Использование элементов ОРФ - педагогики на уроках музыки | Стародубцева Марина Леонидовна. Работа №293285
Автор: Стародубцева Марина Леонидовна
Чувство ритма дает каждому ребенку возможность и шанс выразить себя, показать свое отношение к музыке, а воспитание с помощью музыки формирует духовно богатый мир ребенка, помогает ему стать творческой, всесторонне развитой личностью. Попробуйте придумать с детьми самое простое: сопровождение звучащих жестов к дразнилке, измените ее естественный поэтический ритм, придумайте свободную звуковую композицию, позволив детям спонтанно играть на инструментах. Сочините простейший аккомпанемент дразнилки для ксилофона, используя тоническую пятую, октаву. Все очень просто!
Использование элементов Орф педагогики на уроках музыки
"С начала времен дети не любят учиться. Они предпочитают играть, и если вы заботитесь об их интересах, вы позволите им учиться, пока они играют; они обнаружат, что то, что они освоили - это детская игра".
Карл Орф
Музыка предоставляет несравненную возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему новому. Оно также позволяет в полной мере раскрыть все внутренние психологические качества ребенка (воображение, память, волю и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики ребенка (тонкость, чувствительность, способность познать глубину эмоциональных переживаний через музыкальное искусство), и, самое главное, это постоянная возможность самореализации. Главный принцип орф-педагогики - "мы учимся, делая и создавая" - позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, учиться ей в реальном, живом действии, в процессе исполнения музыки. Поэтому она заинтересовала и меня.
Педагогическая цель данной программы - развитие музыкально-ритмических способностей учащихся через освоение основ музыкально-ритмической культуры.
Ритм - важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное в комплексе музыкальных способностей. Его сущность и восприятие рассматривается в музыкальной теории, музыкальной психологии и педагогике с XIX века авторами Б.М. Тепловым, Н.А. Ветлугиной, В.В. Медушевским, Е.А. Назайкинским, О.П. Радыновой, К. В. Тарасова, Л.Н. Комиссарова, как совокупность составляющих его компонентов - темпа, метра, ритмического рисунка, и обусловлен эмоционально-образным содержанием музыкального произведения в тесной взаимосвязи с мелодией, гармонией, тембром.
Слово ритм употребляется по отношению к самым разным случаям и является очень распространенным. В переводе с греческого "ритм" - соразмерность, чередование различных длительностей звуков в музыке.
Чувство ритма - одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая творческая деятельность, а ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки. Н.И. Льговская дает следующее понятие: "Чувство ритма - это способность активно воспринимать музыку, ощущая ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее".
Поэтому формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке - это не только временно-измерительная категория, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-семантическая категория.
Последние научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт многих учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют о том, что музыкальное образование оказывает влияние на всестороннее развитие личности. Основателем современной теории ритмического воспитания был швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950), который считал, что ребенок должен сначала испытать то, чему он впоследствии должен научиться. Система ритмического воспитания получила широкое распространение в начале двадцатого века. Его метод сводился к использованию специально подобранных тренировочных упражнений для развития у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкального слуха, памяти, ритма, пластической выразительности движений. Система Далькроза основана на концепции ритма как универсального принципа.
Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982). К.Орф уделял большое внимание ритмическому воспитанию, которое основано на движении, речи и игре на элементарных музыкальных инструментах.
Метод Орфа - это метод обучения детей музыке, который задействует их ум и тело посредством сочетания пения, танцев, актерской игры и использования ударных инструментов. Например, в методе Орфа часто используются такие инструменты, как ксилофоны, металлофоны и глокеншпили.
Ключевой особенностью этого подхода является то, что уроки проводятся с элементом игры, что помогает детям учиться на их собственном уровне понимания. Метод Орфа также может называться Орф-Шульверк, подход Орфа или "Музыка для детей".
Метод Орфа - это способ познакомить и обучить детей музыке на уровне, который они могут легко понять.
Музыкальные понятия изучаются через пение, скандирование, танец, движение, драму и игру на ударных инструментах. Поощряются импровизация, сочинение и естественное чувство игры ребенка.
Этот подход к музыкальному образованию был разработан Карлом Орфом, немецким композитором, дирижером и педагогом, самой известной композицией которого является оратория "Кармина Бурана".
Он был задуман в 1920-х и 1930-х годах, когда работал музыкальным руководителем Гюнтер-Шуле - школы музыки, танца и гимнастики, которую он основал в Мюнхене.
Его идеи были основаны на вере в важность ритма и движения. Орф поделился этими идеями в книге под названием Орф-шульверк, которая позже была пересмотрена и переведена на английский язык под названием "Музыка для детей".
Среди других книг Орфа - "Элементария", "Орф-Шульверк сегодня", "Играй, пой и танцуй" и "Знакомство с Орфом - учебная программа для учителей музыки".
В классе Орфа в основном используется народная музыка и музыка, сочиненная самими детьми.
Ксилофоны (сопрано, альт, бас), металлофоны (сопрано, альт, бас), глокеншпили (сопрано и альт), кастаньеты, колокольчики, маракасы, треугольники, цимбалы (пальчиковые, ударные или подвесные), тамбурины, литавры, гонги, бонго, стальные барабаны и конга-барабаны - это лишь некоторые из ударных инструментов, используемых в классе Орфа.
Другие инструменты, как звучащие, так и не звучащие, которые могут быть использованы: клавесы, бубенцы, джембе, дождевики, песочные блоки, тональные блоки, виброшлепки и деревянные блоки.
Как выглядит урок по методу Орфа?
Хотя преподаватели Орфа используют многие книги в качестве основы, стандартной учебной программы Орфа не существует. Учителя Орфа разрабатывают свои собственные планы уроков и адаптируют их в соответствии с размером класса и возрастом учеников.
Например, учитель может выбрать стихотворение или рассказ для чтения в классе. Затем учеников просят принять участие, выбрав инструменты для представления персонажа или слова в рассказе или стихотворении.
Когда учитель снова читает рассказ или стихотворение, ученики добавляют звуковые эффекты, играя на выбранных ими инструментах. Затем учитель добавляет аккомпанемент, играя на инструментах Орфа.
По ходу урока ученикам предлагается сыграть на инструментах Орфа или добавить другие инструменты. Для того чтобы весь класс был вовлечен в процесс, других учеников просят разыграть историю.
Образец формата урока по методу Орфа
Если говорить более конкретно, то вот очень простой формат плана урока, который можно использовать для маленьких детей.
Сначала выберите стихотворение. Затем прочитайте стихотворение классу.
Во-вторых, попросите класс прочитать стихотворение вместе с вами. Прочитайте стихотворение вместе, сохраняя ровный ритм, постукивая ладонями по коленям.
В-третьих, выберите учеников, которые будут играть на инструментах. Попросите учеников сыграть определенные ноты на словах-подсказках. Обратите внимание, что инструменты должны соответствовать словам. Важно, чтобы учащиеся соблюдали правильный ритм и учились правильной технике игры на молоточках.
В-четвертых, добавьте другие инструменты и выберите учеников, которые будут играть на этих инструментах.
В-пятых, обсудите с учениками дневной урок. Задайте им вопросы типа: "Легко или трудно было играть?". Также задавайте вопросы, чтобы оценить понимание учеников.
Наконец, наведите порядок! Уберите все инструменты.
Ключевые понятия, изучаемые в процессе Орфа
Используя метод Орфа, ученики узнают о ритме, мелодии, гармонии, фактуре, форме и других элементах музыки. Студенты изучают эти концепции, говоря, пения, пения, танцев, движения, игры и игры на инструментах.
Изученные концепции становятся трамплином для дальнейших творческих поисков, таких как импровизация или сочинение собственной музыки.
Хочу познакомить вас с текстовым материалом, который использую для развития чувства ритма у студентов. По методике К. Орфа в начале всех музыкальных упражнений, как ритмических, так и мелодических, даются речевые упражнения, с помощью которых дети легко осваивают четные и нечетные метры, полные такты и доли.
Для развития чувства ритма можно также использовать мультимедийные презентации.
"Счастливые подружки"
На экране изображение трех кукол в разной одежде.
Воспитатель. Дети, к нам в гости пришли наши подружки - Даша, Саша и Маша. Они любят танцевать и хотят научить вас.
Далее педагог отстукивает или воспроизводит на одном звуке определенный ритмический рисунок (так танцует Даша), детям предлагается повторить его с помощью деревянных ложек или шумовых инструментов.
Затем "танцует" Саша (играется другой ритмический рисунок) и Маша. Дети повторяют.
"Ритмическое эхо"
Принцип тот же, что и в предыдущем случае, но используются изображения различных музыкальных инструментов.
"Веселые гудки"
На экране изображение парохода.
Музыкальный руководитель. Посмотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю. Он хочет поприветствовать нас своим веселым гудком. Вот так! (Внизу, под пароходом, графически изображен ритмический рисунок. Дети хлопают по нему или поют).
Аналогично проводится игра с паровозиком, только при пении меняется высота тона.
Современное понимание проблемы музыкального воспитания детей предполагает их вовлечение в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально-творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.
Чувство ритма дает каждому ребенку возможность и шанс выразить себя, показать свое отношение к музыке, а воспитание с помощью музыки формирует духовно богатый мир ребенка, помогает ему стать творческой, всесторонне развитой личностью. Попробуйте придумать с детьми самое простое: сопровождение звучащих жестов к дразнилке, измените ее естественный поэтический ритм, придумайте свободную звуковую композицию, позволив детям спонтанно играть на инструментах. Сочините простейший аккомпанемент дразнилки для ксилофона, используя тоническую пятую, октаву. Все очень просто!
Список использованной литературы
1. I. Kaplunova, I. Novoskoltseva. This wonderful world. SPb.: Kompozitor, 2005.
2. M. Aleksandrovskaya. Every Child is a Musician. Preschool education No.13/2001.
3. T.E.Tyutyunnikova. Pedagogy of cooperation. Preschool education No.5/2000.
4. T.E.Tyutyunnikova. Movement and music. Preschool education No.4/1999.
5. T.M.Orlova, S.I.Bekina. Teach Children to Sing. M.: Prosveshcheniye, 198
6. N.A. Vetlugina. Music in the kindergarten. M.: Music, 1980
7. N.A. Vetlugina. Methods of musical education in kindergartens. Moscow: Prosveshchenie, 1982
8. Journals "Preschool education" #14, 15, 17 for 2005.
9. Journals "Musical Manager" for 2004 - 2015y.
10. Magazines "Musical Palette" for 2007 - 2015.