Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование элементов нейрофитнеса с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре | Токарева Наталья Николаевна. Работа №346373

Дата публикации:
Автор:
Описание:

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую помощь ребёнку, привлечь к работе, например, дефектолога. Вся нагрузка ложится на обычных педагогов дошкольных учреждений – воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога – психолога.

Актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психического и психологического здоровья молодого поколения. Для дошкольников в качестве критерия психического здоровья выступает гармония ребенка и социума. Многие специалисты считают, что без наличия психологического здоровья невозможно говорить о самодостаточности личности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), одной из задач по физическому развитию является: приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности, развитие психофизических качеств, координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики.

 

Нейропсихологический подход в работе предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение).

 

 

 

Использование элементов нейрофитнеса с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре

 

Токарева Наталья Николаевна, МБДОУ «Детский сад №3», инструктор по физической культуре, соответствие занимаемой должности

 

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

(Иван Петрович Павлов)

 

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, которые нуждаются в специализированной помощи. Но не всегда есть возможность оказать такую помощь ребёнку, привлечь к работе, например, дефектолога. Вся нагрузка ложится на обычных педагогов дошкольных учреждений – воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога – психолога.

Актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психического и психологического здоровья молодого поколения. Для дошкольников в качестве критерия психического здоровья выступает гармония ребенка и социума. Многие специалисты считают, что без наличия психологического здоровья невозможно говорить о самодостаточности личности.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), одной из задач по физическому развитию является: приобретение ребенком двигательного опыта в различных видах деятельности, развитие психофизических качеств, координационных способностей, крупных групп мышц и мелкой моторики.

 

Работая инструктором по физической культуре в детском саду, всегда стараюсь быть в курсе новых методик и инноваций, которые помогут обучающимся развиваться гармонично и с интересом. Одним из моих последних открытий стало использование нейро-игр и упражнений на занятиях физической культуры.

Нейропсихологический подход в работе предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение).

Взаимосвязь умственного и физического развития очевидна и доказана учеными. Научные труды JI.C. Выготского, М. М. Кольцовой и других отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют о первостепенной роли движения в становлении психических функций ребенка. Исследования Г. А. Каданцевой, И. К. Спириной, В. А. Баландина устанавливают наличие тесной связи между показателями физической подготовленности и уровнем развития познавательных процессов у дошкольников. В работах Н. И. Дворкиной выявлено наличие достоверных связей между отдельными показателями психических и физических качеств.

В головном мозге людей всех возрастов под влиянием определенных условий могут возникать новые межнейронные связи, появляются нейроны и кровеносные сосуды. Одно из таких условий физическая активность. Общеизвестен факт, что физическое развитие ребенка опережает познавательное и активно стимулирует его. Дошкольники познают окружающий мир, взаимодействуя с ним.

Главный принцип нейроигр и упражнений - постоянно изменять простые шаблонные действия, то есть давать мозгу возможность решать привычные задачи непривычным образом.

Цели:

синхронизация развития полушарий;

развитие мелкой

и крупной

моторики;

развитие координации, ловкости;

развитие памяти, внимания;

развитие речи и мышления.

Основные правила выполнения:

— должны быть задействованы не менее двух органов чувств;

— нужно концентрировать внимание на тех объектах или параметрах среды, которые ранее оставались незамеченными;

— следует менять привычные маршруты выполнения движения;

— необходимо выполнять упражнения регулярно.

В этой статье хочу поделиться своим опытом и показать, как применение нейроигр и упражнений может быть полезным и увлекательным для детей дошкольного возраста.

Что такое нейроигры и упражнения?Это специальные игры, направленные на тренировку мозга и развитие нейронных связей. Они стимулируют работу различных функций мозга, таких как внимание, память, логика и координация движений. В отличие от обычных игр и упражнений они направлены на достижение определенных образовательных и развивающих целей.

Преимущества использования нейроигр и упражнений на занятиях физической культуры:

1. Повышение мотивации. Нейроигры делают процесс занятий более интересным и захватывающим, что стимулирует детей к активному участию в упражнениях.

2. Улучшение координации движений. Нейроигры и упражнения требуют от детей выполнения сложных двигательных задач, что способствует развитию моторики и координации.

3. Развитие навыков командной работы. Нейроигры учат детей работать в коллективе, развивая социальные навыки и способность к сотрудничеству.

4. Развитие когнитивных функций. Участие в нейроиграх и выполнение упражнений стимулирует работу мозга, улучшая память, внимание и способность к принятию решений.

С целью взаимодействия всего педагогического коллектива и достижения качественного результата в оздоровлении и развитии детей подготовила картотеки «Нейроигр и упражнений в работе с детьми». Для того чтобы воспитатели и специалисты узкой направленности продолжали в своей работе с дошкольниками нейроигры и упражнения на занятиях, в совместной деятельности с детьми, а, также в самостоятельной игровой деятельности детьми, как в детском саду, так и дома.

Для нейроигр и упражнений на занятиях по физической культуре применяю оборудование: тренажеры для прыжков, ходунки, нейроскакалки, конусы, пластмассовые шары, обручи среднего размера, координационные лестницы,гимнастические палки, кубики пластмассовые, координационные кольца, моталочки, гимнастический канат, гимнастические скакалки, массажные дорожки, балансиры, резиновые мячи разного диаметра, игра «классики», игра «стопы и ладошки», карточки с заданиями, нейроплакаты.

Примеры нейроигр и упражнений, которые используются назанятиях физической культуры в детском саду:

1)Ходьба с заданиями для рук на каждый шаг, разную постановку стоп при ходьбе – правая нога на носок, левая - на пятке, ходьба спиной вперёд, ходьба ноги с крестно меняя ноги на каждый шаг и т. д.

Ходьба с использованием оборудования (массажные дорожки, балансиры, мостики, специальные коврики, координационные лестницы, разноцветные конусы для разметки).

2)Прыжки на нейроскакалке.Нейроскакалка - это тренажер, который одновременно тренирует мозжечок, межполушарное взаимодействие, концентрацию и внимательность, тренирует равновесие, координацию движения и вестибулярный аппарат.Для движения на этой скакалке нужна разнонаправленная работа ног. Одна нога совершает вращательные движения, а другая должна совершать прыжки.

3)Игра «Моталочки».Эти игры координируют попеременное движение рук, что способствует межполушарному взаимодействию, повышает игровую мотивацию детей, происходит одновременно самомассаж пальцев рук, что способствует развитию мелкой моторики.

Благодаря игре, вырабатывается соревновательный дух, скорость, реакция,развивается ловкость и глазомер,развивает координацию движений.

4)Игра «Ходунки».Использование такого инвентаря позволяет улучшать координацию движений рук и ног. Ребенок учится находить баланс и удерживать его. Дошкольники совершенствуют свою физическую подготовку и загораются интересом к активному досугу.

5)«Ходьба по канату» - игра направлена на координацию движения в заданном направлении, также способствует развитию саморегуляции и самоконтроля, развивает внимание и память (канатом можно задавать любую форму: круг, квадрат, зигзаг, лабиринт, прямую линию и т.д.). Проходить можно обычным шагом, приставным, спиной вперёд. Дети проходят по одному, парами, или цепочкой из нескольких человек. Также на усложнение, выполнять упражнения с предметом в руках (мяч, кубик, гимнастическая палка).

6) Прыжки на координационной лестнице, с выполнением различных заданий по карточкам, так же с использованием игры «следы и ладошки». Развивает ориентировку в собственном теле, что способствует межполушарному воздействию, направлена на развитие координации, внимания, моторики.

7)Упражнение «Брёвнышко» - развивает пространственные представления схемы тела и координации движений; формируется чувство пространственной ориентации собственного тела относительно габаритов ковра, зала и расстояния от края до края, от предмета к предмету. Упражнение выполняется, лежа на полу, ноги и руки прямые. В руках и ногах зажато по одному кубику.

8)Игра «Переставь на другую сторону» - лежат обручи в ряд, с каждой стороны у обруча стоит по одному конусу, один из них с шаром. Ребёнок впрыгивает в обруч присаживается на корточки и перекладывает шар из одного конуса на другой, при этом сначала перекладывая шар из одной руки в другую и так продвигается до конца выполняя задание. Также можно выполнять упражнение в беге на скорость, перекладывая шар слева направо, и наоборот.

9)Прыжки на нейротренажере. Способствуют развитию выносливости, моторики,концентрации и внимательности, тренирует равновесие, координацию движения и вестибулярный аппарат.

10)Ходьба. Выполнение разных видов ходьбы, ходьба на ладонях и стопах, в чередовании с прыжками, ползанием, с выполнением заданий.

11)Игры и упражнения с мячами.На занятиях проводим игры и упражнения, как индивидуальные, парные, так и командные, общие. Они могут быть разными: кидать мяч двумя руками одновременно, как вперёд, так и назад (за спину) – просто, а можно в цель; подбрасывать и перекидывать одной рукой, а ловить другой; отбивать о стену – ловить; перепрыгивать через него; прыгать с мячом, зажатым между ног. Так же можно выполнять передачу мяча стоя в колонне, над головой, между ног, с поворотом туловища в разные стороны; лёжа на полу и т.д.

12)Игра «Классики», направлена на развитие зрительного восприятия и внимания, координации.

13)Игра «Следы и ладошки». Развивает ориентировку в собственном теле, что способствует межполушарному воздействию, направлена на развитие координации, зрительного восприятия и внимания.

Также в своей работе применяюупражнения на нейроплакатах: «Жесты», «Ребро, ладонь,кулак», «Гусеница», игры на карточках с выполнением заданий. Такие задания развивают пространственные представления, координацию движений, моторику, способствуют работе полушарий головного мозга.

Использование нейроигр и упражнений на занятиях физической культуры в детском саду открывает новые горизонты для развития детей. Эти игры не только увлекательны и захватывающие, но и оказывают положительное влияние на развитие моторики, координации движений, внимания, логики и командной работы. Нейроигры и упражнения могут быть успешно интегрированы в традиционные занятия физической культуры и стать одним из ключевых элементов современного дошкольного образования.

Физическая подготовленность определяется уровнем сформированности психофизических качеств (сила, скоростно-силовые качества, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, удержание равновесия, координационные способности) и степенью форсированности двигательных навыков.

По итогам педагогической диагностики на начало 2023-2024 учебного года, у детей старшего дошкольного возраста был выявлен низкий показатель по физическому развитию. Уровень развития детей по физическому развитию был 45% на стадии формирования, т.е. некоторые компоненты недостаточно развиты, и на 55% уровень сформирован, что соответствует данному возрасту.

В результате применения нейроигр и упражнений в процессе занятий у детей стала отмечаться положительная динамика: улучшилась зрительно-моторная координация, дети стали чувствовать свое тело и лучше ориентироваться в пространстве, улучшились показатели моторной ловкости, мелкой и крупной моторики, появились самоконтроль и саморегуляция.

По результатам диагностики по физическому развитию за первое полугодие показатель развития у детей дошкольного возраста повысился. Уровень развития детей по физическому развитию 15% на стадии формирования, т.е. некоторые компоненты недостаточно развиты, и на 85% уровень сформирован, что соответствует данному возрасту.

Применение нейроигр и упражнений значительно повышают мотивацию детей к занятиям, делая их более интересными и разнообразными. Кроме того, они способствуют формированию навыков самостоятельности, решительности и умения справляться с нестандартными ситуациями. В результате дети получают удовольствие от занятий, их успеваемость и уровень здоровья улучшаются.

Регулярное включение нейроигр и упражнений в занятия по физической культуре, в различные формы работы, в перерывах между занятиями, в комплексы утренней оздоровительной гимнастики способствуют улучшению памяти, концентрации внимания и усвоению новых знаний.

Таким образом, применение комплекса воздействий, включающего нейроигры, является одним из эффективных приемов по запуску речи, развития мелкой моторики, скорости движения, координации движения у детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие.

Трясорукова

Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика»

Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольногообразования

(

утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа

Минпросвещения

России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264

)

.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×