Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование элементов проблемного обучения на уроках начальных классов, как способ формирования УУД | Расторгуева Светлана Викторовна. Работа №353406

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается использование элементов проблемного обучения в начальной школе как эффективный инструмент формирования универсальных учебных действий (УУД). Обоснована актуальность применения данной методики, раскрыты её основные принципы, формы и приемы, которые способствуют развитию познавательной активности, критического мышления и коммуникативных навыков учащихся. Приведены примеры практического внедрения проблемных ситуаций на уроках, их влияние на развитие учебной самостоятельности и способности решать задачи творческого характера.

Ключевые слова: проблемное обучение, универсальные учебные действия, начальная школа, УУД, познавательная активность, критическое мышление, методы обучения.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

 

Расторгуева Светлана Викторовна, учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №92 г. Могоча Забайкальского края

 

Аннотация. В статье рассматривается использование элементов проблемного обучения в начальной школе как эффективный инструмент формирования универсальных учебных действий (УУД). Обоснована актуальность применения данной методики, раскрыты её основные принципы, формы и приемы, которые способствуют развитию познавательной активности, критического мышления и коммуникативных навыков учащихся. Приведены примеры практического внедрения проблемных ситуаций на уроках, их влияние на развитие учебной самостоятельности и способности решать задачи творческого характера.

Ключевые слова: проблемное обучение, универсальные учебные действия, начальная школа, УУД, познавательная активность, критическое мышление, методы обучения.

 

Современная образовательная система ориентирована на формирование компетентного, самостоятельного и творческого ученика. В этом контексте использование элементов проблемного обучения становится одним из эффективных способов развития универсальных учебных действий (УУД). УУД включают регулятивные, познавательные, коммуникативные и личностные действия, которые обеспечивают успешное усвоение знаний, развитие интеллектуальных навыков и эмоционально-волевой сферы. Проблемное обучение помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся, вовлекая их в процесс самостоятельного поиска решений и анализа возникающих ситуаций.

Проблемное обучение как педагогическая технология

Проблемное обучение основывается на создании ситуаций, требующих от учащихся активного размышления и поиска ответа. Ключевым принципом является постановка проблемы, решение которой требует включения учащихся в учебно-познавательную деятельность.

Методика проблемного обучения предполагает:

формулировку проблемы, соответствующей возрастным особенностям учеников;

создание ситуации выбора и исследовательской задачи;

использование вопросов, стимулирующих размышление (например, "Почему?", "Как это работает?", "Что произойдет, если...?").

На уроках в начальной школе элементы проблемного обучения могут быть интегрированы через игровые задания, дискуссии, проектную деятельность и работу с текстами.

Формирование УУД через проблемное обучение

Познавательные УУД

Познавательные УУД включают умение искать, анализировать и интерпретировать информацию. Для их формирования учитель может использовать следующие приемы:

Проблемный вопрос. Например, на уроке окружающего мира можно задать вопрос: "Почему зимой птицам трудно найти еду?" Ученики предложат свои версии, затем проведут обсуждение и проверку гипотез.

Ситуации неопределенности. Учитель может представить учащимся загадочный предмет или изображение, стимулируя анализ и сравнение.

Регулятивные УУД

Регулятивные УУД связаны с постановкой целей, планированием и контролем учебной деятельности. В рамках проблемного обучения учащиеся учатся:

формулировать цель: "Что нам нужно узнать, чтобы решить проблему?";

планировать свои действия: "Как мы будем исследовать эту тему?";

анализировать результат: "Удалось ли нам решить задачу?"

Например, на уроке математики можно предложить задачу: "Как найти, сколько всего карандашей в двух коробках, если их количество неизвестно?" Дети сами определяют шаги решения.

Коммуникативные УУД

Для развития коммуникативных навыков используются групповые обсуждения, совместное решение задач, работа в парах. Проблемные ситуации побуждают детей делиться идеями, аргументировать свои ответы, учитывать мнение одноклассников. Например, можно провести ролевую игру, где дети обсуждают, как помочь герою сказки выйти из трудной ситуации.

Личностные УУД

Проблемное обучение способствует формированию ценностных ориентиров и эмоционального восприятия. Учащиеся учатся осознавать свои чувства и переживания, оценивать поступки героев. На уроке литературного чтения учитель может задать вопрос: "Как бы вы поступили на месте героя? Почему?"

Примеры проблемных ситуаций на уроках

Окружающий мир: Урок о природных явлениях. Учитель задает вопрос: "Почему небо меняет свой цвет в разное время суток?" Дети проводят наблюдения, обсуждают и ищут ответы.

Русский язык: Урок о частях речи. Задача: "Как отличить имя существительное от прилагательного?" Ученики анализируют примеры и выводят правила.

Технология: Изготовление поделок. Учитель предлагает: "Как сделать кораблик, который не утонет?" Дети экспериментируют с материалами.

Элементы проблемного обучения позволяют сделать учебный процесс увлекательным и результативным. Ученики становятся активными участниками познания, развивая свои интеллектуальные и личностные качества. Проблемные ситуации стимулируют самостоятельность, формируют критическое мышление и навыки работы в коллективе, что соответствует требованиям современной образовательной программы.

Использование проблемного обучения в начальных классах – это шаг к воспитанию не просто учащегося, но личности, готовой к решению сложных жизненных задач.

 

Список литературы

Панина М. В., Колосова Н. В. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки. 2024. №6 (75).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-problemnogo-obucheniya-v-nachalnoy-shkole

Лебедева Елена Павловна Профессиональная компетентность учителя начальных классов при формировании универсальных учебных действий младшего школьника // Профессиональное образование в России и за рубежом.

2018. №3 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-kompetentnost-uchitelya-nachalnyh-klassov-pri-formirovanii-universalnyh-uchebnyh-deystviy-mladshego-shkolnika

Панина М. В., Колосова Н. В. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки.

2024. №6 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-problemnogo-obucheniya-v-nachalnoy-shkole

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×