"Использование игровой технологии при ФЭМП у детей" | Ишмухаметова Татьяна Александровна. Работа №303575
Особая роль в развитии элементарных математических представлений принадлежит игровым технологиям. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых подвижных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к математике. Как писал М. В. Ломоносов: «Математику затем учить надо, что она в порядок ум приводит».
Цель: использование инновационной игровой технологии как метода и формы эффективной организации образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию математических представлений.
«Умение мыслить математически – одна из благороднейших способностей человека»
(Бернард Шоу)
Особая роль в развитии элементарных математических представлений принадлежит игровым технологиям. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых подвижных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес к математике. Как писал М. В. Ломоносов: «Математику затем учить надо, что она в порядок ум приводит».
Цель: использование инновационной игровой технологии как метода и формы эффективной организации образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию математических представлений.
Основные задачи:
Обучение ребенка доступным ему видом моделирования и формирования на этой основе математических представлений
(«геометрическая фигура», «величина», «число»).
Формирование общих приемов умственной деятельности
(классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, конкретизация).
Формирование и развитие пространственного мышления.
Формирование конструктивных умений и развитие на этой основе конструктивного мышления.
Формирование простейших графических умений и навыков.
Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
Формирование произвольности поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
Игровая деятельность направлена на развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста и имеет дальний «прицел», то есть те знания и умения, которые формируются у детей являются базой для выполнения заданий в следующих возрастных группах.
Применение игровой технологии обусловлено тем, что у детей младшего дошкольного возраста наглядно-действенное мышление, имеющее в своей основе развитую сенсорику, реализующуюся во время действий ребенка с разнообразными предметами, а ведущей деятельностью младших дошкольников является игровая.
Именно поэтому использование инновационной игровой технологии является эффективным способом реализации задач по развитию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста и полностью соответствует поставленной цели развития личности, реализуя тем самым государственные стандарты дошкольного образования.
Инновационная игровая технология используется в качестве как самостоятельной образовательной технологии, так и в качестве непосредственной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста и включает в себя достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных игр. Игровая технология построена как целостное образование и обхватывает ту часть образовательного процесса как развитие математических представлений младших дошкольников. В нее включены последовательно игры и игровые упражнения, направленные на развития зрительной и словестной памяти, на формирование концентрации и расширения объема внимания, на развитие восприятия и воображения, на формирование умения абстрагироваться, развитие умственных умений, таких как: обобщение, сравнение, анализа и синтеза, счета и количественных представлений.
В арсенале игровой технологии присутствуют игры, способствующие интеллектуальные способности, развивающие наблюдательность, укрепляющие волю и развивающие вариативное мышление.
Инновационная игровая технология - это игры, такие как: предметные развивающие игры Б.П. Никитина, логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера и тому подобные. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков. Развивающие игры, как элемент игровой технологии, дают возможность объединять один из основных принципов обучения «От простого к сложному» с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям. Используемые развивающие игры разнообразны по своему содержанию, они не терпят принуждения и в процессе образовательной деятельности создают атмосферу свободного творчества.
Использование игровой технологии дает возможность так организовать процесс образовательной деятельности, что она представляет собой систему специально подобранных развивающих, дидактических, познавательных игр и упражнений, которые во всем своем разнообразии исходят из общей идеи, обладают характерными особенностями и строятся, в основном, на действии детей с разнообразными предметами. Это дает возможность детям приобрести свой опыт освоения математических представлений.
Образовательная деятельность в форме игры интересна, занимательна, но не развлекательна. Игры, входящие в состав инновационной игровой технологии обладают существенным признаком - четко поставленной образовательной целью, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью. Игры, элементы, используемые в инновационной игровой технологии, придают образовательной задаче конкретный, актуальный смысл, что позволяет сделать более доступным решение сложных задач и способствует становлению осознанной, познавательной мотивации у детей дошкольного возраста.
Реализация игровой технологии, в процессе образовательной деятельности, происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой ситуации, образовательная деятельность подчинена правилам игры, материалы используются в качестве её средства, а в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, успешно выполненное задание связывается с игровым результатом.
Таким образом, использование игровой технологии на данном возрастном этапе, является введением детей в специально организованную ситуацию, которая образует в их восприятии ряд живых ассоциаций, имеющих в подтексте математическое содержание. Дети приобретают свой опыт познания с помощью наводящих вопросов. В процессе игры создаются ситуации, где ребенок сам находит решение.
Игровая технология обладает целеполаганием, планированием, реализацией цели, а так же анализом результатов, содержит четко обозначенную пошаговую систему игровых заданий и различных игр, что дает возможность уверенно сказать, что используя данную инновационную игровую технологию, в итоге получим гарантированный уровень усвоения детьми знаний по математическому развитию.