Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 22.12
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей в работе с детьми с ОВЗ. | Юнингер Светлана Кирилловна. Работа №354961

Дата публикации:
Автор:
Описание:

      С первых дней  дети с ОВЗ сталкиваются с серьезными трудностями. У большинства из них наблюдается отсутствие или недоразвитие речи, некоторые плохо передвигаются или же у них нарушена крупная моторика, недостаточно развита мелкая моторика, отсутствуют навыки самообслуживания. Практически у всех детей сниженный интерес к окружающему. Новый человек, новые предметы, не вызывают у них вопросов и эмоциональных реакций. С трудом удается привлечь внимание некоторых детей к предмету, многим сложно сосредоточиться, они легко отвлекаются на посторонние предметы.   Есть дети с умственной отсталостью , которые любят попробовать все «на вкус», «понюхать». Они пытаются отгрызть кусочек, облизать предмет. Такие действия в основном характерны, для детей, страдающих глубоким интеллектуальным нарушением, однако в ряде случаев они вызваны просто не умением действовать с предметами, отсутствием опыта и использования в соответствии с функциональным назначением. Часто у этих детей проявляется неадекватная реакция (плач, крик, раздражение) на прикосновения родителей, педагогов или присутствие чужого человека.  

консультация

 

 

 

 

Использование элементов сенсорной

интеграции в коррекционно-развивающей

работе с детьми с ОВЗ.

 

 

 

 

Воспитатели: Юнингер С.К.

 

 

 

 

 

 

 

2024 – 2025 учебный год

г. Ессентуки

 

Без эмоций невозможно наполнить жизнь красками. Для каждого человека это важный этап развития. А особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с сенсорными расстройствами, эти дети воспринимают мир не так, как мы с вами. В их системе восприятия много специфических черт, характерных только для них и мешающих им воспринимать мир в той же «системе координат», что и все остальные.

У детей данной категории наблюдаются недостатки интеллектуального (ЗПР, интеллектуальные нарушения) и речевого развития, двигательные нарушения, особенности поведения аутистического спектра, гиперактивность, трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Детям трудно удерживать внимание на задачах обучения и воспитания, их интерес не стойкий, часто очень низкая или отсутствует мотивация к обучению. У детей с ОВЗ отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации: невозможность целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.

С первых дней эти дети сталкиваются с серьезными трудностями. У большинства из них наблюдается отсутствие или недоразвитие речи, некоторые плохо передвигаются или же у них нарушена крупная моторика, недостаточно развита мелкая моторика, отсутствуют навыки самообслуживания. Практически у всех детей сниженный интерес к окружающему. Новый человек, новые предметы, не вызывают у них вопросов и эмоциональных реакций. С трудом удается привлечь внимание некоторых детей к предмету, многим сложно сосредоточиться, они легко отвлекаются на посторонние предметы. Есть дети с умственной отсталостью , которые любят попробовать все «на вкус», «понюхать». Они пытаются отгрызть кусочек, облизать предмет. Такие действия в основном характерны, для детей, страдающих глубоким интеллектуальным нарушением, однако в ряде случаев они вызваны просто не умением действовать с предметами, отсутствием опыта и использования в соответствии с функциональным назначением. Часто у этих детей проявляется неадекватная реакция (плач, крик, раздражение) на прикосновения родителей, педагогов или присутствие чужого человека.

Наблюдается апраксия – неумение обращаться с бытовыми предметами, ложкой, вилкой, карандашами, ручками. Боязнь песка, пластилина, красок, избегание контакта с неизвестными предметами. Повышенная двигательная активность при шумной окружающей обстановке. Плохо взаимодействуют со сверстниками. Часто сильным раздражителем может выступать даже одежда, которая касается тела ребенка.

Причиной этих и ряда других трудностей является нарушение или дисфункция сенсорной интеграции. Всё это затрудняет процесс обучения, коррекции и социализации. Мы считаем, что одним из возможных путей решения этих проблем является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционно-развивающей работы. Метод сенсорной интеграции в работе логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя, инструктора по физкультуре направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Целью коррекционно-развивающей работы в нашем детском саду является создание специальных условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними, адаптация среды с учётом потребностей обучающихся с ОВЗ, с дисфункцией сенсорной интеграции.

Мы считаем, что включение элементов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающий процесс в значительной мере повышает сенсорное развитие детей с ОВЗ, что оказывает положительное влияние на формирование их познавательных способностей, а также на получение новых знаний, умений и навыков. Известно, что продуктивное учение есть учение с увлечением, особенно если речь идет об особенных детях.

Работая с такими детьми, мы заметили, что трудно бывает удержать внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, добиться, чтобы усвоенный материал оставался надолго в памяти и использовался в новых условиях. Работа с детьми с ОВЗ должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной, разнообразной. И это объективно подтолкнуло нас к поискам нетрадиционных методов, приемов и использовании пособий.

 

Таким образом, сенсорная интеграция – это способность воспринимать 

информацию, поступающую от всех наших органов чувств, вычленять 

наиболее значимую информацию, анализировать информацию, 

вырабатывать соответствующую ответную реакцию.

У детей с нарушениями сенсорной интеграции, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно развиты (гипосензитивность) или наоборот – чрезмерно чувствительны (гиперсинзитивность).

Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей.

1. Тактильная дисфункция, т.е неспособность ощущать и различать прикосновения:

- эмоциональное или негативное реагирование даже на легкое прикосновение;

- уход в себя, если прикосновение кажется ребенку неприятным, ребенок начинает тереть то место, к которому прикасались;

- сверхреакция на боль, дети делают трагедию из-за малейшей царапины, или очень слабая реакция на боль, может присутствовать аутоагрессия;

- раздражение на новую одежду, особенно жесткую и колючую, предпочитают строго определенные виды одежды или ткани;

- избегание игр, в которых можно испачкаться, или наоборот, не обращают внимание на грязь на лице;

- проблемы с расчесыванием и мытьем головы.

2. Вестибулярная дисфункция проявляется в том, что дети:

- медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении, имеется потребность раскачиваться, качаться, вращаться;

- испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при езде в машине;

- боятся упасть, даже если такой угрозы нет;

- пугаются, когда находятся вниз головой или ноги не стоят на земле.

3. Проприорецептивная дисфункция:

- чрезмерная близость – ребенок встает слишком близко к другим людям, плохо понимает концепцию личного телесного пространства;

- проблемы с навигацией по помещению и избеганием препятствий, такие дети постоянно натыкаются на мебель, часто сталкиваются с другими людьми;

- шлепают ногами во время ходьбы;

- не понимают, какую силу надо приложить, чтобы сдвинуть предмет, не могут оценить вес предмета, поэтому часто ломают предметы, не могут рассчитать силу нажима и поэтому рвут бумагу, когда рисуют;

- трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами;

- жуют несъедобные предметы;

- трудно поднимаются и спускаются по ступеньками;

- плохо удерживают позу.

4. Обонятельная дисфункция

- не чувствуют запахов, не замечают даже сильную вонь или же наоборот повышенная чувствительность и сильные реакции на запахи;

- проблемы с тем, чтобы воспользоваться туалетом;

- неприязнь к животным и к людям, которые используют духи или шампуни с сильным запахом.

5. Зрительная дисфункция

- непереносимость яркого света или же темноты;

раздражаются от яркого света, легко отвлекается на зрительный стимул, избегают зрительного контакта, возбуждается, если в комнате яркие стены или обои;

плохо следят за движущимися объектами, путают схожие буквы, фокусируются на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком, не могут следить за строкой при чтении или списывании с доски;

- проблемы с восприятием глубины – трудности с тем, чтобы бросать и ловить предметы, неуклюжесть.

6. Слуховая дисфункция

- плохо откликаются на речь, любят слишком громкую музыку или сами создают шум, не понимают, где находится звуковой источник, постоянно переспрашивают;

громкость шума преувеличивается, окружающие звуки воспринимаются как искаженные и спутанные;

- ребенок не распознает определенные звуки.

7. Вкусовая дисфункция

- некоторые виды вкуса и продукты воспринимаются как слишком интенсивные и невыносимые;

- предпочитают есть пищу с ярко выраженным вкусом;

- определенная структура еды вызывает дискомфорт или же наоборот, имеется потребность есть буквально все – землю, траву, ткань, зубную пасту.

В целом нарушения сенсорной интеграции вызывают:

снижение самооценки,

фрустрацию из-за невозможности находиться среди других детей,

чувство физической и психологической  небезопасности,

трудности в освоении знаний.

Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, так же наблюдаются у детей, воспитываемых в условиях сенсорной депривации, например, домах ребенка.

Для преодоления сенсорной интеграции мы в своей работе стали использовать разнообразные упражнения.

При тактильной дисфункции подходят разные варианты сенсорных игр, цель которых: дать ребенку новые чувственные ощущения.

При низкой сенсорной чувствительности используем:

- массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развиваем мелку моторику, работаем с материалами разной фактуры и плотности.

Удобно приучать ребенка сидеть за столом и заниматься, положив ему на колени утяжеленную подушку, она чуть давит на колени, тем самым заземляя ребенка.

При высокой сенсорной чувствительности:

- всегда предупреждаем ребенка, что мы собираемся прикоснуться к нему, приближаемся к нему только спереди. Помним о том, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими;

- постепенно знакомим детей с различными текстурами. Для этого в работе используем коробку с разнообразными материалами: шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.

- используем игры, где необходимо толкать или тянуть что-то, нести умеренно тяжелые предметы, прыгать.

- ощупываем руками разные поверхности, ходим по ним ногами, соприкосновение всем телом с различными материалами (шариками в сухом бассейне, с песком, камешками, водой разной температуры и т.д.). Если ребенок избегает прикосновения с незнакомыми предметами, используем знакомые игрушки (предметы), их можно, например, прятать под одежду ребенка и искать.

Несомненно, в своей работе для преодоления тактильной дисфункции мы используем традиционные виды сенсорных игр, такие как:

— Игры с красками (рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга), водой, мыльными пузырями, льдом.

— Игры с песком, природным материалом. Что мы делаем: устраиваем «дождь» из бусинок, мелких камушков и т.д., при этом старательно подставляем под струи «дождя» все части тела; ходим босиком по сенсорным «лужам» после «дождя»; пересыпаем сыпучий материал с помощью баночек, формочек, ложек; зарываем в тазик с песком и разыскиваем игрушки, конфеты играем с мокрыми песком, рисуем на нем.

— Игры с тканями и бумагой: трогаем различные виды тканей и бумаги, после чего, начинаем шуршать и оборачивать вокруг себя эти материалы.

Игры с сенсорными баночками: различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом.

- Игры со стеклянными шариками, гидрогелем: устраиваем «сухой бассейн» для пальчиков, раскладываем шарики в разные емкости; бросаем шарики и кубики в воду; перекатываем между пальцами.

— Игры с массажерами для рук: делаем массаж рук, используя деревянные и пластиковые массажеры, фактурные резинки для волос, ребристые мыльницы, погремушки-прорезыватели, силиконовые прихватки и т.д.

Все описанные игры дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами развития речи, происходит положительная динамика в развитии речи ребенка.

Вестибулярная дисфункция.

При высокой сенсорной чувствительности разделяем деятельность на маленькие шаги, используем визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч).

При низкой сенсорной чувствительности:

- мы поощряем занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки;

- используем традиционные игры с потешками («По кочкам, по кочкам», «Кто на лодочке плывет…» и т.д.);

- применяем на занятиях игры с большим мячом (фитболом). Например, можно положить ребенка грудью или животом на большой мяч, придерживая его слегка за туловище. В таком положении ребенок собирает разбросанные на полу предметы в одну или две корзины или пытается что-нибудь нарисовать маркерами на большом листе бумаги в несколько приемов;

- так же можно использовать такие приемы, как хождение по скамейке, перелезание и подлезание под стульями, при этом дети могут работать в парах, помогая друг другу.

Все эти варианты игр можно гармонично вплетать в ежедневную коррекционную деятельность, используя в качестве оргмоментов или динамических пауз во время НОД.

Проприоцептивная дисфункция.

При низкой сенсорной чувствительности.

- стараемся размещать мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию проще;

- обозначаем границы с помощью яркого скотча на полу;

- прививаем правило «вытянутой руки» для других людей.

При высокой сенсорной чувствительности:

- используем все виды занятий для развития мелкой моторики, рисование и раскрашивание. Обязательно исследуем материалы различной фактуры.

Также можно использовать такие упражнения:

- поочередные движения правой и левой руки;

- синхронные движения обоих рук;

- учим детей фиксировать одну руку на предмете, объекте, а другой совершать какие-либо движения;

- учим детей осуществлять несинхронные движения обоих рук для выполнения какого-либо действия.

При организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушениями сенсорной интеграции мы стараемся придерживаться следующих  рекомендаций:

- постараться исключить возможность отвлекаться;

- чтобы помочь ребенку удержать внимание – не давать одновременно больше одного задания;

- если ребенок волнуется, что его могут ударить, найти для него место, где он сможет почувствовать себя в безопасности, например, не в центре группы, а с краю;

- постарайтесь убрать то, что может приводить к зрительной перегрузке (различная информация на стенах, ковровые покрытия с яркими рисунками, игрушки и предметы, которые отражают свет, бликуют и т.д.);

- твердые, гулкие поверхности, шум аквариума, радио, открытое окно, осветительные приборы, которые издают звук, мешают деткам сосредоточится на задании, поэтому, необходимо убрать такие вещи;

- запахи еды, медикаментов, краски и т.д. могут раздражать детей, необходимо устранить отвлекающие обонятельные раздражители.

В помещении, где находятся дети, должно быть тихое место, где ребенок, который устал или расстроился, может отдохнуть.

В заключении хотелось бы сказать, что современное образование нацеливает педагогов на обязательный учёт индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. На наш взгляд, использование технологии сенсорной интеграции в комплексе с традиционными методами коррекционного воздействия способствует всестороннему и гармоничному развитию детей с ОВЗ, а также способствует развитию творческого потенциала педагогов.

Нетрадиционные технологии представляют большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования всех психических функций, осуществление коррекции двигательных навыков, пространственной организации и т.д. С помощью таких нетрадиционных приемов и методов пробуждается интерес к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию внимания, памяти, усидчивости, развитию и обогащению речи. Мы стараемся сделать так, чтобы ребенок сам захотел заниматься и получал от этого удовольствие, тогда процесс развития и обучения не принесет ущерб его здоровью.

Представленные методы и приемы носят системный характер, чередуя их на каждом занятии, мы сохраняем интерес и желание у ребят использовать эти игры и упражнения в нашей совместной деятельности, что очень важно в коррекционно-развивающей работе. А самое главное наблюдается высокая продуктивность и результативность использования элементов в преодолении трудностей в обучении и воспитании детей с ОВЗ.

Таким образом, в результате проведенной коррекционно-развивающей работы были достигнуты следующие результаты:

значительно улучшилась чувствительность к тактильным, зрительным, звуковым, слуховым стимулам;

улучшилось осознание своего тела в пространстве;

снизился уровень двигательного беспокойства;

значительно улучшилась двигательная координация;

значительно улучшилась концентрация внимания;

улучшилась способность к обучению и коммуникации;

значительно улучшился эмоциональный фон.

Такие элементы сенсорной интеграции могут быть использованы и родителями дома, чтобы помочь детям в восприятии окружающих объектов и продуктивном взаимодействии с ними, повысить сенсорное развитие детей с ОВЗ, что окажет положительное влияние на формирование их познавательных способностей, а также на получение новых знаний, умений и навыков.

 

 

 

  

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
X