"Использование элементов ТРИЗ с детьми старшего дошкольного возраста" | Чудакова Ольга Владимировна. Работа №316533
В работе описаны основные формы работы по ТРИЗ технологиям с детьми старшего дошкольного возраста. В статье описана работа с родителями проводимая в рамках данной темы. Часть игр которые были сделаны своими руками, и часть игр сделана с помощью родителей.В статье указаны методологические аспекты данной темы, указаны фамилии авторов работающих в данный момент по данной теме. в России и за рубежом. Указаны игры которые могут педагоги использовать в своей работе. В целом статья будет очень полезна как молодым, так и опытным педагогам.
Опыт работы
«Использование элементов ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Требования к выпускнику ДОУ меняются, хотя в разное время это происходит с разной скоростью, сегодняшним дошкольникам в любом случае предстоит жить в мире, устроенном иначе, чем прежде.
В конце 40-х годов возникла теория ТРИЗ, Генрих Саулович Альтшуллер – автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). В дошкольный мир данная Теория пришла в 1987 году. В её основу вошло утверждение, что все системы возникают в силу объективных законов, путём преодоления противоречий. Академик Н. Амосов отмечал: «Я убеждён, что правильно поставленная работа с дошкольниками может существенно повысить интеллектуальный потенциал целого народа».
С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение детей технологии творчества. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всём!».
Целью данной технологии является, с одной стороны, формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой - поисковой активности, стремления к новизне, склонности к творческому воображению.
Данный опыт поможет педагогам, начиная уже с младшего дошкольного возраста развивать у детей нестандартное мышление. Способ использования ТРИЗ у каждого воспитателя должен быть свой. Если ребёнок научится в окружающей среде решать противоречия, в дальнейшем он будет легче разрешать проблемы.
Что развивает в детях теория ТРИЗ? Конечно же, память, воображение, фантазию и самое главное – творческую личность. Тех, кто умнее всегда пресекали, но тем не менее, жизнь диктует нам создание чего-то нового. В человеке борются два противоречия. ТРИЗ поможет детям научиться анализировать, решать разного рода проблемы.
ТРИЗовское мышление – это объединение всех видов мышления + знание объективных законов развития систем и умение пользоваться приемами решения творческих задач.
Элементы ТРИЗ в познавательном развитии детей.
Результативность опыта
Подводя итоги работы по данной проблеме можно отметить:
мониторинг проводился на основе знаний и умений детей по развитию речи; составлению сказок, творческих рассказов, а также рассказов из личного опыта. По наблюдениям за детьми в общении со сверстниками и взрослыми, по умению детей рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения, по развитию логического мышления.
Если на конец года второй младшей группы высокий уровень составлял 9%, то на начало года средней группы он составил 24%, низкий уровень понизился с 62% до 11%.
Полученные результаты подтверждают положительные изменения использования технологии ТРИЗ с дошкольниками. Методы данной технологии позволили мне успешно решить задачи интеллектуального развития дошкольников.
Адресная направленность опыта
Данный опыт может использоваться творческими воспитателями в работе с детьми, начиная уже с младшего дошкольного возраста.
Позже мы начали называть и использовать значки материал, из которого выполнен данный предмет, части предмета, их количество, температура, где это можно было выяснить, и появился значок «настроение, эмоции». На данном этапе в нашем использовании 5 значков анализаторов и 15 признаков объектов. Позже в работу будут добавлены значки «пространство», «время», «влажность», «масса», «природный, рукотворный».
Во время тематической недели «Дружба», я загадывала ребятам загадки, в которых описывала подарки для гостей группы, опираясь на значки-признаки объектов. Дети увлечённо слушали и даже смогли разгадать мои загадки. Для составления загадок я использовала 8 значков-признаков, описывающих подарки для гостей
.
В конце тематической недели родителям предложила составить новый совместный с детьми рассказ «Подарок другу». Ребятам нужно было раскрасить рисунок, так будто бы это игрушка – подарок для друга и потом по значкам составить рассказ об этой игрушке. Так появилась наша следующая книжка-малышка «Подарок другу», в ней 9 рассказов из 10 предложенных родителям. Я уверенна, что эта форма работы положительна как для детей, для их познавательного и речевого развития, так и для детско-взрослых взаимоотношений в детском саду и дома. Ведь родители, выполняя дома такую работу, проводят вместе со своим ребёнком в сотрудничестве лишние 10-15 минут, а это наша маленькая победа.
Данная работа ведётся не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке и в игровой деятельности. Успешно вписывается ТРИЗ и в проектной деятельности, так как проект и начинается с проблемной ситуации, здесь дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план её решения, продумывают продукты проекта, а потом их реализуют в практической деятельности.