Название статьи:
Использование игр с моделированием в образовательной работе с дошкольниками с признаками одаренности | Ветлина Лариса Михайловна. Работа №222590
Дата публикации:
15.10.2019
Автор:
Ветлина Лариса Михайловна
Описание:
Автор: Ветлина Лариса Михайловна
один из игровых методов является игры с моделированием, содержание которых включает все необходимые условиядля интеллектуального развития старших дошкольников. игры предполагают построение моделей и воссоздание смоделированной ситуации в сюжетно - ролевой игре.
Ветлина Л.М.
МАДОУ Детский сад №2 Светлячок
Использование игр с моделированием в образовательной работе
с дошкольниками с признаками одаренности.
Одной из ведущих характеристик одаренности детей дошкольного возраста психологи определяют увлеченность ребенком содержанием предложенной задачи. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, а, в первую очередь, - интересом к содержанию.
Работая с детьми с признаками одаренности, мы пришли к выводу, что педагогу, прежде всего, необходимо самому тщательнее изучать индивидуальные особенности, особенности поведения каждого ребёнка; преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку осознание его незаурядных возможностей; уважать и обсуждать любую его идею, поверить в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым. Кроме того, подготавливаясь к занятиям с одаренными детьми, необходимо помнить о серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к воспитателю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности занятий.
Серьезные требования необходимо предъявлять к методике обучения. Одаренные дети требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию, поэтому центральной задачей воспитателя в подборе методов и приемов образовательной работы с одаренным ребёнком является ориентировка на привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
Развитие этого качества у дошкольников невозможно без углубленного решения задач интеллектуального развития, совершенствования познавательных способностей, воспитания рационального мышления (четкость, ясность, точность и др.), воспитания привычки к полноценной логической аргументации. Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность, мы активно используем игровые методы и приемы для того, чтобы заинтересовать, увлечь ребенка решением поставленной задачи.
Одним из таких методов являются игры с моделями, содержание которых включает все необходимые условия для интеллектуального развития старшего дошкольника. Игры предполагают построение моделей и воссоздание смоделированной ситуации в сюжетно-ролевой игре.
Например, мы предлагаем детям составить на листе бумаги при помощи геометрических фигур план комнаты для куклы. Дети с удовольствием продумывают каждую деталь интерьера, проигрывают воображаемые ситуации, которые связаны с определенной окружающей обстановкой. Можно услышать следующие рассуждения: Здесь, посередине будет стол, а вокруг много стульев; к Маше (кукле) придут гости, а она будет поить их чаем; чашки будут стоять здесь, в шкафу около окна.
Причем детям с признаками одаренности при составлении модели не требуется помощь взрослого. Они с удовольствием воссоздают по разработанному ими плану устройство дома из игрушечной мебели. Любят приглашать гостей на новоселье куклы и вносить коррективы в свой план, если увидят что-либо любопытное в игрушечной квартире, обустроенной другим ребенком.
Подобные игры с моделями могут быть и в Зоопарк, Парк динозавров, Город строителей.
Кроме игр с составлением модели, мы используем игры с конструированием по модели, с последующим развитием режиссерской или сюжетно-ролевой игры. Ребенку предлагается самому составить модель животного, нарисовав его карандашом. Рисунок ребенка носит схематичный характер и отражает наиболее характерные черты животного. По модели-рисунку ему предлагается собрать игрушку из конструктора. Задача сделать придуманного животного требует соблюдения определенных условий при составлении модели, элементы которой должны быть сопоставимы с деталями конструктора. Ребенку приходиться проявить интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску, выбирая деталь нужного размера, цвета, формы, рассчитывая надежность крепления деталей. Раз за разом, ошибаясь и исправляя собственные ошибки, ребенок находит нужное решение поставленной задачи, получая истинное удовлетворение от проделанной работы. Не вмешиваясь в процесс работы, мы стараемся воспитывать в ребенке привычку опираться на собственные силы, уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности.
После проделанной работы предлагаем ребенку пофантазировать и рассказать реальную или сказочную историю, произошедшую с животным.
Игры с моделями могут быть и настольными. Предлагаем ребенку нарисовать и оформить настольную игру. Разработанная заранее модель показывает, где будет дом путешественников, сколько шагов от их дома до леса, в котором можно заблудиться; где течет река, по которой на лодке можно будет спуститься вниз по течению и избежать множество ловушек; где будет засада разбойников или логово хищного зверя, около которого нельзя останавливаться фишке, а где спрятаны сокровища, которые путешественники должны непременно найти. Изготовляя по модели игру, ребенок строит домики и избушки из конструктора и ставит их на основу игры, рисует на этом листе реку, наклеивает на него деревья из бумаги, отмечает шаги, по которым будут идти путешественники по приказу кубика.
Изготовив самостоятельно настольную игру, ребенок с удовольствием приглашает поиграть в нее сверстников и взрослых, причем взаимодействие детей достаточное продолжительное (дети играют в нее гораздо охотнее, чем в игры заводского производства). Ребенок учится самостоятельно ставить задачи и принимать их от сверстников. В игре с моделями часто возникает ролевая беседа. Наличие стойкого познавательного интереса позволяет детям самостоятельно решать появляющиеся конфликты, находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, что положительно влияет на становление личности.
Предварительное продумывание замысла игры, воплощение его сначала в модельном, схематичном варианте, а потом с помощью реальных предметов позволяет зафиксировать идею (мысль) с помощью знаков перевести символы в реальные предметы. Решение этой сложной интеллектуальной задачи вызывает у детей большой интерес, что создает условия для саморазвития, самодвижения детского мышления.
"Человечество движется вперед благодаря избранным", - говорит Бине, поэтому обществу выгодно, чтобы избранные повсюду культивировались надлежащим образом. Ребёнок с высшими умственными способностями есть сила, которой нельзя дать погибнуть.
Литература
1. Леви В.. Нестандартный ребёнок - 2-е издание., дополнено и переработано - М.:Знание, 1988. - 234с.
2. Микляева Н.В., Ю.В. Микляева. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей. – М.: Айрис-пресс, 2006 – 224с.
3. Немов А.М. Организация общения с нестандартными детьми.// Начальная школа. 2002. - N1 - 54с.
4. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учебное пособие для студентов среднего специального учебного заведения.- М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2002.-573с
5. Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, - М.: Издательский центр "Академия", 2000.- 232с.
6. Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика Изд. 2-е пер., исправленное - М.: Издательство "Институт практической психологии" Воронеж: НПО "МоДЕК", 1998. - 64с.
7. Чечет В.В Умеем ли мы общаться с детьми? - мн.: Нар. асвета, 1983.-112с.
8. Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей. - М.: "Просвещение", учебная литература, 1996. - 136с.
Скачать работу
МАДОУ Детский сад №2 Светлячок
Использование игр с моделированием в образовательной работе
с дошкольниками с признаками одаренности.
Одной из ведущих характеристик одаренности детей дошкольного возраста психологи определяют увлеченность ребенком содержанием предложенной задачи. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, а, в первую очередь, - интересом к содержанию.
Работая с детьми с признаками одаренности, мы пришли к выводу, что педагогу, прежде всего, необходимо самому тщательнее изучать индивидуальные особенности, особенности поведения каждого ребёнка; преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку осознание его незаурядных возможностей; уважать и обсуждать любую его идею, поверить в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым. Кроме того, подготавливаясь к занятиям с одаренными детьми, необходимо помнить о серьёзной умственной нагрузке одарённого ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к воспитателю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности занятий.
Серьезные требования необходимо предъявлять к методике обучения. Одаренные дети требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к "уяснению для себя", экспериментированию, поэтому центральной задачей воспитателя в подборе методов и приемов образовательной работы с одаренным ребёнком является ориентировка на привитие вкуса к серьёзной творческой работе.
Развитие этого качества у дошкольников невозможно без углубленного решения задач интеллектуального развития, совершенствования познавательных способностей, воспитания рационального мышления (четкость, ясность, точность и др.), воспитания привычки к полноценной логической аргументации. Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность, мы активно используем игровые методы и приемы для того, чтобы заинтересовать, увлечь ребенка решением поставленной задачи.
Одним из таких методов являются игры с моделями, содержание которых включает все необходимые условия для интеллектуального развития старшего дошкольника. Игры предполагают построение моделей и воссоздание смоделированной ситуации в сюжетно-ролевой игре.
Например, мы предлагаем детям составить на листе бумаги при помощи геометрических фигур план комнаты для куклы. Дети с удовольствием продумывают каждую деталь интерьера, проигрывают воображаемые ситуации, которые связаны с определенной окружающей обстановкой. Можно услышать следующие рассуждения: Здесь, посередине будет стол, а вокруг много стульев; к Маше (кукле) придут гости, а она будет поить их чаем; чашки будут стоять здесь, в шкафу около окна.
Причем детям с признаками одаренности при составлении модели не требуется помощь взрослого. Они с удовольствием воссоздают по разработанному ими плану устройство дома из игрушечной мебели. Любят приглашать гостей на новоселье куклы и вносить коррективы в свой план, если увидят что-либо любопытное в игрушечной квартире, обустроенной другим ребенком.
Подобные игры с моделями могут быть и в Зоопарк, Парк динозавров, Город строителей.
Кроме игр с составлением модели, мы используем игры с конструированием по модели, с последующим развитием режиссерской или сюжетно-ролевой игры. Ребенку предлагается самому составить модель животного, нарисовав его карандашом. Рисунок ребенка носит схематичный характер и отражает наиболее характерные черты животного. По модели-рисунку ему предлагается собрать игрушку из конструктора. Задача сделать придуманного животного требует соблюдения определенных условий при составлении модели, элементы которой должны быть сопоставимы с деталями конструктора. Ребенку приходиться проявить интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску, выбирая деталь нужного размера, цвета, формы, рассчитывая надежность крепления деталей. Раз за разом, ошибаясь и исправляя собственные ошибки, ребенок находит нужное решение поставленной задачи, получая истинное удовлетворение от проделанной работы. Не вмешиваясь в процесс работы, мы стараемся воспитывать в ребенке привычку опираться на собственные силы, уверенность, базирующуюся на собственном сознании самоценности.
После проделанной работы предлагаем ребенку пофантазировать и рассказать реальную или сказочную историю, произошедшую с животным.
Игры с моделями могут быть и настольными. Предлагаем ребенку нарисовать и оформить настольную игру. Разработанная заранее модель показывает, где будет дом путешественников, сколько шагов от их дома до леса, в котором можно заблудиться; где течет река, по которой на лодке можно будет спуститься вниз по течению и избежать множество ловушек; где будет засада разбойников или логово хищного зверя, около которого нельзя останавливаться фишке, а где спрятаны сокровища, которые путешественники должны непременно найти. Изготовляя по модели игру, ребенок строит домики и избушки из конструктора и ставит их на основу игры, рисует на этом листе реку, наклеивает на него деревья из бумаги, отмечает шаги, по которым будут идти путешественники по приказу кубика.
Изготовив самостоятельно настольную игру, ребенок с удовольствием приглашает поиграть в нее сверстников и взрослых, причем взаимодействие детей достаточное продолжительное (дети играют в нее гораздо охотнее, чем в игры заводского производства). Ребенок учится самостоятельно ставить задачи и принимать их от сверстников. В игре с моделями часто возникает ролевая беседа. Наличие стойкого познавательного интереса позволяет детям самостоятельно решать появляющиеся конфликты, находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, что положительно влияет на становление личности.
Предварительное продумывание замысла игры, воплощение его сначала в модельном, схематичном варианте, а потом с помощью реальных предметов позволяет зафиксировать идею (мысль) с помощью знаков перевести символы в реальные предметы. Решение этой сложной интеллектуальной задачи вызывает у детей большой интерес, что создает условия для саморазвития, самодвижения детского мышления.
"Человечество движется вперед благодаря избранным", - говорит Бине, поэтому обществу выгодно, чтобы избранные повсюду культивировались надлежащим образом. Ребёнок с высшими умственными способностями есть сила, которой нельзя дать погибнуть.
Литература
1. Леви В.. Нестандартный ребёнок - 2-е издание., дополнено и переработано - М.:Знание, 1988. - 234с.
2. Микляева Н.В., Ю.В. Микляева. Управление образовательным процессом в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития детей. – М.: Айрис-пресс, 2006 – 224с.
3. Немов А.М. Организация общения с нестандартными детьми.// Начальная школа. 2002. - N1 - 54с.
4. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учебное пособие для студентов среднего специального учебного заведения.- М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2002.-573с
5. Савенков А.И. Одарённые дети в детском саду и школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, - М.: Издательский центр "Академия", 2000.- 232с.
6. Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика Изд. 2-е пер., исправленное - М.: Издательство "Институт практической психологии" Воронеж: НПО "МоДЕК", 1998. - 64с.
7. Чечет В.В Умеем ли мы общаться с детьми? - мн.: Нар. асвета, 1983.-112с.
8. Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей. - М.: "Просвещение", учебная литература, 1996. - 136с.