печатном виде или на электронных носителях, наличие в тексте фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным.

 Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

соответствовать чётко поставленной цели создания;

иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся;

быть актуальным на сегодняшний день;

быть ориентированным на коллективную выработку решений;

иметь несколько решений для организации дискуссии.

Типы кейсов

Действия учителя в кейс – технологии:

Во-первых- создание кейса или использование уже имеющегося;

Во-вторых- распределение учеников по малым группам (4-6 человек);

В-третьих- знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

В-четвертых-организация презентации решений в малых группах;

В- пятых- организация общей дискуссии;

6) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

7) оценивание учащихся учителем.

Требования, которым должен удовлетворять кейс.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. Преподаватель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки. Источники могут быть самыми разнообразными: проблемные реальные ситуации, интересные исторические факты, литературные источники. При этом кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения: в процессе обучения и в процессе контроля.

С 14 по 18 октября в нашей школе проходила неделя химии, биологии и географии. В качестве примера использования кейс-технологии приведу фрагмент урока в 8 классе по теме «Влияние климата на жизнь человека»

Этапы работы с кейсом

Методический комментарий для лучшего понимания содержания.

1. Чтение текста «От жары Россия заболеет» (статья из газеты «Аргументы и факты».

Лучше читать 2 раза: про себя и вслух по цепочке.

2. Пересказ текста.

Пересказ осуществляется по цепочке, по ходу можно уточнять детали.

3. Поиск (выделение) проблемы. О какой проблеме идет речь в тексте?

Проблем может быть несколько. В этом случае важно установить связь между ними, их соподчинение.

4. Обсуждение. Каковы проявления проблемы? – составление схемы

Составление схемы, таблицы, кластера помогает затем найти пути решения проблемы.

5. Выделение критериев (признаков идеального состояния системы – то, при котором проблемы нет).

Это необходимо, чтобы определить к чему должны привести пути решения.

6. Определение путей решения  проблемы («Мозговой штурм»).

Запись путей желательна, чтобы не упустить важное.

7. Подготовка презентации решения группы (возможные формы):

сочинение-миниатюра;

опорный контекст;

схема;

таблица;

мультимедийная презентация.

Здесь формируются творческие навыки обучающихся.

8. Презентация итогов работы.

 

Текст кейса: «Как отразится изменение климата….»

От жары Россия заболеет.

Как отразится изменение климата на здоровье человека? «В России, которая на две трети покрыта вечной мерзлотой, проблема глобального потепления стоит в тысячу раз острее, чем в Европе или Америке, – рассказал «АиФ» Борис РЕВИЧ, профессор, доктор медицинских наук. – Разрушение систем водоснабжения и канализации из-за таяния вечной мерзлоты могут вызвать подъем заболеваемости кишечными инфекциями, например, на Чукотке им других арктических территориях России. Потепление климата может стать причиной увеличения числа случаев малярии, клещевого энцефалита и других инфекционных заболеваний. Например, в Подмосковье ещё несколько лет назад считалось, что переносчики малярии были полностью уничтожены 60-е гг. XX в. Однако,  начиная с 2002 г. личинки малярийных комаров снова появились в подмосковных прудах. Сейчас по статистике, на столичный регион выпадает 34 % случаев заболеваний малярией в России. Значительно выросла у нас  и заболеваемость геморрагической лихорадкой. Это заболевание вызывающее внутреннее кровотечение, фиксируется теперь не только на юге России, но и в Новосибирской области. Ранее эта лихорадка была распространена преимущественно в Африке и на ближнем Востоке. Более 90% взрослых жителей этих регионов имеют иммунитет к вызывающему ее вирусу. Россия же совершенно беззащитна перед этим тропическим заболеванием».

Для того, чтобы результаты обсуждения быстро фиксировались, в группы раздала шаблоны:

Шаблон для работы

Проблема № 1: _______________________________________________________________

Проблема № 2: _______________________________________________________________

Проявления проблемы:

_________________             ________________________            _______________________

Идеальное состояние: _________________________________________________________
                                        

Пути решения, направленные на установление причин и следствий:

 

Слайд 11

Опорный конспект который должен бы получиться:

Проблема № 1: Глобальное потепление климата.

Проблема № 2: Рост заболеваемости россиян (проблема 2 рождается проблемой 1)

Проявление проблемы:

а) рост кишечных            б) рост заболеваемости              в) случаи геморрагической
инфекций                         малярией, клещевым                  лихорадки.
энцефалитом.

Пути решения:

Совершенствование систем канализации и водоснабжения;

Разработка новых методов очистки воды;

Разработка новых способов борьбы с переносчиками заболеваний (клещей, комаров);

Создание эффективных вакцин и лекарственных препаратов;

Внедрение генов, обеспечивающих невосприимчивость к болезни, в генотип человека;

Р

абота с кейсами обучающимся

по

нрави

лась

, вызва

ла

живой интерес,

при этом

развивает

ся

критическое мышление, самостоятельность и ответственность,

формиру

ю

т

ся

  коммуникативные

и социальные компетенции.

И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам

«

не бояться

»

использовать кейс-технологию как в начальной

школе

так и в среднем и старшем звене, т. к. она направлена не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает

ФГОС .

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×