Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 24.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР-ГОЛОВОЛОМОК В РАЗВИТИИ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ И ЛОГИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ | Таракаенко Светлана Анатольевна. Работа №351904

Дата публикации:
Автор:
Описание:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР-ГОЛОВОЛОМОК В РАЗВИТИИ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ И ЛОГИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

THE USE OF GAME-PUZZLE IN THE DEVELOPMENT OF IMAGINARY THINKING AND LOGIC IN SENIOR

Таракаенко Светлана Анатольевна

Воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад №44

 г. Саров Нижегородской области

 

Ключевые слова: игры – головоломки, логическое мышление, старший дошкольный возраст.

Keywords: games – puzzles logical thinking senior preschool age

Аннотация. В данной статье обосновывается важность игр-головоломок для развития образного и логического мышления старших дошкольников. В работе также представлены задачи и содержание практической деятельности с детьми.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР-ГОЛОВОЛОМОК В РАЗВИТИИ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ И ЛОГИКИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

THE USE OF GAME-PUZZLE IN THE DEVELOPMENT OF IMAGINARY THINKING AND LOGIC IN SENIOR

Таракаенко Светлана Анатольевна

Воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад №44

г. Саров Нижегородской области

 

Ключевые слова: игры – головоломки, логическое мышление, старший дошкольный возраст.

Keywords: gamespuzzles logical thinking senior preschool age

Аннотация. В данной статье обосновывается важность игр-головоломок для развития образного и логического мышления старших дошкольников. В работе также представлены задачи и содержание практической деятельности с детьми.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования необходимым становится «развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (раздел I, п.1.6.).

Во время образовательной деятельности дети часто отвлекаются, не могут сделать простейшие выводы, быстро устают, что ведёт к снижению внимания, памяти, а значит, дети плохо усваивают программный материал. Передо мной встала проблема формирования у детей способности к длительному умственному напряжению, развития логического мышления. Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, памяти, внимания, сообразительности и самостоятельности, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению [1]. Проблема развития мышления приобретает особую актуальность в связи с новыми требованиями к дошкольному образованию. Лучше всего прививать привычку логично думать уже в дошкольном возрасте. И успешнее всего подобное развитие происходит в игре. Игры позволяют организовать сложный процесс освоения знаний в интересной для ребёнка форме, придавая умственной деятельности увлекательный, занимательный характер [2].

Поэтому передо мной встали следующие задачи:

1. Создать условия для развития у детей познавательных способностей и логического мышления.

2. Развивать воображение, образное мышление, логику, внимание и память.

3. Воспитывать у детей коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя прийти на помощь сверстникам.

Для решения поставленных задач в группе создан уголок, где расположены развивающие игры, индивидуальный раздаточный материал для развития логического и образного мышления. Проводится индивидуальная и подгрупповая работа с детьми, а также организуется самостоятельная игровая деятельность.

В данной статье я хочу остановиться на одном из средств развития логического и образного мышления – геометрических конструкторах или играх-головоломках.

Эти игры развивают внимание, зрительную память, конструктивные способности, логическое и творческое мышление. В играх-головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способность к длительному умственному напряжению, интерес к интеллектуальной деятельности, развивается способность реализовать свой замысел.

В своей работе я стараюсь расширить возможности известных многим игр-головоломок: «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Волшебный квадрат», «Лётчик», «Архимедова игра».

Цель этих игр: различные способы действия и конечный результат. Суть игр-головоломок состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты разнообразных предметов по образцу или замыслу. Все игры представляют собой различные геометрические фигуры, разделенные на части. Можно тренироваться их собирать и разбирать, а можно при помощи элементов головоломки собирать новые изображения как заданные в инструкции, так и самостоятельно придуманные. В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета, его строению, пропорциональному соотношению частей и форме.

Разнообразие конструкторов, разная степень их сложности позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки. Интерес к играм, к решению задач, требующих напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. Предложенные игры осваиваются детьми последовательно. Начинаем с индивидуальной работы с каждым ребёнком, с совместной игры. Ребёнок рассматривает весь набор фигур, силуэтные изображения, анализирует расположение частей и говорит, на что они похожи. Затем ребёнок пробует собрать рядом на столе любую понравившуюся ему картинку по схеме. После чего следует проверка выполнения – сравнение с образцом. Важно, чтобы дети усвоили и хорошо запомнили основные правила игры: при составлении силуэтов используется весь комплект, детали геометрического конструктора при этом плотно присоединяются друг к другу. Составление силуэтов по расчленённому образцу не вызывает у детей активной умственной деятельности, а сводится в основном к копированию. Но этот этап работы с детьми необходим для упражнений в способах соединения частей, выработки умения представлять пространственные изменения. Когда этот этап осваивается детьми, переходим к следующему. В случае неправильных пробных действий следует вновь вернуться к анализу образца. Игровые упражнения проводятся систематически, индивидуальные упражнения чередуются с коллективными. Иногда двум детям даётся одно и то же задание как соревновательный элемент и тот, кто быстрее других выкладывает картинку, получает награду-фишку. По мере накопления умений в процессе одной игры, переходим к следующей, добиваясь положительных результатов и в ней. За играми на составление фигур по образцам следуют упражнения в составлении изображений по собственному замыслу. На этом этапе ребенок самостоятельно придумывает фигуры для составления, что очень хорошо развивает воображение. Придуманную и собранную картинку мы фотографируем. Игры интересны ребёнку тем, что он, неожиданно для себя, создаёт конструкцию, автором которой и является. Называет её, преобразует и совершенствует, играет с ней, фантазируя и размышляя, выражает своё отношение к результату, общается со сверстниками и взрослыми в процессе игры. Я всегда одобряю результаты напряженной умственной деятельности детей. Здесь особенно необходимо соблюдать принцип «от простого к сложному». Трудные непосильные задачи могут отпугнуть ребёнка. Но, когда удаётся осилить задание, преодолеть первые трудности, ребёнок испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игре. У него появляется вера в свои силы, чувство собственного достоинства, развивается «умственный аппетит», а это значит, что цель игры достигнута.

Подводя итог всему, сказанному выше, можно сказать, что благодаря использованию игровой технологии развитие логического и образного мышления и процесс обучения у детей проходит в интересной и доступной форме.

Каждая игра вызывает много положительных эмоций у детей: интерес, искреннее удивление, азарт, улыбку, желание увидеть результат своих действий. Ведь очень важно, чтобы уже в дошкольном возрасте у ребёнка формировалось положительное отношение к результатам своей деятельности.

 

 

Литература

1. Веклерова Х.М. Формирование логических структур у старших дошкольников. – Обнинск: Светоч, 1998 – 87с.

2.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., дораб. - Москва: Просвещение, 1990. – 94с.

3. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. – Изд. 5-е, испр. и доп. Москва, «Лист Нью», 2001. – 184с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×