Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста | Гусева Евгения Юрьевна. Работа №309283
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.
Потешки для формирования навыков
одевания и раздевания
В гости к солнышку пойдем
Все игрушки соберем,
Будем одеваться,
Лени не бояться.
***
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
Одеваться начинай,
Про порядок не забывай.
***
Застегнём застёжки на твоей одёжке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклёпочки
***
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми
Точно так же натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки надевай.
***
Чтобы ушки не болели
Быстро шапочку надели.
А потом и куртку
Для длительной прогулки.
***
Осенью на ножки
Обули мы сапожки.
Хороши сапожки!
Не промокнут ножки!
***
Смотрит Машенька на ножки:
Ох, поссорились сапожки,
Отвернули носики,
Не идут по мостику,
Меж собой теперь не дружат,
Завели хозяйку в лужу!
***
Руки спрячем в рукавички —
Разноцветные сестрички.
Сможем дольше мы опять
На морозе погулять!
***
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал! –
Маша варежку сняла:
- Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь.
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь?
***
У девочек и мальчиков
Зимою мерзнут пальчики.
Чтобы пальчики согреть,
Что на ручки нам одеть?!
***
На дворе большой мороз,
Отморозит кукла нос,
Теплый шарфик нужен ей,
Чтоб укрыться потеплей.
Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки,
Завяжем Катеньке
Шарфик полосатенький.
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
***
Мы собираемся гулять,
Пора одежду надевать.
Надели штанишки, обувь, шапку, пальто,
Не опоздал из нас никто!
Все одеты, все готовы,
Идем мы на прогулку снова!
***
Все надели куртки?
Готовы для прогулки?
***
А теперь на ножки-
Носочки и сапожки
Повторяй за мной слова:
Ножка - раз, ножка - два!
***
Если дождичек пойдет,
Наденем сапожки.
Вот они, сапожки:
Этот - с левой ножки,
Этот - с правой ножки.
Вот так хорошо!
***
У меня полно работы
Утром спозаранку:
Надо мне надеть колготки,
И не наизнанку.
***
Шелестел листвою ветер:
- Выходите, Маша с Петей!
- На прогулку поскорей! –
Зачирикал воробей. –
- Отложите ваши книжки,
Надевайте-ка штанишки! -
В разговор вступила лужа:
- В сапоги обуться нужно!
А теперь и свитер, шапку
Надевайте по порядку! -
И продолжили вороны:
- Шарф и куртку! Всё! Готовы!
Кукла в гости собиралась,
Кукла в платье наряжалась,
Туфли новые надела,
Долго в зеркало глядела,
Причесалась не спеша –
До чего же хороша.
***
Наша Таня маленька, на ней шубка аленька.
***
Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять.
***
Кто в обновку нарядится?
Чья дочурка – баловница?
Маша – вот кто!
***
Завязали Катеньки шарфик полосатенький.
***
Вот они, сапожки,
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем сапожки.
Этот – с правой ножки,
Этот – с левой ножки.
Вот так хорошо.
***
Валенки, валенки,
Невелички, маленьки,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
***
Завяжу потуже шарф,
Буду делать снежный шар.
Я шар покачу,
Гулять хочу.
Давай будем одеваться.
Русская народная потешка.
Воспитатель читает потешку и предлагает движениями изображать то, о чем в ней говорится.
- Давай будем одеваться …
- Я сам! Я сам!
(ребенок одевается)
- Пойдем, будем умываться…
- Я сам! Я сам!
( умывается)
- Ну идем, хоть причешу я …
- Я сам! Я сам!
( причесывается)
- Ну давай, хоть накормлю я …
- Я сам! Я сам!
(делает вид, что жует)
Потешки для формирования навыков мытья рук и личной гигиены
Водичка-водичка,
Умой мое личико:
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок. ***
Чистая водичка
Умоет Саше личико,
Анечке – ладошки,
А пальчики – Антошке.
***
Мыли мылом ушки, мыли мылом ручки,
Вот какие ладушки, ладушки – ладошки.
***
А водичка булькает, а водичка пенится.
Машенька умоется, причешется, оденется.
***
Хлоп-хлоп ручками, полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька, мыльной ручкой глаз.
***
Из колодца принесла курица водицы,
И ребята всей гурьбой побежали мыться.
***
Знаем, знаем – да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!
***
Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.
Теплою водою
Руки чисто мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
Будет мыло пениться,
Грязь куда-то денется
***
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном.
Щечки мыли?
Глазки мыли?
Ручки мыли?
ДА!
И теперь мы чистые-
Зайчики пушистые.
***
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
Полотенчиком пушистым,
Вытрем ручки очень быстро.
***
Закатаем рукава,
Открываем кран - вода.
Кусочек мыла мы берём
И ладошки им потрём,
Смываем мы ладошки,
Посмотрите, крошки,
На свои ладошки.
Ах, какие чистые ладошки
У моей любимой крошки!
***
Полотенчико попросим
С нами в прятки поиграть.
Прячьте глазки, прячьте носик.
Где ребятки? Не видать!
Будем, будем полотенцем
Наши щёчки вытирать!
И с ладошек маленьких
Вытрем капли-капельки.
Вот и кончилась игра
Вы сухие, детки? - Да!
***
Добрая водичка! Помоги немножко:
Вымой у ребяток грязные ладошки!
Ты, кусочек мыла, мыль нас не жалея,
Станут наши ручки чище и белее!
***
Чтобы ручки мыть,
Сперва закатаем рукава.
Тянем, тянем рукавок,
Показался локоток.
И другой подтянем тоже,
Вот теперь и мыться можно!
***
Мыло скользкое, постой!
Подружи нас с чистотой!
Мы вот так тебя потрём,
В пену мыльную собьём,
А потом, а потом
Наши ручки сполоснём.
***
Ой, лады-лады –лады
не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
Водичка серебристая,
Ты как сюда попала?»
«Через луга росистые
Я в детский сад бежала»
«Водичка серебристая,
Зачем ты к нам бежала?»
«Чтоб все вы были чистыми,
Чтоб все вокруг сверкало»
***
Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз,
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз,
А водичка булькает,
А водичка пенится,
Машенька помоется,
Причешется, оденется.
***
Водичка-водичка,
Умой Анюте личико,
Аня кушала кашку,
Запачкала мордашку.
Чтобы Анечка была
Чистой, чистенькой всегда,
Помоги, вода-водичка,
Умыть Анюте личико.
***
Теплою водою
Чисто руки мою.
Кусочек мыла я возьму
И ладошки им потру.
***
Саша, Настенька и Женька,
Мойте ручки хорошенько.
Не жалейте, дети, мыла.
Я вам стол уже накрыла.
***
Мыться нужно непременно
Утром, вечером и днём,
Перед каждою едой,
После сна и перед сном.
***
Что такое чистым быть?
Ручки чаще с мылом мыть,
Грязь убрать из-под ногтей,
Да подстричь их поскорей.
Нужно умываться по утрам
Да еще по вечерам.
***
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
***
Водичка, водичка
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Я с расчёскою дружу
Петушок-петушок,
Подари мне гребешок,
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки причешу.
****
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят
Все волосики в ряд.
****
Дружат волосы с расческой,
Хороша моя прическа.
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
****
Любят волосы расческу,
Хороша моя прическа.
Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
«Ты расти, расти, коса —
Всему городу краса»
****
Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Тане делаем прическу.
****
Не забудь после сна
Причесаться, детвора.
К зеркалу все подойдите,
И прическу наведите.
Ровным будет пусть рядок,
К волосочку волосок.
****
Хоть с тобой я ссорюсь часто,
Гребешок зубастый,
Здравствуй!
Без тебя нельзя сестричке
Заплести свои косички.
Без тебя пришлось бы брату
Целый день ходить лохматым.
Потешки для формирования навыков культуры еды
А у нас есть ложки
Волшебные немножко.
Вот — тарелка, вот — еда.
Не осталось и следа.
***
Час обеда подошел,
Сели дети все за стол.
Чтобы не было беды,
Вспомним правила еды:
Наши ноги не стучат,
Наши язычки молчат.
За обедом не сори,
Насорил — так убери.
***
На того, кто ест опрятно,
И смотреть всегда приятно,
Мы едим всегда красиво,
После скажем все «Спасибо».
***
Умницы детки,
Ешьте котлетки,
Но сначала супец,
Чтоб ты был молодец!
***
Каша манная варилась:
Всё пыхтела, пузырилась.
Из кастрюльки убежала,
На тарелочки попала.
Мы её поймаем ложкой,
И попробуем немножко.
Ай да каша! Как вкусна!
Всю съедим её до дна!
***
Час обеда подошел,
Сели деточки за стол.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
С аппетитом мы едим,
Большими вырасти хотим.
***
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
***
На моей тарелочке
Рыженькая белочка,
Чтоб она была видна,
Все съедаю я до дна.
***
Няня детям молока
Полны чашки налила.
Ну-ка, кто скорей допьёт?
Кто ни капли не прольёт?
***
Каша вкусная дымится,
Леша кашу есть садится,
Очень каша хороша,
Ели кашу неспеша.
Ложка за ложкой,
Ели по немножку.
***
— Кисонька-мурысенька,
Где ты была?
— На мельнице.
— Кисонька-мурысенька,
Что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-мурысенька,
Что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька-мурысенька,
С кем прянички ела?
— Одна.
— Не ешь одна! Не ешь одна!
***
Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше — два,
Паше — два,
Ване — два,
Тане — два,
Саше — два,
Маше — два,
Хороши оладушки
У нашей доброй бабушки!
***
Откуда появилась ложка?
- Она появилась
из чайной ложечки,
которая ела овсяную кашу
и выросла в столовую ложку!
- А откуда же появилась вилка?
- А вилка появилась
из огромных вил,
которые не любили овсяной каши
и превратились
в маленькую вилку...
***
Тили-час, тили-час,
Вот обед у нас сейчас.
Скушаем за маму ложку,
Скушаем за папу ложку,
За собачку и за кошку,
Воробей стучит в окошко,
Дайте ложечку и мне…
Вот и кончился обед.
Ой, люли, люли, люли
В море плыли корабли,
Насте кашу привезли.
Настя, ротик открывай,
Кашку сладкую глотай.
А кто кашу кушает,
Маму с папой слушает,
Вырастает сильным,
Здоровым и красивым
Кукол в платья наряжали,
Кукол в гости приглашали,
Сладким чаем их поили,
И коврижками кормили.
***
Варись, варись, кашка,
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее!
Варись, кашка, сладка,
Из густого молока,
Из густого молока
Да из манной крупки.
***
Наша ложка непослушна:
Вместо рта полезла в ушко.
Ай-ай-ай, какая ложка,
Не досталось нам ни крошки!
***
Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну ли!
Не ворчите вы, кастрюли,
Не ворчите, не шипите,
Кашку сладкую сварите,
Наших деток накормите.
***
Утки - поели,
Кошки - поели,
Мышки - поели,
А ты - ещё нет?
Где твоя ложечка?
Скушай хоть немножечко!
***
Вкусная каша.
Каша из гречки
Где варилась?
В печка.
Сварилась, упрела, .
Чтоб Оленька ела.
Кашу хвалила.
На всех разделила.
Досталось по ложке
Гусям на дорожке
Цыплятам в лукошке,
Уж ты ешь, не кроши
Больше, котик, не проси.
Синицам в окошке.
Хватило по ложке
Собаке и кошке.
И Оля доела
Последние крошки!
***
У нас много ребят,
Все по стульчикам сидят,
Кашу маслену едят.
***
Сорока - белобока по лесу летала,
За стол сажала, кашкой угощала.
***
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Кто кашу не ест,
Молоко не пьет –
Забодает, забодает.
***
Умница Катенька, ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.
***
Дубы, дубочки,
Пеку блиночки,
Блиночки горячи,
Не хотят сидеть в печи.
Блиночки румяные,
С маслицем, сметаною.
***
Ай, качи – качи – качи!
Глянь: баранки, калачи!
С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи –
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи,
Нам осталися
Ба – ра – ночки!
***
Ой, ты заинька – пострел
К нам за стол незваный сел.
Сел, головкой повертел
Ам, и все до крошки съел.
***
Уж как я тебе, коту, дам
Кувшин молока, да
Кусок пирога.
***
У вас чистые ладощки
Вот вам хлеб и ложки
***
Вася непоседа вертелся до обеда.
Допрыгался, докрутился,
Со стульчика свалился
«Баюшки»
Люли, люли, люли,
Прилетели гули.
Стали гули ворковать,
Стал Ванюша крепко спать.
* * *
Спи, Машенька, почивай,
Крепко глазки закрывай.
А вы, котики, не спите,
Нашу Машу стерегите.
* * *
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, мягкая бородушка,
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Баю – баю – баиньки, прибежали заиньки:
Спит ли наша девочка, девочка припевочка?
Уходите, заюшки, не мешайте баюшки !
* * *
Котик, брысь, котик брысь, на кроватку не ложись,
Сходи к речке погулять, не мешай Андрюше спать.
Ты, Андрюшенька, усни, дремота тебя возьми,
Крепче глазки закрывай, спи, Андрюша, засыпай.
* * *
Баю, баю, байки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Наших деток усыплять.
* * *
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки – на муравушке,
Детки все – по люлечкам…
Спят – поспят,
Всему миру спать велят.
* * *
Баю, баю, баюшок,
В огороде петушок.
Песни громко поет,
Ване спать не дает.
А ты, Ванечка, усни,
Крепкий сон к тебе приди.
Тебе спать – не гулять,
Только глазки закрывать.
* * *
Бай, бай, бай, бай,
Ты собаченька, не лай,
И в гудочек не гуди,
Наших деток не буди.
* * *
Котик, котик, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу.
Дам кувшин молока,
Да кусок пирога.
Уж ты ешь, не кроши,
Больше, котик, не проси.
* * *
Ходит сон по хате
В сереньком халате,
А сонина под окном –
В сарафане голубом.
Ходят вместе они,
А ты, доченька, усни.
* * *
Баю, баю, баюшок,
Кладу Машу на пушок –
На пуховую кровать.
Будет Маша крепко спать.
* * *
Потягуси – потягуси,
Пролетели низко гуси.
Потягуси – потягушечки,
Перья мягкие в подушечке.
У меня подружечка –
Пуховая подушечка.
* * *
Буду Оленьку качать, будет Оля засыпать.
На кота – воркота, а на Олю – дремота.
Баю –баиньки, баю…, да кому же я пою?
Рыбка спать ушла на дно,
Оля тоже спит давно.
После сна.
Котик серенький пришел
На печурочке.
И тихонько запел
Песню Юрочке:
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка.
* * *
Тяги , тяги , потягушеньки,
На дочку порастушеньки.
Ты расти здоровая во все времечко,
Как пшеничное тестечко.
Игры-забавы
«Ушки»
Двое играющих становятся друг против друга и поднимают обе руки, согнутые в локтях так, чтобы ладони рук одного были обращены к ладоням рук другого. В такт песни они ударяют в ладони друг друга:
Мама била, била, била
И все папе доложила.
Папа бил, бил, бил
И все бабе доложил.
Баба била, била, била
И все деду доложила.
Дед бил, бил, бил
И все сестрам доложил.
Сестры били, били, били
И все братьям доложили.
Братья били, били, били
И в кадушку закатили.
А в кадушке две лягушки,
Закрывай скорее ушки!
При словах «Закрывай скорее ушки!» играющие должны быстро прикрыть ладонями свои уши. Побеждает тот, кто сделает это первым.
«Строим дом»
Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх – это молоток.
В течении всего стиха (или песенки) молоток заколачивает гвозди – строим дом (движение сверху большим пальцем – сначала прямым, затем согнутым.)
Целый день тук да тук,
Раздаётся звонкий стук.
Молоточки стучат,
Строим домик для бельчат.
Этот дом для белочек.
Этот дом для зайчиков.
Этот дом для девочек.
Этот дом для мальчиков.
Вот какой хороший дом.
Как мы славно заживем.
Будем песни распевать
Веселиться и плясать.
Далее хвалят домики, построенные детьми:
Этот дом для Светы
Он большой и светлый.
Здесь живет Алеша-
Мальчик он хороший.
В этом доме Маша-
Солнышко ты наше.
«Тяни холсты»
С помощью рук дети изображают растягивание и складывание холста и приговаривают:
Тяни холсты, потягивай,
В коробочку покладывай.
Тяни холсты, тяни холсты
На рубашечку, на столешничек.
Потешки для новичков и для тех кто плачет.
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший,
Ванечка – пригожий!
Красные кафтанчики,
Синие карманчики.
На дубу они сидят,
Меж собою говорят.
Всё про Галеньку,
Всё про маленькую.
Наша деточка в саду
Что оладышек в меду,
Красно яблочко в саду.
Мой сыночек маленький,
Чуть побольше валенка.
В лапоточки обуется,
Как пузырь надуется.
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
В теремочке светлом выросла Лизуша.
Все её любят, все её голубят.
Коленька хороший,
Коленька пригожий,
Пройди по дороженьке,
Топни, Коля, ноженькой.
Девочка новая в детском саду.
К девочке новой сейчас подойду.
Пойдём, я к ребятам тебя отведу.
Всем девочкам нравится в детском саду.
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки –
Для Машиной потешки.
Если будешь плакать,
Дадим худой лапоть.
Это что тут за рёв?
Уж не стадо ли коров?
Это не коровушка –
Это Вова – рёвушка
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Чок, чок, чок,
Зубы на крючок.
А кто слово скажет –
Тому щелчок
По кочкам, по кочкам…(игры на коленках)
Подкидываем ребёнка на коленях и напеваем, на последних словах: «Бух!»- роняем между коленями
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо
А потом… в яму!
Бух!
(подбрасываем ребёнка на коленях, изменяя амплитуду соответственно тексту)
Поехали, поехали
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам-
Бултых в ямку!
(подкидываем малыша из стороны в сторону)
Пришел медведь к броду,
(приподнимаем)
Влез на колодку,
(роняем между коленями)
Бултых в воду!
(подкидываем на коленках)
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис!
Вымок, выкис,
Вылез, высох,
(приподнимаем)
Встал на колодку…
(роняем)
Бултых в воду!
(подбрасываем ребёнка на коленях, изменяя амплитуду соответственно тексту)
Поехали с орехами
На бочке, на бочке
По ровной дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По оврагам, по ухабам,
На высокую горку,
В ямку бух!
Хороводные игры.
Надо сказать, хороводные игры - любимые забавы у малышей. Как отмечают специалисты, они помогают поддерживать доброжелательные отношения между детьми. Удовлетворяются самые разные потребности малышей: в общении друг с другом, физическом контакте (ведь часто детки обожают обниматься, браться за ручки), выражении своих эмоций (можно и посмеяться, и громко покричать-попеть). Дети учатся действовать согласованно и слаженно.
"Карусели"
Дети встают в круг, берутся за руки и начинают кататься на "карусели".
Еле-еле-еле-еле ("Карусель медленно движется в правую сторону.)
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом (Темп речи и движений постепенно ускоряются.)
Все бегом-бегом-бегом!
Побежали, побежали, ("Карусель" меняет направление движения.)
Побежали, побежали!
Тише, тише, не спешите (Темп движения постепенно замедляется, "карусель"
Карусель ос-та-но-ви-те. (останавливается, и дети кланяются друг другу.)
Раз-два, раз-два,
Вот и кончена игра.
"Снежок"
Дети встают в круг и выполняют движения.
Выпал беленький снежок,
Собираемся в кружок.
Мы потопаем, мы потопаем. (Топают ножками.)
Будем весело плясать,
Будем ручки согревать.
Мы похлопаем, мы похлопаем. (Хлопают в ладоши.)
Будем прыгать веселей,
Чтобы было потеплей.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем. (Прыгают на месте.)
"Мы топаем ногами"
Дети встают в круг и выполняют движения.
Мы топаем ногами, (топают ножками)
Мы хлопаем руками, (хлопают в ладоши)
Качаем головой, (качают головой)
Качаем головой.
Мы ручки поднимаем, (поднимают руки)
Мы ручки опускаем, (опускают руки)
Мы ручки подаем, (берут друг друга за руки)
И бегаем кругом. (бегают по кругу.)
"Раздувайся пузырь"
Делаем круг, говорим, что это пузырь. Сходимся к центру круга - маленький пузырик. А теперь надо опять надуть большой пузырь. Дети ставят кулачки друг на друга (это трубочки) и дуют "фффффффф", потом делают шаг назад.
После того, как отошли немного, берутся за руки, постепенно расширяют круг со словами:
"Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой!
Оставайся такой,
Да не лопайся!!!"
Вот какой большой пузырь! Не лопнет? Взрослый может хлопнуть в ладоши: "Хлоп! Лопнул пузырь!" Дети хлопают в ладоши, опять сбегаются к центру и начинают сначала.
Пальчиковые игры.
В старину наши предки пели детям песенки-потешки, играли в «Ладушки», «Идет коза», «Сорока» и т.д. сопровождая речь движениями рук. А современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики используются игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов – потешек.
Хома – хомячок.
Взрослый прячет что-либо в кулаке. Ребенок разгибает палец за пальцем, добираясь до сюрприза. Потом можно поменяться ролями. При этом взрослый произносит:
Хома, хома, хомячок,
Разожми мой кулачок,
Ну-ка, ну-ка разожми,
Что найдешь, себе возьми.
Сидит белка на тележке.
Сидит белка на тележке,
Сжимать и разжимать пальчики обеих кистей рук
Продает она орешки
Закончить движения закрытыми ладошками.
Лисичке – сестричке,
Воробью, синичке,
Заиньке усатому
Загибать по одному пальчику, начиная с большого.
Кому в платок,
Кому в зубок
Развести ручки дотронуться руками до горлышка.
Кому в лапочку.
Показать кисти рук «ковшиком».
Пекарь.
Пекарь, пекарь, из муки
Испеки нам колобки,
Хлопки в ладоши.
Да сушки – Ванюшке,
Да баранки – Танюшке,
Да бублики – Гришке,
Да крендель – Маришке.
Соединять последовательно с большим пальцем остальные пальцы.
Соединить два получившихся большого и указательного пальцев колечко.
Дарики-Дарики
Дарики – дарики,
Злые комарики.
Помахивать руками.
Вились, крутились,
Вращательные движения руками.
В носик вцепились
(в щечки вцепились,
в лобик вцепились …)
Указательным пальчиком нажать на ту часть тела, о которой говорится в тексте.
Пальчик-мальчик.
Пальцы сжаты в кулачок. Поочередно разгибать все пальчики, начиная с мизинца. При затруднении можно помогать себе другой рукой.
Пальчик - мальчик, где ты был?
С этим братцем - в лес ходил.
С этим братцем - щи варил.
С этим братцем - кашу ел.
С этим братцем - песни пел!
У нашей бабушки.
Шевелим одновременно пальцами на двух руках.
У нашей бабушки десять внучат:
Две Акульки сопят в люльке,
Две Аринки спят на перинке,
Две Аленки глядят из пеленки,
Два Ивана на лавках сидят,
Два Степана учиться хотят.
Десять внуков, а бабушка одна.
За работу.
Пальцы сжаты в кулачок
- Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Поочередно разгибать пальчики, начиная с большого.
Ивану Большаку – дрова рубить.
Ваське-Указке – воду носить.
Мишке Среднему – печку топить.
Гришке Сиротке – кашку варить.
Крошке Тимошке – песенки петь,
Песенки петь и плясать.
Наших деток забавлять.
Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо-влево.
Пальчики ложатся спать.
Поочередно сгибаем пальцы в кулачок, начиная с большого.
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лёг в кровать,
Этот пальчик лишь вздремнул,
Этот пальчик уж заснул.
Этот крепко, крепко спит.
Тише! Тише, не шумите!
Солнце красное взойдёт,
Утро ясное придёт.
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать.
Пальчики разгибаем.
Зажимаем пальчики поочередно начиная с мизинца.
Этот пальчик - маленький,
Этот пальчик - слабенький,
Этот пальчик - длинненький,
Этот пальчик - сильненький,
Этот пальчик - толстячок,
Ну а вместе кулачок!
Русские народные игры.
«Колпачок»
Дети встают вокруг ребенка с колпачком на голове, сидящим на корточках.
Колпачок, колпачок, Идут по кругу, взявшись за руки.
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили, Подходят к «колпачку» поднимают его.
Танцевать заставили. Отходят назад.
Танцуй, сколько хочешь! Хлопают в ладоши, «колпачок» произвольно
танцует.
Выбирай, кого захочешь! «Колпачок» выбирает себе
партнера и кружится с ним парой.
День сегодняшний чудесный
Не растает без следа.
Мы веселый праздник этот
Не забудем никогда!
«Репка»
Педагог
Сверху репа зелена, Идут по кругу вокруг «репки».
Посередке толста,
К концу востра,
Прячет хвост под себя.
Раз, два, три – Хлопают в ладоши.
Нас ты, репа, догони! Убегают, «репка» их догоняет.
«Щенок Митрошка»
У стены на стуле сидит игрушечный щенок Митрошка.
Ел щенок Митрошка Воспитатель «кормит» щенка
Кашку у окошка. кашей с ложки.
Уронил Митрошка Роняет ложку на пол.
Ложку за окошко.
Кто легок на ножку,
Беги, достань ложку.
Наташа! (Саша, Ваня …) Названный ребенок подбегает,
поднимает ложку и отдает ее щенку.
«Огуречик, огуречик»
Дети идут за воспитателем и говорят:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик!
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет!
Дети убегают от мышки. Мышка старается кого-нибудь поймать.
«Кот Васька»
Дети сидят на лавке. Кот прогуливается перед детьми.
Ходит Васька беленький,
Хвост у Васьки серенький,
А бежит стрелой…
Кот бежит, садится на лавку и «засыпает».
Глазки закрываются –
Спит иль притворяется?
Зубы у Кота –
Острая игла.
Дети подходят к коту.
Только детки подойдут,
Серый Васька тут как тут.
Всех поймает он!
Кот ловит детей, дети убегают и садятся на лавку.
«В поясок»
Воспитатель отдает поясок кому-нибудь из ребят, например Вове, и призносит:
Вот наш Вова идет,
Поясоче несет.
Кому дать, кому дать?
Кому поясоче передать?
Вова кланяется и передает поясочек следующему ребенку.
«Петух»
Дети ходят за воспитателем, высоко поднимая колени, руки на поясе.
Трух-трух, трух-трух,
Ходит по двору петух,
Сам со шпорами,
Хвост с узорами.
На шесте сидит,
На весь двор кричит:
«Ку-ка-ре-ку!»
«Гуси-гуси»
Воспитатель - «хозяйка», «волк» - ребенок. Остальные играющие — «гуси». «Хозяйка» сзывает гусей, «гуси» ей отвечают.
- Гуси-гуси!
-Га-га-га
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Ну, летите же домой!
- Серый волк под горой,
Не пускает нас домой,
Зубы точит,
Съесть нас хочет!
-Ну летите, как хотите, только крылья берегите!
«Гуси» разбегаются, «волк» их ловит.
Дидактическая игра «Отгадай загадку».
Первый вариант. Подберите игрушки, различные по форме, цвету и назначению. Игру можно проводить с одним ребенком и с группой детей. Воспитатель раскладывает на столе 3–4 знакомые детям игрушки (например, мяч, елочку, матрешку, пирамидку) и говорит, что загадает загадку, а дети должны отгадать, о какой игрушке в ней говориться. После этого взрослый кратко описывает один из предметов, стоящих на столе. Например: «Круглый, красный с синим, хорошо прыгает, можно с ним играть. Что это?» Если дети (ребенок) не могут отгадать, взрослый ещераз медленно произносит текст и, называя каждое свойство игрушки, делает небольшую паузу. Затем взрослый переставляет игрушки на столе и дает описание другого предмета.
Вместо игрушек можно использовать картинки с изображением хорошо известных детям предметов.
Второй вариант. Воспитатель выкладывает на столе картинки изображением вниз. Он описывает один из изображенных предметов и просит ребенка отгадать, о каком из них идет речь, и найти отгадку на картинке. Например: «Стоит в комнате на полу, у него есть четыре ножки, сиденье и спинка. На нем можно сидеть». Ребенок переворачивает на столе картинки, находит нужную (стул) и показывает взрослому со словами: «Стул».
Взрослый снова обращается к детям с описанием следующего предмета. Оно сходно с предыдущим, но имеет в конце отличительный признак. Например: «Стоит в комнате на полу. У него четыре ножки. На нём стоят тарелки». Ребенок снова ищет соответствующую картинку (стол) и называет предмет.
Третий вариант. Воспитатель раскладывает перед ребенком картинки с изображением животных, птиц, предметов и т.д. Детям предлагается внимательно слушать взрослого и отгадывать, о каком животном (растении, предмете) он говорит. Для этого ребенок должен взять и показать взрослому соответствующую картинку. Детям можно раздать по две, три карточки, на которых изображены картинки — ответы на загадки, можно дать просто картинки, которые малыши будут располагать на фланелеграфе.
Взрослый читает:
Ходит рыжий, пьет из лужи,
Не боится лютой стужи.
Хвост лохматый, черный нос…
Кто же это?
Рыжий… (пес).
Затем спрашивает у детей: «Кто это?» Ребенок показывает картинку с изображением собачки и говорит: «Это собака» (затем может прикрепить картинку на фланелеграф).
Так загадываются остальные загадки. Приводим примеры загадок, для которых воспитатель сможет подобрать соответствующие картинки.
Загадки.
Мягкие лапки,
А в лапках цап-царапки.
Что же это за девица,
Не швея, ни мастерица,
(Кошка)
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка)
Лежит — молчит,
Подойдешь — заворчит.
Кто к хозяину идет,
Она знать дает.
(Собака)
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг,
По снежочку тык-тык.
(Заяц)
Ползун ползет,
Иголки везет.
(Ежик)
Сидел на заборе,
Пел да кричал.
А как все собрались,
Взял да замолчал.
(Петух)
Выпучив глаза сидит,
По-труецки говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает.
(Лягушка)
Пучеглазая особа
Из болота смотрит в оба.
«Ква-ква-ква» да «ква-ква-ква» —
Вот и все ее слова.
(Лягушка)
У кого короткий
Хвост крючком?
Кто копает землю
Пятачком?
(Поросенок)
Кто тут в красненьком берете
Будит рощу на рассвете?
Тук-тук! Тук-тук!
Щепки лишь летят вокруг.
(Дятел)
Белый хвост,
Черный нос
Наши тапочки унес
В уголок под кровать –
И не хочет отдавать.
(Щенок)
Кто в лесу огромней всех,
Кто богатый носит мех,
Кто в берлоге днём и ночью
Смотрит сны?
(Медведь)
Дидактические игры.
На птичьем дворе.
Дидактическая задача. Закрепить знания детей о том, как кричат домашние животные, воспитывать правильное звукопроизношение.
Игровые правила. Все громко хором произносят звуки, подражая птицам, после слов «с утра», «у пруда», «посреди двора», «вверху» и др.
Игровые действия. Звукоподражание.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричат гуси, куры, утки. Дети хором произносят: «кря-кря-кря», «га-га-га», «ко-ко-ко» и др. Воспитатель говорит:
-Вот хорошо, вы все вспомнили, как по-разному кричат домашние птицы. А как воркует голубь? Если дети затрудняются, педагог сам произносит: «грру-грру-у-грру-грру».
- А сейчас послушайте стихотворение, - продолжает воспитатель. - Когда я буду называть разных птиц, вы кричите, как они. Будьте внимательны!
Наши уточки с утра… Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда… Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора… Бал-бал-бал! Балды-бал!
Наши гуленьки вверху… Грру-грру-у-грру-грру-у!
Наши курочки в окно… Ккко-кко-кко-ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споёт… Ку-ка-ре-ку!
Сова.
Дидактическая задача. Приучать детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу.
Игровые правила. Дети убегают от совы только после слов «как полетит!».
Игровые действия. Имитация движений совы, птиц, спящих и летающих; ловля птиц.
Ход игры. Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает сову. Она садится на стул в середине круга.
В лесу темно, Дети ходят по кругу.
Все спят давно. Остановившись, изображают спящих птиц.
Все птицы спят,
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
Совушка-сова, Сова показывает, какая у неё большая голова.
Большая голова, Вертит головой, смотрит по сторонам.
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг - как полетит!
Услышав слова « как полетит!», дети убегают, а сова их догоняет.
Желательно, чтобы до игры воспитатель показал картинку с изображением совы, рассказал об этой птице.
Курочка-рябушечка.
Дидактическая задача. Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию; упражнять их в правильном звукопроизношении.
Игровые правила. Курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей.
Игровые действия. Выбирают считалочкой курочку-хохлатку, надевают ей шапочку. Дети на вопрос: «Как цыплятки просят пить?» - произносят: «Пи-пи-пи!».
Ход игры. Воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки и объясняет, почему её называют «рябушечкой», затем предлагает детям поиграть. Считалочкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:
- Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка , зачем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка рябушечка, как цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)
При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте вместе спросим у курочки, куда она пошла». Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка-рябушечка, куда ты пошла?» и т.д. Лучше выбирать детей застенчивых, робких, молчаливых, чтобы они преодолевали эти качества характера.
Еду-еду.
Дидактическая задача. Развивать у детей речевую активность, упражнять их в умении соотносить действия со словами, в правильном звукопроизношении, воспитывать согласованность действий.
Игровые правила. Изменять движения только в соответствии с текстом стихотворения.
Игровые действия. Звукоподражание, имитация езды на лошадке, действия по сигналу.
Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворение, спрашивает, понравилось ли оно, и предлагает поиграть - всем вместе поехать к бабушке и дедушке. Но перед тем как повторить стихотворение, воспитатель спрашивает: «Как цокают копыта у лошадей?», дети цокают: «Цок-цок-цок». - «Как мы остановим лошадку?» «Тпр-р-р», - произносят дети. Затем воспитатель ставит детей в круг друг за другом, читает