Использование элементов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей в работе с детьми с ОВЗ. | Юнингер Светлана Кирилловна. Работа №354961
С первых дней дети с ОВЗ сталкиваются с серьезными трудностями. У большинства из них наблюдается отсутствие или недоразвитие речи, некоторые плохо передвигаются или же у них нарушена крупная моторика, недостаточно развита мелкая моторика, отсутствуют навыки самообслуживания. Практически у всех детей сниженный интерес к окружающему. Новый человек, новые предметы, не вызывают у них вопросов и эмоциональных реакций. С трудом удается привлечь внимание некоторых детей к предмету, многим сложно сосредоточиться, они легко отвлекаются на посторонние предметы. Есть дети с умственной отсталостью , которые любят попробовать все «на вкус», «понюхать». Они пытаются отгрызть кусочек, облизать предмет. Такие действия в основном характерны, для детей, страдающих глубоким интеллектуальным нарушением, однако в ряде случаев они вызваны просто не умением действовать с предметами, отсутствием опыта и использования в соответствии с функциональным назначением. Часто у этих детей проявляется неадекватная реакция (плач, крик, раздражение) на прикосновения родителей, педагогов или присутствие чужого человека.
консультация
Использование элементов сенсорной
интеграции в коррекционно-развивающей
работе с детьми с ОВЗ.
Воспитатели: Юнингер С.К.
2024 – 2025 учебный год
г. Ессентуки
Без эмоций невозможно наполнить жизнь красками. Для каждого человека это важный этап развития. А особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с сенсорными расстройствами, эти дети воспринимают мир не так, как мы с вами. В их системе восприятия много специфических черт, характерных только для них и мешающих им воспринимать мир в той же «системе координат», что и все остальные.
У детей данной категории наблюдаются недостатки интеллектуального (ЗПР, интеллектуальные нарушения) и речевого развития, двигательные нарушения, особенности поведения аутистического спектра, гиперактивность, трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Детям трудно удерживать внимание на задачах обучения и воспитания, их интерес не стойкий, часто очень низкая или отсутствует мотивация к обучению. У детей с ОВЗ отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации: невозможность целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки.
С первых дней эти дети сталкиваются с серьезными трудностями. У большинства из них наблюдается отсутствие или недоразвитие речи, некоторые плохо передвигаются или же у них нарушена крупная моторика, недостаточно развита мелкая моторика, отсутствуют навыки самообслуживания. Практически у всех детей сниженный интерес к окружающему. Новый человек, новые предметы, не вызывают у них вопросов и эмоциональных реакций. С трудом удается привлечь внимание некоторых детей к предмету, многим сложно сосредоточиться, они легко отвлекаются на посторонние предметы. Есть дети с умственной отсталостью , которые любят попробовать все «на вкус», «понюхать». Они пытаются отгрызть кусочек, облизать предмет. Такие действия в основном характерны, для детей, страдающих глубоким интеллектуальным нарушением, однако в ряде случаев они вызваны просто не умением действовать с предметами, отсутствием опыта и использования в соответствии с функциональным назначением. Часто у этих детей проявляется неадекватная реакция (плач, крик, раздражение) на прикосновения родителей, педагогов или присутствие чужого человека.
Наблюдается апраксия – неумение обращаться с бытовыми предметами, ложкой, вилкой, карандашами, ручками. Боязнь песка, пластилина, красок, избегание контакта с неизвестными предметами. Повышенная двигательная активность при шумной окружающей обстановке. Плохо взаимодействуют со сверстниками. Часто сильным раздражителем может выступать даже одежда, которая касается тела ребенка.
Причиной этих и ряда других трудностей является нарушение или дисфункция сенсорной интеграции. Всё это затрудняет процесс обучения, коррекции и социализации. Мы считаем, что одним из возможных путей решения этих проблем является включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционно-развивающей работы. Метод сенсорной интеграции в работе логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя, инструктора по физкультуре направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. Целью коррекционно-развивающей работы в нашем детском саду является создание специальных условий, облегчающих восприятие окружающих объектов и продуктивное взаимодействие с ними, адаптация среды с учётом потребностей обучающихся с ОВЗ, с дисфункцией сенсорной интеграции.
Мы считаем, что включение элементов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающий процесс в значительной мере повышает сенсорное развитие детей с ОВЗ, что оказывает положительное влияние на формирование их познавательных способностей, а также на получение новых знаний, умений и навыков. Известно, что продуктивное учение есть учение с увлечением, особенно если речь идет об особенных детях.
Работая с такими детьми, мы заметили, что трудно бывает удержать внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, добиться, чтобы усвоенный материал оставался надолго в памяти и использовался в новых условиях. Работа с детьми с ОВЗ должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной, разнообразной. И это объективно подтолкнуло нас к поискам нетрадиционных методов, приемов и использовании пособий.
Таким образом, сенсорная интеграция – это способность воспринимать
информацию, поступающую от всех наших органов чувств, вычленять
наиболее значимую информацию, анализировать информацию,
вырабатывать соответствующую ответную реакцию.
У детей с нарушениями сенсорной интеграции, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно развиты (гипосензитивность) или наоборот – чрезмерно чувствительны (гиперсинзитивность).
Проявления нарушений сенсорной интеграции у детей.
1. Тактильная дисфункция, т.е неспособность ощущать и различать прикосновения:
- эмоциональное или негативное реагирование даже на легкое прикосновение;
- уход в себя, если прикосновение кажется ребенку неприятным, ребенок начинает тереть то место, к которому прикасались;
- сверхреакция на боль, дети делают трагедию из-за малейшей царапины, или очень слабая реакция на боль, может присутствовать аутоагрессия;
- раздражение на новую одежду, особенно жесткую и колючую, предпочитают строго определенные виды одежды или ткани;
- избегание игр, в которых можно испачкаться, или наоборот, не обращают внимание на грязь на лице;
- проблемы с расчесыванием и мытьем головы.
2. Вестибулярная дисфункция проявляется в том, что дети:
- медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении, имеется потребность раскачиваться, качаться, вращаться;
- испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при езде в машине;
- боятся упасть, даже если такой угрозы нет;
- пугаются, когда находятся вниз головой или ноги не стоят на земле.
3. Проприорецептивная дисфункция:
- чрезмерная близость – ребенок встает слишком близко к другим людям, плохо понимает концепцию личного телесного пространства;
- проблемы с навигацией по помещению и избеганием препятствий, такие дети постоянно натыкаются на мебель, часто сталкиваются с другими людьми;
- шлепают ногами во время ходьбы;
- не понимают, какую силу надо приложить, чтобы сдвинуть предмет, не могут оценить вес предмета, поэтому часто ломают предметы, не могут рассчитать силу нажима и поэтому рвут бумагу, когда рисуют;
- трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами;
- жуют несъедобные предметы;
- трудно поднимаются и спускаются по ступеньками;
- плохо удерживают позу.
4. Обонятельная дисфункция
- не чувствуют запахов, не замечают даже сильную вонь или же наоборот повышенная чувствительность и сильные реакции на запахи;
- проблемы с тем, чтобы воспользоваться туалетом;
- неприязнь к животным и к людям, которые используют духи или шампуни с сильным запахом.
5. Зрительная дисфункция
- непереносимость яркого света или же темноты;
- раздражаются от яркого света, легко отвлекается на зрительный стимул, избегают зрительного контакта, возбуждается, если в комнате яркие стены или обои;
- плохо следят за движущимися объектами, путают схожие буквы, фокусируются на отдельных деталях картины, не замечая ее целиком, не могут следить за строкой при чтении или списывании с доски;
- проблемы с восприятием глубины – трудности с тем, чтобы бросать и ловить предметы, неуклюжесть.
6. Слуховая дисфункция
- плохо откликаются на речь, любят слишком громкую музыку или сами создают шум, не понимают, где находится звуковой источник, постоянно переспрашивают;
- громкость шума преувеличивается, окружающие звуки воспринимаются как искаженные и спутанные;
- ребенок не распознает определенные звуки.
7. Вкусовая дисфункция
- некоторые виды вкуса и продукты воспринимаются как слишком интенсивные и невыносимые;
- предпочитают есть пищу с ярко выраженным вкусом;
- определенная структура еды вызывает дискомфорт или же наоборот, имеется потребность есть буквально все – землю, траву, ткань, зубную пасту.
В целом нарушения сенсорной интеграции вызывают:
снижение самооценки,
фрустрацию из-за невозможности находиться среди других детей,
чувство физической и психологической небезопасности,
трудности в освоении знаний.
Проблемы сенсорной интеграции довольно распространены среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, так же наблюдаются у детей, воспитываемых в условиях сенсорной депривации, например, домах ребенка.
Для преодоления сенсорной интеграции мы в своей работе стали использовать разнообразные упражнения.
При тактильной дисфункции подходят разные варианты сенсорных игр, цель которых: дать ребенку новые чувственные ощущения.
При низкой сенсорной чувствительности используем:
- массажные коврики, растирание жёсткой мочалкой, развиваем мелку моторику, работаем с материалами разной фактуры и плотности.
Удобно приучать ребенка сидеть за столом и заниматься, положив ему на колени утяжеленную подушку, она чуть давит на колени, тем самым заземляя ребенка.
При высокой сенсорной чувствительности:
- всегда предупреждаем ребенка, что мы собираемся прикоснуться к нему, приближаемся к нему только спереди. Помним о том, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими;
- постепенно знакомим детей с различными текстурами. Для этого в работе используем коробку с разнообразными материалами: шерсть, шелк, бархатная бумага и т.д.
- используем игры, где необходимо толкать или тянуть что-то, нести умеренно тяжелые предметы, прыгать.
- ощупываем руками разные поверхности, ходим по ним ногами, соприкосновение всем телом с различными материалами (шариками в сухом бассейне, с песком, камешками, водой разной температуры и т.д.). Если ребенок избегает прикосновения с незнакомыми предметами, используем знакомые игрушки (предметы), их можно, например, прятать под одежду ребенка и искать.
Несомненно, в своей работе для преодоления тактильной дисфункции мы используем традиционные виды сенсорных игр, такие как:
— Игры с красками (рисование пальчиками, ладошками, штампами; смешивание цветов, перетекание красок друг в друга), водой, мыльными пузырями, льдом.
— Игры с песком, природным материалом. Что мы делаем: устраиваем «дождь» из бусинок, мелких камушков и т.д., при этом старательно подставляем под струи «дождя» все части тела; ходим босиком по сенсорным «лужам» после «дождя»; пересыпаем сыпучий материал с помощью баночек, формочек, ложек; зарываем в тазик с песком и разыскиваем игрушки, конфеты играем с мокрыми песком, рисуем на нем.
— Игры с тканями и бумагой: трогаем различные виды тканей и бумаги, после чего, начинаем шуршать и оборачивать вокруг себя эти материалы.
- Игры с сенсорными баночками: различные баночки, наполненные крупой, монетками, колокольчиками, водой, блестками, маслом.
- Игры со стеклянными шариками, гидрогелем: устраиваем «сухой бассейн» для пальчиков, раскладываем шарики в разные емкости; бросаем шарики и кубики в воду; перекатываем между пальцами.
— Игры с массажерами для рук: делаем массаж рук, используя деревянные и пластиковые массажеры, фактурные резинки для волос, ребристые мыльницы, погремушки-прорезыватели, силиконовые прихватки и т.д.
Все описанные игры дают ребенку поток разнообразных по силе и направлению ощущений. В итоге происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными методами развития речи, происходит положительная динамика в развитии речи ребенка.
Вестибулярная дисфункция.
При высокой сенсорной чувствительности разделяем деятельность на маленькие шаги, используем визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч).
При низкой сенсорной чувствительности:
- мы поощряем занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки;
- используем традиционные игры с потешками («По кочкам, по кочкам», «Кто на лодочке плывет…» и т.д.);
- применяем на занятиях игры с большим мячом (фитболом). Например, можно положить ребенка грудью или животом на большой мяч, придерживая его слегка за туловище. В таком положении ребенок собирает разбросанные на полу предметы в одну или две корзины или пытается что-нибудь нарисовать маркерами на большом листе бумаги в несколько приемов;
- так же можно использовать такие приемы, как хождение по скамейке, перелезание и подлезание под стульями, при этом дети могут работать в парах, помогая друг другу.
Все эти варианты игр можно гармонично вплетать в ежедневную коррекционную деятельность, используя в качестве оргмоментов или динамических пауз во время НОД.
Проприоцептивная дисфункция.
При низкой сенсорной чувствительности.
- стараемся размещать мебель у стены комнаты, чтобы сделать навигацию проще;
- обозначаем границы с помощью яркого скотча на полу;
- прививаем правило «вытянутой руки» для других людей.
При высокой сенсорной чувствительности:
- используем все виды занятий для развития мелкой моторики, рисование и раскрашивание. Обязательно исследуем материалы различной фактуры.
Также можно использовать такие упражнения:
- поочередные движения правой и левой руки;
- синхронные движения обоих рук;
- учим детей фиксировать одну руку на предмете, объекте, а другой совершать какие-либо движения;
- учим детей осуществлять несинхронные движения обоих рук для выполнения какого-либо действия.
При организации коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с нарушениями сенсорной интеграции мы стараемся придерживаться следующих рекомендаций:
- постараться исключить возможность отвлекаться;
- чтобы помочь ребенку удержать внимание – не давать одновременно больше одного задания;
- если ребенок волнуется, что его могут ударить, найти для него место, где он сможет почувствовать себя в безопасности, например, не в центре группы, а с краю;
- постарайтесь убрать то, что может приводить к зрительной перегрузке (различная информация на стенах, ковровые покрытия с яркими рисунками, игрушки и предметы, которые отражают свет, бликуют и т.д.);
- твердые, гулкие поверхности, шум аквариума, радио, открытое окно, осветительные приборы, которые издают звук, мешают деткам сосредоточится на задании, поэтому, необходимо убрать такие вещи;
- запахи еды, медикаментов, краски и т.д. могут раздражать детей, необходимо устранить отвлекающие обонятельные раздражители.
В помещении, где находятся дети, должно быть тихое место, где ребенок, который устал или расстроился, может отдохнуть.
В заключении хотелось бы сказать, что современное образование нацеливает педагогов на обязательный учёт индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и воспитания. На наш взгляд, использование технологии сенсорной интеграции в комплексе с традиционными методами коррекционного воздействия способствует всестороннему и гармоничному развитию детей с ОВЗ, а также способствует развитию творческого потенциала педагогов.
Нетрадиционные технологии представляют большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования всех психических функций, осуществление коррекции двигательных навыков, пространственной организации и т.д. С помощью таких нетрадиционных приемов и методов пробуждается интерес к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию внимания, памяти, усидчивости, развитию и обогащению речи. Мы стараемся сделать так, чтобы ребенок сам захотел заниматься и получал от этого удовольствие, тогда процесс развития и обучения не принесет ущерб его здоровью.
Представленные методы и приемы носят системный характер, чередуя их на каждом занятии, мы сохраняем интерес и желание у ребят использовать эти игры и упражнения в нашей совместной деятельности, что очень важно в коррекционно-развивающей работе. А самое главное наблюдается высокая продуктивность и результативность использования элементов в преодолении трудностей в обучении и воспитании детей с ОВЗ.
Таким образом, в результате проведенной коррекционно-развивающей работы были достигнуты следующие результаты:
значительно улучшилась чувствительность к тактильным, зрительным, звуковым, слуховым стимулам;
улучшилось осознание своего тела в пространстве;
снизился уровень двигательного беспокойства;
значительно улучшилась двигательная координация;
значительно улучшилась концентрация внимания;
улучшилась способность к обучению и коммуникации;
значительно улучшился эмоциональный фон.
Такие элементы сенсорной интеграции могут быть использованы и родителями дома, чтобы помочь детям в восприятии окружающих объектов и продуктивном взаимодействии с ними, повысить сенсорное развитие детей с ОВЗ, что окажет положительное влияние на формирование их познавательных способностей, а также на получение новых знаний, умений и навыков.