Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование элементов театральной педагогики на уроках музыки | Журавлева Дарья Геннадьевна. Работа №345405

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья рассматривает возможность интеграции элементов театральной педагогики в образовательный процесс на уроках музыки. Акцент делается на влиянии театральных практик на развитие творческих способностей, эмоционального интеллекта и навыков самовыражения у обучающихся. В статье представлены примеры эффективного использования театральных методик, способствующих более глубокому пониманию музыкальных произведений и активному участию учеников в учебном процессе.

Ключевые слова: театральная педагогика, музыка, творческие способности, эмоциональный интеллект, самовыражение, музыкальные произведения, активное обучение.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

 

Журавлева Дарья Геннадьевна, учитель музыки

МБОУ г. Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа 11»

 

Аннотация. Статья рассматривает возможность интеграции элементов театральной педагогики в образовательный процесс на уроках музыки. Акцент делается на влиянии театральных практик на развитие творческих способностей, эмоционального интеллекта и навыков самовыражения у обучающихся. В статье представлены примеры эффективного использования театральных методик, способствующих более глубокому пониманию музыкальных произведений и активному участию учеников в учебном процессе.

Ключевые слова: театральная педагогика, музыка, творческие способности, эмоциональный интеллект, самовыражение, музыкальные произведения, активное обучение.

 

Современный урок музыки выходит за пределы традиционных форм обучения и требует включения инновационных подходов для активного вовлечения учеников в процесс. Одним из таких подходов является использование элементов театральной педагогики. Театральные практики позволяют не только раскрыть творческий потенциал учеников, но и значительно углубить их восприятие музыкальных произведений. Использование театральных элементов помогает оживить учебный процесс, делает его более эмоционально насыщенным и значимым для детей.

Театральная педагогика направлена на развитие различных видов творческой деятельности: актерского мастерства, сценического движения, выразительного чтения, импровизации и даже постановки спектаклей. На уроках музыки эти элементы можно интегрировать в изучение музыкальных произведений, что помогает ученикам лучше понять характер музыки и её внутреннее содержание.

Одним из примеров успешного использования театральных элементов на уроках музыки является музыкально-драматическая импровизация. В ходе такого упражнения ученики могут разыгрывать сцены из музыкальных произведений, воплощая через движения и мимику характер героев или сюжетную линию. Это помогает учащимся глубже понять настроение музыки, её драматургическую структуру и выразительные средства. Например, при изучении оперных произведений можно предложить обучающимся разыграть сцену из оперы, при этом акцентировать внимание на мимике и жестах героев, их эмоциональном состоянии. Такой подход способствует не только лучшему восприятию музыки, но и развитию эмоционального интеллекта, что является важным аспектом в образовательном процессе.

Импровизация и драматизация музыкальных сюжетов могут стать не только интересным, но и эффективным методом обучения. Например, при изучении народных песен ученики могут разыгрывать сценки, отражающие быт и культуру того времени, когда была написана песня. Это помогает лучше понять смысл текста, эмоциональную окраску музыки, а также познакомиться с историей и традициями народа. В такой форме обучение становится более увлекательным и мотивирующим.

Еще одним важным элементом театральной педагогики является выразительное чтение, которое можно интегрировать в уроки музыки. Многие музыкальные произведения, особенно вокальные, связаны с текстами, которые требуют интерпретации и передачи через голос. Например, при изучении романсов или песен можно предложить ученикам сначала выразительно прочитать текст, передавая его эмоциональный настрой и смысловую нагрузку, а затем уже петь. Это помогает глубже понять не только музыку, но и текстовую составляющую произведения, а также развивает навыки выразительной речи и актёрского мастерства.

Театральная педагогика также способствует развитию навыков коллективной работы. На уроках музыки можно организовать групповую работу, где каждый ученик будет отвечать за определенную роль: кто-то будет дирижером, кто-то певцом или актером, кто-то ответственным за сценографию. Это учит детей взаимодействовать друг с другом, принимать коллективные решения и чувствовать себя частью команды. В то же время такая форма работы помогает развивать лидерские качества и самостоятельность.

Эмоциональное вовлечение учащихся в процесс также усиливается за счёт театральных методов. Музыка сама по себе уже обладает мощным эмоциональным воздействием, а с добавлением театральных элементов это влияние возрастает. Ученики начинают осознавать, что музыка может не только вызывать чувства, но и выражать определённые идеи, социальные проблемы и ценности. Например, при изучении произведений классиков можно предложить ученикам проанализировать, какие эмоции они испытывают при прослушивании музыки, и затем выразить эти эмоции через театральные этюды. Таким образом, они учатся лучше понимать не только музыку, но и свои собственные эмоции и чувства.

Внедрение театральной педагогики на уроках музыки способствует также развитию креативности. Театральные практики побуждают учеников к поиску нестандартных решений, созданию новых интерпретаций музыкальных произведений и их творческому осмыслению. Например, можно предложить ученикам создать свой музыкальный спектакль на основе прослушанного произведения, при этом самостоятельно распределив роли и разработав сценическое оформление. Это не только развивает творческое мышление, но и способствует формированию самостоятельности и ответственности за конечный результат.

Таким образом, использование элементов театральной педагогики на уроках музыки позволяет создать более эмоционально насыщенную и творческую атмосферу, в которой ученики могут глубже погружаться в изучаемый материал, развивать свои навыки самовыражения, критического мышления и коллективной работы. Музыкальные произведения становятся для них не просто объектом изучения, но и средством для проявления собственной креативности и эмоций.

 

Список литературы

Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Современные теоретические представления об уроке музыки // Музыкальное искусство и образование. 2013. №1.

Мозгунова

Л.Д. И

спользование элементов драматизации на уроках музыки в младшей школе

// Форум молодых ученых. 2020. №6 (46).

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×