Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование формирующего и критериального оценивания при формировании читательской грамотности во внеурочной | Мой кабинет. Работа №345512

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Внеурочная деятельность – это одно из основных условий формирования у учащихся читательской грамотности, где мы работаем над развитием навыков работы с информацией: поиск и отбор необходимой информации, ее систематизация и сравнение, анализ и обобщение, интерпретация и преобразование. Школьники учатся дополнять готовую информацию (тексты, таблицы, схемы) и создавать информационные объекты (доклады, сочинения и т.д.), критически относиться к полученной информации, соотнося ее с другими источниками личным опытом, использовать для принятия собственных решений.Читательская грамота является фундаментом всего обучения, но при работе с ней учителя сталкиваются с рядом проблем. Я расскажу, с помощью каких заданий можно эти проблемы решить, как применять при этом критериальное оценивание.

Использование формирующего и критериального оценивания при формировании читательской грамотности во внеурочной 1 слайд

Внеурочная деятельность – это одно из основных условий формирования у учащихся читательской грамотности, где мы работаем над развитием навыков работы с информацией: поиск и отбор необходимой информации, ее систематизация и сравнение, анализ и обобщение, интерпретация и преобразование. Школьники учатся дополнять готовую информацию (тексты, таблицы, схемы) и создавать информационные объекты (доклады, сочинения и т.д.), критически относиться к полученной информации, соотнося ее с другими источниками личным опытом, использовать для принятия собственных решений.

Читательская грамота является фундаментом всего обучения, но при работе с ней учителя сталкиваются с рядом проблем. Я расскажу, с помощью каких заданий можно эти проблемы решить, как применять при этом критериальное оценивание.

Проблема,

с которой мы сталкиваемся в начальной школе

дети не читают

, даже заданные домой тексты из учебника. Либо читают очень поверхностно,

либо  прослушивают

аудиозапись заданного текста. При этом думают, что хорошо знают его содержание.

Для решения этих проблем использую методы и приёмы формирующего и критериального оценивания: проверка знания текста с помощью небольших тестов.  НО! Перед выполнением задания можно предложить ребятам провести прогностическую самооценку предстоящей работы. Этот инструмент критериального оценивания очень эффективно помогает сформировать адекватную самооценку обучающихся. После выполнения работы и получения оценки выполненной работы у учеников появляется возможность определить  границы собственного знания/незнания, а также осознать проблему (в данном случае, невнимательное знакомство с текстом)  и способ  её преодоления (в данном случае, важный для нас вывод: читать и читать  внимательно).

Например, задания могут быть тестовыми или в виде ответов на вопросы.

 

Задания по тексту рассказа «Заплатка» Н. Н. Носова 2 слайд

1. Как звали главного героя рассказа «Заплатка»? ________________________1 балл

2. Какие штаны были у мальчика. Обведи букву. 1 балл

а) солдатские б) генеральские в) школьные г) нарядные.

3.Найдите предложение, которое показывает, как мальчик дорожит штанами. Спиши.

_________________________________________________________________2 балла

4. Какое  металлическое изделие стало причиной дырки в штанах мальчика?____1 балл

5.Бобка порвал свои замечательные штаны и стал  КОГО просить зашить. Обведи букву. 1 балл

а) маму б) бабушку в) тётю г) сестру.

6. Почему мама отказалась зашивать штаны сыну? Выпиши мамин ответ из текста.

2 балла_________________________________________________________________

7. Заплатка торчала на штанах, словно … Обведи букву правильного ответа. 1 балл

а) сушёный банан  б) сушёный гриб    в) сушёный кальмар    г) сушёный башмак

8. Почему Бобка сам не починил себе штаны?____________________________1 балл
9. Чем первая заплатка не понравилась Бобке?____________________________1 балл

Критерии оценивания подобных работ я предлагаю сама.

После выполнения задания даю возможность провести ретроспективную (т. е. уже выполненной работы) самооценку с помощью, например, такой таблицы. 3 слайд

Количество баллов

Оценка

10-11

Справился, молодец!

7-9

Надо было прочитать ещё разок

5-6

Будь внимательнее!

0-3

Кто-то дома не читал?(((

Таким образом, применение инструмента самооценки (прогностической и ретроспективной) позволяет решить несколько задач:

-помочь определить границу знания/незнания;

- осознать проблему;

- увидеть пути её преодоления.

Этот инструмент даёт хороший эффект при использовании его в работах по читательской грамотности (текст с заданиями к нему). Обычно ученики считают такие работы очень лёгкими, но статистика показывает, что их качество  одно из самых низких. Поэтому, чтобы мотивировать ребят на более внимательное и вдумчивое чтение текста и  на тщательное выполнение заданий к нему, рекомендую использовать прогностическую самооценку.  При анализе работ хорошо видно, что, во-первых, самооценка обучающихся становится более адекватной, во-вторых, значительно улучшается  качество работ.

2) Вторая проблема, с которой сталкиваемся мы при формировании читательской грамотности -  поверхностное чтение.

Здесь я применяю несколько приёмов их можно использовать на уроках чтения и во внеурочной деятельности. Ведь читательская грамотность является универсальным учебным действием.

- Приём «Читаем с карандашом». Например, найдите в тексте все слова приветствия. Или найдите все слова, описывающие характер героя. На кружке «Занимательная математика», например, такое задание: найдите в тексте задачи покупки каждой девочки. 4 слайд

 

Занимательный русский язык. Соедини пары загадок с одинаковыми отгадками.

5 слайд

         

         Здесь поверхностное чтение инструкции к  заданию создаёт проблему при его выполнении (дети могут предположить, что нужно соединить загадку с картинкой). В таких случаях я также рекомендую использовать прогностическую самооценку. Как правило,  быстренько  посмотрев на задание, на рисунки к нему  и даже не почитав его, обучающиеся делают очень оптимистические прогнозы,  а потом  соединяют загадки с РИСУНКАМИ отгадок. После анализа задания понимают, что проблема создана невнимательным прочтением инструкции к нему.

После совместной работы над этими заданиями, ученикам может быть предложено несколько вариантов самооценки выполнения: «Волшебная линеечка», «Лесенка успеха» и т.д. 6 слайд

- Приём «Восстановление текста».  Использую две его разновидности.

Даётся небольшой отрывок или текст целиком, в котором пропущены слова. Восстанавливать текст можно как с опорой на исходный вариант, так и по памяти (более сложное задание). Так же этот вид работы помогает проверить знание текста учениками.

7 слайд

Лев и собачка.

В Лондоне показывали ___________зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на ______  диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице ________и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а _____взяли и бросили в клетку ко   ____на съеденье.

Собачка поджала ____и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и ________её.

Собачка легла на _______, подняла _________ стала махать________.

Лев тронул её ________и перевернул. Собачка вскочила и ______перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, поворачивал ________ со стороны на сторону и не трогал её. Когда хозяин бросил льву_____, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою ______ ему на лапу .С тех пор собачка жила в одной ______  со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Даётся незнакомый текст, предлагается восстановить его,

выбирая  подходящие

слова из скобок. Усложнить задание можно, попросив обосновать свой выбор.

8 слайд

        К рассвету шторм прекратился. (Бледное, яркое) небо напоминало своим цветом чуть подкрашенную синей краской воду. У берега плавали круглые водоросли, похожие на зелёные (шары, ветки). Старый корабль (стоял, качался) на волнах, натягивая якорные цепи.

        Оценивать выполнение подобных заданий удобно с помощью совместно разработанных с учениками критериев. Если в первом случае учитывается только количество правильно вставленных слов, то во втором -  способ и правильность обоснования.

 

        Подводя итог, я хочу сказать, что современному учителю доступно большое количество технологий, форм,  методов и приёмов работы. Комбинируя их в соответствии со своими целями, возможностями, способностями, можно достичь высоких результатов.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×