Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование фразеологизмов во внеурочной работе как средства развития речи у младших школьников | Нетреба Дарья Андреевна. Работа №351958

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Практическая значимость исследования заключается в следующем: расширено представление о возможностях использования фразеологизмов в речевом развитии учащихся начальных классов, разработан новый подход к активизации словаря младшего школьника. Разработанную систему, а именно методическую модель, словарь фразеологических оборотов, методы и приемы работы с этими языковыми единицами, можно использовать в практике школы. Внедрение результатов исследования позволит значительно повысить уровень речевого развития детей, сформировать умения и навыки в области фразеологии. Теоретические обобщения и экспериментальные данные могут быть использованы в проведении лекционных, практических занятий со студентами - будущими учителями начальных классов.

Использование фразеологизмов во внеурочной работе как средства развития речи у младших школьников

 

В современное время в рамках возрождения духовной жизни и национально-культурных ценностей выявляется необходимость обновления подходов к преподаванию русского языка. Это связано с изменениями в языковой ориентации, что актуализирует задачу повышения эффективности изучения языка в образовательных учреждениях. Русский язык занимает центральное место в системе школьного образования, так как именно через его освоение учащиеся получают возможность изучать другие предметы, а также развивают свои познавательные способности.

Ключевым аспектом изучения русского языка является владение фразеологическим богатством. Фразеологизмы, пословицы и поговорки обеспечивают правильное понимание родной речи как в устной, так и в письменной форме. Значимость фразеологии для практического овладения языком объясняется тем, что многие устойчивые выражения, имеющие эмоционально-экспрессивную окраску, служат важными коммуникативными единицами. Они помогают не только донести информацию, но и обозначить явления действительности так, как это делают носители языка.

Использование устойчивых оборотов делает речь более выразительной, богатой и многогранной. Как утверждают исследователи, это обогащение языка фиксирует и передает от одного поколения к другому общественный опыт. Чем более насыщенной является история народа, тем более яркими будут его устоявшиеся выражения. Эта связь прошлого и настоящего подчеркивает актуальность изучения национально-культурной семантики языка, начиная с начальных классов, с учетом как синхронного, так и диахронного подходов.

Знакомство с фразеологизмами и их осознанное усвоение позволяет значительно расширить кругозор учащихся. Способность самостоятельно и творчески подходить к использованию языковых средств необходимо развивать, так как многие фразеологизмы учащиеся могут воспринять еще до начала школьного обучения. Дети нередко слышат их на слух и лишь догадываются о значении из контекста, что подчеркивает важность систематического и осознанного знакомства с ними.

Необходимость специальной работы по фразеологии в начальной школе поддерживается тем фактом, что в современных учебных пособиях имеется значительное количество устойчивых выражений, которые должны быть актуализированы в процессе речевого развития учащихся. Научные исследования, посвященные теоретическим проблемам фразеологии, охватывают работы таких ученых, как В.В. Виноградов, Н.М. Шанский, В.П. Жуков и других, которые проанализировали семантическую структуру различных групп фразеологизмов, их системные свойства и взаимодействие с другими языковыми единицами.

Многие известные лингвисты и методисты, такие как Ф.И. Буслаев, И.И. Срезневский, В.И. Чернышев и другие, акцентировали внимание на значении фразеологии для развития речи учащихся. В частности, в начальной школе большое внимание уделяется обогащению речевого запаса детей, однако вопросы активизации использования устойчивых оборотов не получают достаточного места в учебном процессе. Это может привести к тому, что значительное количество фразеологических единиц остается неусвоенным, а их значение объясняется без углубленного закрепления в речи.

Эпизодическая работа с фразеологизмами может негативно сказаться на способности детей воспринимать различные стили языка в художественных произведениях. Важно, чтобы возникала система усвоения оборотов, способствующая их интеграции в активную речь. К сожалению, в методической литературе для начальных классов до сих пор не разработаны специальные подходы к обучению фразеологии.

Таким образом, недостаточно проработанная проблема изучения и активизации фразеологических оборотов в контексте повышения культуры речи и языкового развития учащихся требует внимательного исследования. Выявление новых методик и акцент на роли фразеологии в учебном процессе помогут восполнить существующие пробелы и улучшить качество образования. Важно учитывать, что работа с фразеологизмами должна быть комплексной и системной, чтобы дети не только осваивали новейшие языковые конструкции, но и могли применять их в своей речи.

Данная тема становится актуальной в свете необходимости обеспечить учащимся возможность свободно и компетентно выражаться на русском языке, что, в свою очередь, послужит основой для их общего культурного и интеллектуального развития. Универсальность устоявшихся выражений делает их незаменимыми в процессе формирования речевой культуры, а также в понимании особенностей русской литературы и языка. Кроме того, активное использование фразеологии в учебном процессе поможет сохранить и передать от поколения к поколению богатство русского языка, его традиции и культурные особенности. Наработка практических методов и подходов к обучению фразеологии в образовательной системе является важной задачей, которая требует дальнейших исследований и внимания.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×