Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование элементов системы Карла Орфа для развития метроритма у школьников. | Виктория Юрьевна Дильман. Работа №311015

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Уделяя большое внимание в своей работе развитию чувства ритма и метроритмического чувства, мы стремимся к поиску качественного, эффективного, продуктивного взаимодействия  с детьми. Музыкально-речевые игры как трамплин для развития музыкально-ритмических способностей, способствующих общему развитию: умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей школьного возраста.            Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке, а  воспитание с помощью музыки  формирует духовно богатый мир ребёнка, помогает стать  ему творческой, всесторонне-развитой личностью.

МАОУ «Металлурговская СОШ» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование элементов системы Карла Орфа для развития метроритма у школьников. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  СОСТАВИТЕЛЬ: учитель музыки

Дильман Виктория Юрьевна 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  п.Металлургов

Введение

«Музыка – не простое развлечение и не добавление, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека... Музыка – это сама жизнь» - Д.Б. Кабалевский.

Музыка даёт ни с чем несравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему новому. Также даёт возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества ребенка (воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики ребёнка (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний), и, что самое главное – это постоянная возможность самореализации. Главный принцип орф-педагогики — “учимся, делая и творя” — позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования. Поэтому она заинтересовала и меня.

Педагогической  целью данной программы является  развитие музыкально-ритмических и двигательно-танцевальных способностей   обучающихся   через   овладение   основами   музыкально-ритмической культуры.

Одной из важных задач всестороннего развития ребенка, является воспитание музыкальной культуры.

Ритм - важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное в комплексе музыкальных способностей. Его сущность и восприятие рассматривается в музыкальной теории, музыкальной психологии и педагогике в нашей стране с XIX века авторами Б.М. Тепловым, Н.А. Ветлугиной, В.В. Медушевским, Е.А. Назайкинским, О.П. Радыновой, К.В. Тарасовой, Л.Н. Комиссаровой, как совокупность составляющих его компонентов - темпа, метра, ритмического рисунка и обуславливается эмоционально-образным содержанием музыкального произведения в тесной взаимосвязи с мелодией, гармонией, тембром.

Слово ритм применяется по отношению к самым разнообразным случаям и имеет очень широкое распространение. В переводе с греческого «ритм» – соразмерность, чередование различных длительностей звуков в музыке. Ритм, в отличие от других важнейших элементов музыкального языка – гармонии, мелодики, принадлежит не только музыке, но и другим видам искусств – поэзии, танцу…

 Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая творческая  деятельность, а ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Музыка, не отъемлющая часть хореографического творчества. Н. И. Льговская даёт следующее понятие: «Чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя её эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить её». В нашем случае, воспроизвести при помощи движений.

Поэтому формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики и опыт многих  учреждений, а также исторический опыт свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности. Основоположником современной теории ритмического воспитания явился швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль Далькроз (1865-1950), который считал, что ребенку сначала надо пережить то, что он впоследствии должен усвоить. Система ритмического воспитания получила широкое распространение ещё в начале ХХ века. Его метод сводился к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, ритмичность, пластичную выразительность движений. В основу системы Далькроза положено понятие ритма как универсального начала. Ритм формирует тело и дух человека, избавляет  от комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-1982). Большое внимание К.Орф уделял ритмическому воспитанию, основой которого становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входят гимнастические упражнения, которые способствуют развитию чувства ритма через динамику движений. Это разнообразные круговые движения рук, локтей, кистей; ходьба - медленная, быстрая, на пятках, носках, восьмерками, зигзагами с переменой направления, остановками, поворотами, подскоками, прыжками, приседаниями, покачиваниями; бег в ритме.  

Для выработки чувства ритма используется также метод «вербального эквивалента», т.е. усвоения ритмов через звучащее слово: воробей, кошечка и т.д. Материалом могут служить цвета, имена и другие близкие детям слова. До овладения игрой на музыкальных инструментах, элементарное музицирование начинается с использования природных «инструментов» - рук и ног. К.Орф вводит в урок так называемые «звучащие жесты» - хлопки, притопы, шлепки, щелчки. С их помощью дети, разделившись на группы, импровизируют сопровождение к звучащим песням и стихам. Из ритмизованных текстов К.Орф предлагает составлять ритмические рондо, а также исполнять их в виде канонов.

Для развития чувства ритма К.Орф использовал игру «эхо», где ритм, заданный педагогом, точно воспроизводится ребенком. При этом допускаются любые сложности, даже еще не пройденные теоретически. Для развития творческого начала и чувства формы, применялась игра «эхо-ответ» или «эхо с продолжением», когда ребенок заканчивает фразу взрослого или прохлопывает вариацию на нее. Исходным материалом «эха» может служить и импровизация ребенка.                     

В нашей стране система ритмического воспитания  разработана Н.Г.Александровой, Е.В.Кононовой. Специальные исследования проведены  Н.А. Ветлугиной, А.В.Кенеман, Б.М. Тепловым. Например, по мнению психолога Б.М. Теплова восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…». Он указывал, что ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. Б. Теплов выделял три основные музыкальные способности: ладовое чувство, произвольное пользование слуховыми представлениями, ритмическое чувство. При слушании музыки, у человека возникает интуитивная потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности.

Особое место среди способностей занимает ритмическая способность. Исследования учёных, занимавшихся изучением детей с проблемами речи (Л. А. Венгер, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.) обращали внимание на то, что у дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдалось недостаточное развитие чувства ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь. В связи с этим проблема развития ритмических основ у данной категории дошкольников всегда оставалась актуальной.

Чувство ритма имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях. Развитие моторики и экспрессивной речи у ребёнка происходит в тесном единстве. А значит, под влиянием коррекционной работы они могут совершенствоваться одновременно. Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь. В основе развития ритмического чувства лежит восприятие выразительности музыки через движения. Хорошо развитое, оно позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность жить в ней, чувствовать, двигаться. Ритм формирует тело и дух ребёнка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Одновременно, ритм является также и основой правильного формирования речи и её восприятия.

«Музыкальный ритм, в отличие от мелодии, оказывает решающее влияние на физиологическое и эмоциональное состояние человека в процессе музыкального переживания», отмечал В.И Петрушин. Учёные доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.

Формирование чувства ритма у детей – одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время, как общепризнанно, одна из наиболее сложных. Существует мнение, что чувство ритма плохо поддается воспитанию. Действительно, развитие ритма у детей (не обладающих чувством ритма) работа сложная, трудоемкая. Ритм в теории музыки — это соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности. Ноты могут иметь различную длительность, вследствие чего между ними создаются определенные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности нот образуют различные ритмические фигуры, из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм. Ритм, не привязан ни к каким абсолютным единицам измерения времени, в нём заданы лишь относительные длительности нот. Можно утверждать, что музыкально-ритмическое чувство, являясь формирующей способностью, в целом попадает под педагогическое воздействие, поддается ему, «отзывается» на него. Исполнение музыки, благоприятствует музыкально-ритмическому воспитанию, создает оптимальные условия, в которых воспитание протекает плодотворно и успешно.

Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приёмов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – сложная задача. Но еще сложнее осуществлять музыкальное обучение с детьми, имеющими речевые нарушения, и принимать во внимание характерные особенности детей, учитывая стоящие коррекционные задачи. Поэтому свою работу я строю на следующих основных принципах:

 Принцип личностной направленности педагога создаёт оптимальные условия для музыкальной деятельности. Тщательный отбор материала должен соответствовать возрастным особенностям ребёнка.

 Принцип интеграции определяется в различных направлениях воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей.

 Принцип максимального использования от простого к сложному развивает потенциал ребёнка в музыкальном развитии и корректирует речевые нарушения.

 Музыкальный слух развивается совместно с речевым. Общность выразительных средств речи и музыки (ритма, темпа, тембра, динамики, артикуляции, формы), доступность и привлекательность речевой импровизации является основой для творческой деятельности детей. Использование речевых игр на занятиях, а так же дома позволяет детям с раннего возраста овладевать полным комплексом средств музыкальной выразительности.

Идея использования речевых игр в музыкальном воспитании принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу. Речевые игры и упражнения могут сопровождаться звучащими жестами (хлопками, притопами, шлепками, щелчками), движениями, игрой на детских музыкальных инструментах: шумовых, металлофонах, дудочках, свистульках. Жестикуляция, мимика, пластика, голосовые импровизации в речевой игре превращают ее в театральную игру, способствуют импровизации и раскрытию творческого потенциала детей.

Применение речи в обучении музыке — один из важнейших педагогических принципов К. Орфа. Он состоит не столько в самом факте использования речи, сколько в концептуальном подходе к ее роли и значению в первоначальном обучении музыке. Вильгельм Келлер, автор книги «Музыка для детей», считает речевые упражнения истинно музыкальными и относит их к области элементарного музицирования.

Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух — одна из основ слуха музыкального. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, артикуляция, штрихи, а также динамика. Почти все выразительные средства музыки оказываются доступны для изучения и практического использования в речевых упражнениях детьми самого раннего возраста. Речевые упражнения как основа первоначальной музыкальной тренировки — одна из очень удачных находок Орфа. Орф-подход – это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество, основанный на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи. Он направлен прежде всего на развитие человека, поддержание его целостности, улучшению контакта с собой и миром. Воспроизводит этапы развития человеческой культуры в целом, начиная от самых древних, традиционных форм и кончая современными, эстетическими. Основным предназначением Шульверка является первичное приобщение всех детей независимо от их способностей к музыке, раскрепощение индивидуально-творческих сил, развитие природной музыкальности

Слушаю – двигаюсь – пою – понимаю – говорю – такова логика постижения ребенком музыкального языка.

ГЛАВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Движение и танец. Движение – это источник любой человеческой деятельности и инструмент мышления. Присутствует на каждом Орф-занятии. Танец - это организованное движение в пространстве-времени. Танец используется двух типов – 1) традиционно-социальный 2) художественный.

Ритм. Ритм лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая традиционная культура. Ритм организует жизнедеятельность и мышление.

Пение. Каждый человек одарен голосом не только для говорения, но и для вокализирования. Голос – самый богатый возможностями инструмент, который всегда при нас. В бытовой речи мы используем ничтожную долю того, что может наш голос.

Речь. В быту смысл слова важнее, чем его звуки. Обычная речь – просто способ передачи закодированной информации. Однако в поэзии, традиционной культуре и культуре детей звуки слов, их ритм, не менее важны. Именно так их использует Орф-подход. Он переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. Слова становятся вибрациями и ритмами, оказывающими воздействие на энергетику человеческого организма. На Орф-уроке используются три варианта речевого текста: на родном языке, на языках других культур и на выдуманном языке

Хочу познакомить с текстовым материалом, используемым мною для развития чувства ритма у дошкольников. По методике К.Орфа в начале всех музыкальных упражнений, как ритмических, так и мелодических, стоят речевые упражнения, при помощи которых детьми без труда осваиваются чётный и нечётный размеры, полный такт и затакт.

«Пирожки» (немецкая игровая песенка, перевод Г.Хохряковой)

Будем стряпать пирожки

Из воды и из муки.

Яйца, масло, сахар, дрожжи

В тесто мы добавим тоже.

Эй, детвора, кушать пора!

Ешь, дружок, очень вкусный пирожок!

 

«Портные» (К.Чуковский)

Наши портные – храбрые какие:

«Не боимся мы зверей,

Ни волков, ни медведей!»

А как вышли за калитку

И увидели улитку –

Испугалися, разбежалися!

Вот они какие – храбрые портные!

 

«Мужик упал в колодец» (немецкая потешка, перевод В.Жилина)

Раз мужик упал в колодец,

Булькнула водичка.

Ведь не речка и не пруд,

Но подвела привычка.

Эч-эч, хис-хис-хис!

Но подвела привычка!

«Девочка-рёвушка» (немецкий детский стишок, перевод Г.Хохряковой)

Девочка-рёвушка,

Рёва-коровушка,

Плакса-ревелочка,

Носом сопелочка.

Вон серый волк идёт,

В лапах мешок несёт,

Он заберёт тебя,

В лес унесёт тебя.

 

«Три тучки» (немецкий детский стишок, перевод Г.Хохряковой)

Три тучки по синему небу ходили,

На башне старинной часы зазвонили:

Бим-бим-бим-бим-бам!

Бим-бим-бам, бим-бам!

Для развития чувства ритма можно использовать и мультимедийные презентации.

«Весёлые подружки»

На экране изображение трёх кукол в разной одежде.

Преподаватель. Дети, к нам в гости пришли подружки – Дашенька, Сашенька и Глашенька. Они очень любят плясать и хотят научить вас.

Далее педагог отстукивает или проигрывает на одном звуке определённый ритмический рисунок (так танцует Дашенька), детям предлагается повторить его, используя деревянные ложки или шумовые инструменты.

Затем «танцует» Сашенька (проигрывается другой ритмический рисунок) и Глашенька. Дети повторяют.

 «Ритмическое Эхо»

Принцип проведения такой же, что и предыдущий, но используются изображения различных музыкальных инструментов.

«Весёлые гудки»

На экране изображение парохода.

Музыкальный руководитель. Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет по морю. Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. Вот так! (Ниже под изображением парохода графически изображена ритмическая модель.  Дети отхлопывают её или пропевают).

Аналогично игра проводится и с паровозом, только при пении меняется высота звука.

Помимо этого разработаны такие презентации, как «Клоуны», «Смешные обезьянки», «Деревянные звуки», «Металлические звуки», «Стеклянные звуки», «Музыкальные капельки».

 

Методические рекомендации к использованию ритмических игр и упражнений.

 

Процесс развития чувства ритма через ритмические игры и упражнения желательно проводить в три этапа:

Начальный этап - название, вовлекающее объяснение, апробирование;

Второй этап - этап углублённого развития - уточнение, понимание, усовершенствование ритмических способностей, слитного исполнения движений;

Третий этап - этап закрепления и совершенствования.

Изучая различные виды движения (марш, поскоки, боковой галоп и т.д.) следует во время движения выделять сильную долю хлопками или же использовать различные шумовые инструменты для передачи метроритма музыки.

Двигаться в нужном темпе представляет определённую сложность для детей. С целью развития и закрепления навыка у детей правильно определять темп, выдерживать его на протяжении звучания музыки, подбираю соответствующие пьесы. Так, выполняя упражнение “Ускоряя замедляй” дети реагируют на постепенное изменение темпа музыки.  Чтобы научить детей удерживать заданный темп, можно использовать такой приём: исполняя танец “Янка” с прекращением звучания, дети продолжают двигаться в заданном темпе. Затем усложняю: музыка во время танца прерывается, затем возобновляется, чтобы сверить темп с детьми. 

Совершенствовать метроритмическое чувство и развивать навыки ритмического слуха можно через более сложные ритмические игры и задания. Например: в игре “Зеваки и торопыги”. Дети сначала внимательно слушают музыку, затем отхлопывают ритмический рисунок мелодии. На следующем занятии, образуя круг, каждый ребенок отхлопывает по очереди только один звук мелодии и, как бы, передает его соседу. Чаще всего дети делают ошибку на окончание музыкальной фразы, где ритм меняется. В игре “Оркестр”  дети делятся на две группы: одна – отхлопывает аккомпанемент, другая– ритмический рисунок мелодии. В этой игре можно использовать шумовые инструменты. На следующих занятиях, следуют усложненные задания. Первой группе даются задание двигаться и одновременно хлопать “четверти”, второй – прыгать “восьмыми”. Детям нравятся такие задания, они легко с ними справляются.

В результате использовании “Звучащих жестов” у детей возникает огромное количество вариантов их сочетания и комбинирования. Дети соревнуются в изобразительности и находчивости, придумывают различные варианты. Начинают с самого простого стихотворение “Мишка косолапый”.

Один из приемов развития чувства ритма – узнавание мелодии по одному лишь ритму. Этот способ опирается на внутренний слух и на ясные музыкальные образы, запечатлевшиеся в памяти (воспринятый ритм ребенок запоминает внутренним слухом и сравнивает с другими ритмами, и в результате он вспоминает ритм знакомой песни в точности совпадающий с только что услышанным ритмом). На первом этапе знакомства с музыкальными моделями подбирается такой материал, в котором длинные и короткие звуки, четверти и парные восьмые встречаются сразу же в начальной мелодии. Если же ритмическое движение состоит из одних четвертей или восьмых, ребенок не получает возможности ощутить соотношение этих длительностей.

Дети любят выполнять ритмические рисунки разными способами: хлопками, игрой пальцев на столе и полу, шагом, бегом, взмахами рук, в результате у детей развивается чувство ритма и проявляется умение управлять своим движениями.

 

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе деятельности и музыкально – творческой игры: ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс  активных творческих действий.

Действие, умение  делать что-либо всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Это мудрость была известна  еще древним китайцам: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю».

Очень важно помочь детям найти свое место в нашем стремительном мире и вырасти потом  в состоявшихся успешных взрослых людей.

Уделяя большое внимание в своей работе развитию чувства ритма и метроритмического чувства, мы стремимся к поиску качественного, эффективного, продуктивного взаимодействия  с детьми. Музыкально-речевые игры как трамплин для развития музыкально-ритмических способностей, способствующих общему развитию: умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей школьного возраста.            Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке, а  воспитание с помощью музыки  формирует духовно богатый мир ребёнка, помогает стать  ему творческой, всесторонне-развитой личностью. Попробуйте придумать вместе с детьми самое простое: аккомпанемент из звучащих жестов к дразнилке, изменить ее естественный поэтический ритм, изобрести свободную звуковую композицию, дав детям спонтанно поиграть на инструментах. Сочините простейший аккомпанемент для дразнилки на ксилофонах, используя тоническую квинту, октаву. Все это очень просто!

Используемая литература:

1. И. Каплунова,  И.Новоскольцева. Этот удивительный мир. СПб.: Композитор, 2005.

2. М.Александровская. Каждый ребенок – музыкант. Дошкольное образование №13/2001 г.

3. Т.Э.Тютюнникова. Педагогика сотрудничества. Дошкольное воспитание  №5/2000г.

4. Т.Э.Тютюнникова. Движение и музыка. Дошкольное воспитание  №4/1999г.

5. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1988

6. Н.А. Ветлугина. Музыка в детском саду. М.: Музыка, 1980

7. Н.А. Ветлугина. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1982

8. Журналы «Дошкольное образование» № №14, 15, 17 за 2005г.

9. Журналы «Музыкальный руководитель» за 2004 – 2015г.г.

10. Журналы «Музыкальная палитра» за 2007 – 2015г.г.

11.Руднева, С., Фиш Э. Ритмика музыкальных движений. – М.,1972. 17.

12.Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1978.

13. Тютюнникова, Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизация и законы бытия. – М.; 2003.

14.Берак, О. Школа ритма. – М., 2007.

15. Бергер, Н. Сначала - РИТМ. – СПб: «Композитор», 2006.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз