Использование формирующего и критериального оценивания при формировании читательской грамотности во внеурочной | Мой кабинет. Работа №345512
Внеурочная деятельность – это одно из основных условий формирования у учащихся читательской грамотности, где мы работаем над развитием навыков работы с информацией: поиск и отбор необходимой информации, ее систематизация и сравнение, анализ и обобщение, интерпретация и преобразование. Школьники учатся дополнять готовую информацию (тексты, таблицы, схемы) и создавать информационные объекты (доклады, сочинения и т.д.), критически относиться к полученной информации, соотнося ее с другими источниками личным опытом, использовать для принятия собственных решений.Читательская грамота является фундаментом всего обучения, но при работе с ней учителя сталкиваются с рядом проблем. Я расскажу, с помощью каких заданий можно эти проблемы решить, как применять при этом критериальное оценивание.
Использование формирующего и критериального оценивания при формировании читательской грамотности во внеурочной 1 слайд
Внеурочная деятельность – это одно из основных условий формирования у учащихся читательской грамотности, где мы работаем над развитием навыков работы с информацией: поиск и отбор необходимой информации, ее систематизация и сравнение, анализ и обобщение, интерпретация и преобразование. Школьники учатся дополнять готовую информацию (тексты, таблицы, схемы) и создавать информационные объекты (доклады, сочинения и т.д.), критически относиться к полученной информации, соотнося ее с другими источниками личным опытом, использовать для принятия собственных решений.
Читательская грамота является фундаментом всего обучения, но при работе с ней учителя сталкиваются с рядом проблем. Я расскажу, с помощью каких заданий можно эти проблемы решить, как применять при этом критериальное оценивание.
Проблема,
с которой мы сталкиваемся в начальной школе
–
дети не читают
, даже заданные домой тексты из учебника. Либо читают очень поверхностно,
либо прослушивают
аудиозапись заданного текста. При этом думают, что хорошо знают его содержание.
Для решения этих проблем использую методы и приёмы формирующего и критериального оценивания: проверка знания текста с помощью небольших тестов. НО! Перед выполнением задания можно предложить ребятам провести прогностическую самооценку предстоящей работы. Этот инструмент критериального оценивания очень эффективно помогает сформировать адекватную самооценку обучающихся. После выполнения работы и получения оценки выполненной работы у учеников появляется возможность определить границы собственного знания/незнания, а также осознать проблему (в данном случае, невнимательное знакомство с текстом) и способ её преодоления (в данном случае, важный для нас вывод: читать и читать внимательно).
Например, задания могут быть тестовыми или в виде ответов на вопросы.
Задания по тексту рассказа «Заплатка» Н. Н. Носова 2 слайд
1. Как звали главного героя рассказа «Заплатка»? ________________________1 балл
2. Какие штаны были у мальчика. Обведи букву. 1 балл
а) солдатские б) генеральские в) школьные г) нарядные.
3.Найдите предложение, которое показывает, как мальчик дорожит штанами. Спиши.
_________________________________________________________________2 балла
4. Какое металлическое изделие стало причиной дырки в штанах мальчика?____1 балл
5.Бобка порвал свои замечательные штаны и стал КОГО просить зашить. Обведи букву. 1 балл
а) маму б) бабушку в) тётю г) сестру.
6. Почему мама отказалась зашивать штаны сыну? Выпиши мамин ответ из текста.
2 балла_________________________________________________________________
7. Заплатка торчала на штанах, словно … Обведи букву правильного ответа. 1 балл
а) сушёный банан б) сушёный гриб в) сушёный кальмар г) сушёный башмак
8. Почему Бобка сам не починил себе штаны?____________________________1 балл
9. Чем первая заплатка не понравилась Бобке?____________________________1 балл
Критерии оценивания подобных работ я предлагаю сама.
После выполнения задания даю возможность провести ретроспективную (т. е. уже выполненной работы) самооценку с помощью, например, такой таблицы. 3 слайд
Количество баллов
Оценка
10-11
Справился, молодец!
7-9
Надо было прочитать ещё разок
5-6
Будь внимательнее!
0-3
Кто-то дома не читал?(((
Таким образом, применение инструмента самооценки (прогностической и ретроспективной) позволяет решить несколько задач:
-помочь определить границу знания/незнания;
- осознать проблему;
- увидеть пути её преодоления.
Этот инструмент даёт хороший эффект при использовании его в работах по читательской грамотности (текст с заданиями к нему). Обычно ученики считают такие работы очень лёгкими, но статистика показывает, что их качество одно из самых низких. Поэтому, чтобы мотивировать ребят на более внимательное и вдумчивое чтение текста и на тщательное выполнение заданий к нему, рекомендую использовать прогностическую самооценку. При анализе работ хорошо видно, что, во-первых, самооценка обучающихся становится более адекватной, во-вторых, значительно улучшается качество работ.
2) Вторая проблема, с которой сталкиваемся мы при формировании читательской грамотности - поверхностное чтение.
Здесь я применяю несколько приёмов их можно использовать на уроках чтения и во внеурочной деятельности. Ведь читательская грамотность является универсальным учебным действием.
- Приём «Читаем с карандашом». Например, найдите в тексте все слова приветствия. Или найдите все слова, описывающие характер героя. На кружке «Занимательная математика», например, такое задание: найдите в тексте задачи покупки каждой девочки. 4 слайд
Занимательный русский язык. Соедини пары загадок с одинаковыми отгадками.
5 слайд
Здесь поверхностное чтение инструкции к заданию создаёт проблему при его выполнении (дети могут предположить, что нужно соединить загадку с картинкой). В таких случаях я также рекомендую использовать прогностическую самооценку. Как правило, быстренько посмотрев на задание, на рисунки к нему и даже не почитав его, обучающиеся делают очень оптимистические прогнозы, а потом соединяют загадки с РИСУНКАМИ отгадок. После анализа задания понимают, что проблема создана невнимательным прочтением инструкции к нему.
После совместной работы над этими заданиями, ученикам может быть предложено несколько вариантов самооценки выполнения: «Волшебная линеечка», «Лесенка успеха» и т.д. 6 слайд
- Приём «Восстановление текста». Использую две его разновидности.
Даётся небольшой отрывок или текст целиком, в котором пропущены слова. Восстанавливать текст можно как с опорой на исходный вариант, так и по памяти (более сложное задание). Так же этот вид работы помогает проверить знание текста учениками.
7 слайд
Лев и собачка.
В Лондоне показывали ___________зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на ______ диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице ________и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а _____взяли и бросили в клетку ко ____на съеденье.
Собачка поджала ____и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и ________её.
Собачка легла на _______, подняла _________ стала махать________.
Лев тронул её ________и перевернул. Собачка вскочила и ______перед львом на задние лапки. Лев смотрел на собачку, поворачивал ________ со стороны на сторону и не трогал её. Когда хозяин бросил льву_____, лев оторвал кусок и оставил собачке.
Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою ______ ему на лапу .С тех пор собачка жила в одной ______ со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.
Даётся незнакомый текст, предлагается восстановить его,
выбирая подходящие
слова из скобок. Усложнить задание можно, попросив обосновать свой выбор.
8 слайд
К рассвету шторм прекратился. (Бледное, яркое) небо напоминало своим цветом чуть подкрашенную синей краской воду. У берега плавали круглые водоросли, похожие на зелёные (шары, ветки). Старый корабль (стоял, качался) на волнах, натягивая якорные цепи.
Оценивать выполнение подобных заданий удобно с помощью совместно разработанных с учениками критериев. Если в первом случае учитывается только количество правильно вставленных слов, то во втором - способ и правильность обоснования.
Подводя итог, я хочу сказать, что современному учителю доступно большое количество технологий, форм, методов и приёмов работы. Комбинируя их в соответствии со своими целями, возможностями, способностями, можно достичь высоких результатов.