Использование элементов кейс-технологии на уроках естественно-научного цикла. | Геращенко Лариса Леонидовна. Работа №354002
Технология заключается в предоставлении обучающимся описания ситуации, содержащей проблему (противоречие, вопрос), способной спровоцировать дискуссию. Обучающимся предлагается на основе имеющихся знаний и изучения дополнительных источников информации проанализировать ситуацию, разобраться в проблеме, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.
Кейс-технология способствует развитию метапредметных знаний и умений обучающихся, в том числе коммуникативных навыков, умение работать в команде, проявлять гибкость, улаживать конфликты, умение убеждать и искать компромиссы.
Применение кейс-технологии на уроках географии
Кейс-технология— это интерактивная технология обучения, направленная на формирование знаний, умений и личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации.
Технология заключается в предоставлении обучающимся описания ситуации, содержащей проблему (противоречие, вопрос), способной спровоцировать дискуссию. Обучающимся предлагается на основе имеющихся знаний и изучения дополнительных источников информации проанализировать ситуацию, разобраться в проблеме, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.
Кейс-технология способствует развитию метапредметных знаний и умений обучающихся, в том числе коммуникативных навыков, умение работать в команде, проявлять гибкость, улаживать конфликты, умение убеждать и искать компромиссы.
Немного истории
Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке)обучающимся
Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения задач. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Примерная структура кейса
1.Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни
2.Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.
3.Комментарий ситуации, представленный автором
4.Вопросы или задания для работы с кейсом
5.Приложения (фотографии, схемы, диаграммы и тд)
Требования к содержанию кейса
1.Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты). Ситуация может быть и вымышленная.
2.Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер.
3.Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.
Кейсы подаются в печатном виде или на электронных носителях, наличие в тексте фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным.
Кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
соответствовать чётко поставленной цели создания;
иметь уровень трудности в соответствии с возможностями обучающихся;
быть актуальным на сегодняшний день;
быть ориентированным на коллективную выработку решений;
иметь несколько решений для организации дискуссии.
Типы кейсов
Действия учителя в кейс – технологии:
Во-первых- создание кейса или использование уже имеющегося;
Во-вторых- распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
В-третьих- знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
В-четвертых-организация презентации решений в малых группах;
В- пятых- организация общей дискуссии;
6) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
7) оценивание учащихся учителем.
Требования, которым должен удовлетворять кейс.
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. Преподаватель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки. Источники могут быть самыми разнообразными: проблемные реальные ситуации, интересные исторические факты, литературные источники. При этом кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения: в процессе обучения и в процессе контроля.
С 14 по 18 октября в нашей школе проходила неделя химии, биологии и географии. В качестве примера использования кейс-технологии приведу фрагмент урока в 8 классе по теме «Влияние климата на жизнь человека»
Этапы работы с кейсом
Методический комментарий для лучшего понимания содержания.
1. Чтение текста «От жары Россия заболеет» (статья из газеты «Аргументы и факты».
Лучше читать 2 раза: про себя и вслух по цепочке.
2. Пересказ текста.
Пересказ осуществляется по цепочке, по ходу можно уточнять детали.
3. Поиск (выделение) проблемы. О какой проблеме идет речь в тексте?
Проблем может быть несколько. В этом случае важно установить связь между ними, их соподчинение.
4. Обсуждение. Каковы проявления проблемы? – составление схемы
Составление схемы, таблицы, кластера помогает затем найти пути решения проблемы.
5. Выделение критериев (признаков идеального состояния системы – то, при котором проблемы нет).
Это необходимо, чтобы определить к чему должны привести пути решения.
6. Определение путей решения проблемы («Мозговой штурм»).
Запись путей желательна, чтобы не упустить важное.
7. Подготовка презентации решения группы (возможные формы):
сочинение-миниатюра;
опорный контекст;
схема;
таблица;
мультимедийная презентация.
Здесь формируются творческие навыки обучающихся.
8. Презентация итогов работы.
Текст кейса: «Как отразится изменение климата….»
От жары Россия заболеет.
Как отразится изменение климата на здоровье человека? «В России, которая на две трети покрыта вечной мерзлотой, проблема глобального потепления стоит в тысячу раз острее, чем в Европе или Америке, – рассказал «АиФ» Борис РЕВИЧ, профессор, доктор медицинских наук. – Разрушение систем водоснабжения и канализации из-за таяния вечной мерзлоты могут вызвать подъем заболеваемости кишечными инфекциями, например, на Чукотке им других арктических территориях России. Потепление климата может стать причиной увеличения числа случаев малярии, клещевого энцефалита и других инфекционных заболеваний. Например, в Подмосковье ещё несколько лет назад считалось, что переносчики малярии были полностью уничтожены 60-е гг. XX в. Однако, начиная с 2002 г. личинки малярийных комаров снова появились в подмосковных прудах. Сейчас по статистике, на столичный регион выпадает 34 % случаев заболеваний малярией в России. Значительно выросла у нас и заболеваемость геморрагической лихорадкой. Это заболевание вызывающее внутреннее кровотечение, фиксируется теперь не только на юге России, но и в Новосибирской области. Ранее эта лихорадка была распространена преимущественно в Африке и на ближнем Востоке. Более 90% взрослых жителей этих регионов имеют иммунитет к вызывающему ее вирусу. Россия же совершенно беззащитна перед этим тропическим заболеванием».
Для того, чтобы результаты обсуждения быстро фиксировались, в группы раздала шаблоны:
Шаблон для работы
Проблема № 1: _______________________________________________________________
Проблема № 2: _______________________________________________________________
Проявления проблемы:
_________________ ________________________ _______________________
Идеальное состояние: _________________________________________________________
Пути решения, направленные на установление причин и следствий:
Слайд 11
Опорный конспект который должен бы получиться:
Проблема № 1: Глобальное потепление климата.
Проблема № 2: Рост заболеваемости россиян (проблема 2 рождается проблемой 1)
Проявление проблемы:
а) рост кишечных б) рост заболеваемости в) случаи геморрагической
инфекций малярией, клещевым лихорадки.
энцефалитом.
Пути решения:
Совершенствование систем канализации и водоснабжения;
Разработка новых методов очистки воды;
Разработка новых способов борьбы с переносчиками заболеваний (клещей, комаров);
Создание эффективных вакцин и лекарственных препаратов;
Внедрение генов, обеспечивающих невосприимчивость к болезни, в генотип человека;
Р
абота с кейсами обучающимся
по
нрави
лась
, вызва
ла
живой интерес,
при этом
развивает
ся
критическое мышление, самостоятельность и ответственность,
формиру
ю
т
ся
коммуникативные
и социальные компетенции.
И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам
«
не бояться
»
использовать кейс-технологию как в начальной
школе
так и в среднем и старшем звене, т. к. она направлена не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает
ФГОС .