Использование ГИС-технологий в школьной географии: шаг в цифровое будущее | Толмачева Анна Сергеевна. Работа №354710
Аннотация. В статье рассматривается внедрение геоинформационных систем (ГИС) в школьное преподавание географии как одного из ключевых направлений цифровизации образования. Анализируется значимость ГИС для повышения интереса учащихся, развития их исследовательских навыков и понимания пространственных данных. Приведены примеры практических заданий и проектов с использованием ГИС-технологий, которые могут быть успешно реализованы на уроках географии.
Ключевые слова: ГИС-технологии, география, цифровизация образования, пространственные данные, школьные проекты, исследовательские навыки, интерактивное обучение.
Использование ГИС-технологий в школьной географии: шаг в цифровое будущее
Толмачева Анна Сергеевна, учитель географии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
с. Камень-Рыболов Ханкайского муниципального округа
Приморского края
Аннотация. В статье рассматривается внедрение геоинформационных систем (ГИС) в школьное преподавание географии как одного из ключевых направлений цифровизации образования. Анализируется значимость ГИС для повышения интереса учащихся, развития их исследовательских навыков и понимания пространственных данных. Приведены примеры практических заданий и проектов с использованием ГИС-технологий, которые могут быть успешно реализованы на уроках географии.
Ключевые слова: ГИС-технологии, география, цифровизация образования, пространственные данные, школьные проекты, исследовательские навыки, интерактивное обучение.
Современное общество вступает в эпоху цифровых технологий, что требует от образовательного процесса новых методов и подходов к обучению. Одним из значимых шагов в этом направлении является внедрение геоинформационных систем (ГИС) на уроках географии. ГИС – это программные комплексы, позволяющие собирать, анализировать и визуализировать пространственные данные, что открывает для учащихся новые возможности для изучения географических процессов и явлений. Использование ГИС на уроках делает процесс обучения более наглядным, интерактивным и практико-ориентированным, позволяя ученикам не просто запоминать факты, а анализировать, сравнивать и исследовать их на практике.
Одна из главных задач учителя географии – научить школьников понимать пространственные связи между объектами и явлениями. Традиционные бумажные карты, хотя и остаются важным инструментом, не всегда позволяют показать сложные многомерные процессы в динамике. ГИС-технологии позволяют работать с реальными данными, создавать интерактивные карты и моделировать изменения территорий во времени. Например, с помощью ГИС можно показать изменение границ лесных массивов, рост городов или изменение русел рек за последние десятилетия. Ученики могут не только наблюдать эти процессы, но и анализировать их причины и последствия.
Практическое применение ГИС на уроках географии может осуществляться через различные задания и проекты. Например, изучая тему «Климатические зоны», учащиеся могут использовать ГИС для создания картосхем с температурными показателями и осадками, сопоставляя их с рельефом и растительным покровом. Это позволяет увидеть взаимосвязь климатических условий с природными зонами. Ещё один пример – проект по изучению экологических проблем региона. Используя ГИС, ученики могут нанести на карту источники загрязнений, промышленные предприятия, транспортные магистрали и населённые пункты, выявляя зоны с наибольшей экологической нагрузкой. Такой подход формирует у школьников аналитическое мышление и умение работать с данными, что особенно важно в условиях современного информационного общества.
При изучении тем, связанных с населением и экономикой, ГИС также оказываются незаменимыми. Например, учащиеся могут создавать карты плотности населения по регионам или моделировать изменение численности городов за определённый период. Анализируя эти данные, они могут делать выводы о причинах миграции, темпах урбанизации и уровне экономического развития территорий. Такой подход позволяет перевести сухую статистику в наглядную и понятную форму, что облегчает её восприятие и делает уроки более интересными и информативными.
Использование ГИС-технологий помогает развивать у учащихся важные навыки XXI века: критическое мышление, информационную грамотность и умение работать в команде. Например, при выполнении группового проекта по изучению природных ресурсов региона ученики распределяют роли, собирают данные, строят тематические карты и представляют свои результаты в виде готового проекта. Такие задания не только закрепляют знания по географии, но и учат детей взаимодействовать, анализировать информацию и представлять её в наглядной форме.
Кроме того, внедрение ГИС на уроках географии позволяет реализовывать межпредметные связи. Например, при изучении темы «Изменение климата» учащиеся могут использовать знания по физике и химии для анализа парниковых газов, а данные по изменению температуры и ледников – для создания карт динамики климатических изменений. Сочетание географии с информатикой также играет важную роль: работа с ГИС помогает ученикам освоить основы программирования, работы с данными и визуализации информации, что особенно важно для будущей профессиональной деятельности.
Необходимо отметить, что внедрение ГИС-технологий в образовательный процесс требует определённой подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Учителю необходимо освоить базовые навыки работы с ГИС-программами, такими как ArcGIS, QGIS или онлайн-сервисами, например Google Earth и MapInfo. Начинать внедрение ГИС на уроках географии можно с простых заданий, например, нанесения точек на карту или создания картографических слоёв по конкретной теме. Постепенно задания можно усложнять, добавляя анализ пространственных данных и моделирование географических процессов.
Таким образом, использование ГИС-технологий на уроках географии открывает перед учащимися новые горизонты для изучения окружающего мира. Они позволяют сделать обучение более наглядным, практико-ориентированным и исследовательским, что соответствует требованиям современного образования. ГИС не только помогают школьникам глубже понять географические процессы, но и формируют важные компетенции, которые пригодятся им в будущем. Шаг в цифровое будущее через использование ГИС в школе – это инвестиция в качество образования и подготовку нового поколения, способного анализировать, принимать решения и действовать в условиях изменяющегося мира.
Список литературы
Жигулина
О. В. Использование геоинформационных систем на уроках географии / О. В.
Жигулина
, Э. А.
Бочарникова
. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 12 (71). — С. 255-257. — URL:
https://moluch.ru/archive/71/12269/
Орехова
А. В.
Формирование геоинформационной компетентности учащихся в процессе изучения географии на основе применения ГИС-технологий // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2014. №1 (81).
URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-geoinformatsionnoy-kompetentnosti-uchaschihsya-v-protsesse-izucheniya-geografii-na-osnove-primeneniya-gis-tehnologiy
Парадня
П. Ф.,
Скачкова
А. Н.
П
ерспективы использования геоинформационных систем и
ГИС
-технологий
в процессе изучения предмета "Г
еография" на уровне общего среднего образования // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E. Педагогические науки. 2020.
№15. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-ispolzovaniya-geoinformatsionnyh-sistem-i-gis-tehnologiy-v-protsesse-izucheniya-predmeta-geografiya-na-urovne-obschego
Пупышева
С. А.
,
Тимина
В. В.
Использование геоинформационных технологий на уроке географии // Современные
образовательные практики в студенческих исследованиях. 2023.
№1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-geoinformatsionnyh-tehnologiy-na-uroke-geografii