Использование игр при изучении таблицы умножения | Аристова Людмила Вячеславовна. Работа №347598
Аннотация. В статье рассмотрены эффективные способы использования игровых методик при изучении таблицы умножения у младших школьников. Подчеркивается значимость игрового подхода в обучении, способствующего не только лучшему запоминанию числового материала, но и повышению мотивации учеников. Описаны примеры различных игр и приемов, которые учитель может применять на уроках математики для облегчения изучения таблицы умножения и формирования устойчивых математических навыков. Приведены практические рекомендации для учителей начальных классов.
Ключевые слова: игры, таблица умножения, начальная школа, мотивация, игровые технологии, математические навыки.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ
Аристова Людмила Вячеславовна, учитель начальных классов
МОУ "Ржавская средняя общеобразовательная школа",
Челябинская область, п. Ржавка
Аннотация. В статье рассмотрены эффективные способы использования игровых методик при изучении таблицы умножения у младших школьников. Подчеркивается значимость игрового подхода в обучении, способствующего не только лучшему запоминанию числового материала, но и повышению мотивации учеников. Описаны примеры различных игр и приемов, которые учитель может применять на уроках математики для облегчения изучения таблицы умножения и формирования устойчивых математических навыков. Приведены практические рекомендации для учителей начальных классов.
Ключевые слова: игры, таблица умножения, начальная школа, мотивация, игровые технологии, математические навыки.
Изучение таблицы умножения является важным и обязательным этапом обучения младших школьников. Математические знания формируют базу для дальнейшего освоения более сложных тем и задач. Однако для многих учеников процесс заучивания таблицы умножения может оказаться скучным и трудным. Чтобы облегчить этот процесс и сделать его более увлекательным, можно применять игровые технологии.
Игры помогают ученикам освоить материал в непринужденной форме, повышают их мотивацию и вовлекают в активную учебную деятельность. Кроме того, использование игр способствует формированию позитивного отношения к математике и улучшению когнитивных навыков.
Значение игровой деятельности в обучении
Психологические особенности младших школьников
Для младших школьников характерна высокая активность, потребность в движении, а также склонность к игровой деятельности. Игра помогает детям осваивать новые знания и навыки в естественной для них форме. Психологи утверждают, что игровая форма деятельности стимулирует познавательный интерес, развивает воображение, память и мышление.
На начальном этапе изучения математики, особенно при освоении таблицы умножения, важно учитывать психологические и физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Использование игр на уроках математики помогает преодолеть трудности восприятия абстрактных числовых отношений и формирует у детей позитивное отношение к математике.
Роль игр в развитии математических навыков
Игры способствуют активизации познавательной деятельности, а также развивают у детей математическое мышление. Игровая форма позволяет учащимся:
Осваивать таблицу умножения в увлекательной форме;
Улучшать запоминание числовых комбинаций через повторение в игре;
Развивать навыки быстрого счета;
Повышать мотивацию к учебе.
Кроме того, через игры дети могут тренировать внимание, память, логику и даже навыки командной работы, если игра организована в группе.
Примеры игровых методов для изучения таблицы умножения
Игра «Математическое лото»
Цель игры: Закрепление знаний таблицы умножения и развитие быстрого счета.
Описание: Учитель подготавливает карточки с результатами умножения (ответы), которые раздаются ученикам. Затем учитель зачитывает примеры на умножение, и ученики должны найти ответ на своей карточке. Тот, кто первым закроет все числа на своей карточке, выигрывает.
Варианты игры: В зависимости от уровня подготовки класса можно усложнять задания, добавляя примеры с большими числами или задачами на логику.
Игра «Числовые пары»
Цель игры: Закрепить знание таблицы умножения через нахождение правильных пар чисел.
Описание: Учитель раздает карточки с примерами и результатами умножения. Задача детей — найти соответствующие пары: пример и его правильный ответ. Игра может проходить индивидуально, в парах или группах. Это позволяет развивать как индивидуальные навыки, так и навыки взаимодействия в коллективе.
Развитие навыков: Игра развивает память, внимание и способность быстро находить нужные комбинации чисел.
Игра «Математический бой»
Цель игры: Формирование навыков быстрого счета и умение мгновенно решать задачи на умножение.
Описание: Класс делится на две команды. Учитель зачитывает пример на умножение, и первый ученик, который правильно отвечает, приносит своей команде очко. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не наберет определенное количество очков.
Плюсы игры: Игра развивает соревновательный дух, помогает ученикам тренировать быстроту реакции и закреплять знания таблицы умножения в активной форме.
Игра «Кубик умножения»
Цель игры: Закрепить знание таблицы умножения через игру с кубиком.
Описание: Учитель подготавливает специальный кубик, на гранях которого написаны примеры умножения. Ученики по очереди бросают кубик и должны дать правильный ответ на выпавший пример. Если ученик ответил правильно, он получает очко.
Варианты игры: Можно использовать два кубика: на одном — числа, на другом — множители. Ученики будут умножать выпавшие значения. Игра тренирует внимательность, реакцию и способствует запоминанию таблицы умножения.
Игра «Умножение на время»
Цель игры: Развитие навыков быстрого счета и запоминания числовых комбинаций.
Описание: Ученикам дается определенное количество примеров на умножение, которые они должны решить за ограниченное время. Побеждает тот, кто решит большее количество примеров правильно и за минимальное время.
Преимущества: Игра тренирует скорость счета, развивает чувство времени и умение концентрироваться на задаче.
Практические рекомендации для учителей
Чередование игр с другими формами работы: Не стоит превращать учебный процесс в сплошные игры, важно сохранять баланс между игровой деятельностью и традиционными методами обучения. Игры можно использовать для закрепления материала или для того, чтобы разнообразить уроки.
Индивидуализация процесса обучения: Важно учитывать уровень подготовки каждого ученика и подбирать игры, которые будут соответствовать его возможностям. Для слабых учеников можно использовать более простые задания, для сильных — более сложные.
Использование игры для мотивации: Игры помогают создать позитивную учебную атмосферу, мотивируют детей к выполнению учебных задач. Можно поощрять активных учеников небольшими наградами или баллами за правильные ответы.
Командные игры: Командные игры способствуют развитию навыков работы в коллективе, помогают детям научиться взаимодействовать, а также улучшают коммуникацию и взаимопомощь в учебе.
Повторение через игру: Повторение — ключ к успешному запоминанию таблицы умножения. Игры позволяют многократно повторять материал в интересной и увлекательной форме, что значительно облегчает запоминание.
Игровые методы обучения являются эффективным инструментом при изучении таблицы умножения в начальной школе. Они помогают сделать учебный процесс более увлекательным и доступным для учеников, развивают математическое мышление и формируют у детей положительное отношение к учебе. Введение игр в образовательный процесс способствует улучшению познавательной активности и результативности обучения, что особенно важно в начальных классах, когда закладываются основы будущих учебных успехов.
Список литературы
Наумова Н.Н. Некоторые аспекты формирования вычислительных навыков табличного умножения и деления в начальной школе // Педагогическое искусство. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-formirovaniya-vychislitelnyh-navykov-tablichnogo-umnozheniya-i-deleniya-v-nachalnoy-shkole.
Туласынова Н.Ю., Старостина Л.М. Дидактические игры как средство развития логического мышления учащихся на уроках математики // МНИЖ. 2021. №12-3 (114). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-razvitiya-logicheskogo-myshleniya-uchaschihsya-na-urokah-matematiki.
Шилина Н.В., Нечаева Е.А. К вопросу изучения табличного умножения младшими школьниками // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. №3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-izucheniya-tablichnogo-umnozheniya-mladshimi-shkolnikami.