Использование игровых и сказочных техник для развития речевых и когнитивных навыков у детей | Тараканова Татьяна Викторовна. Работа №342534
Аннотация. В статье рассматривается роль игровых и сказочных техник в развитии речевых и когнитивных навыков у детей дошкольного возраста. Описаны методы и приемы использования сказок и игр для стимуляции речевого развития, обогащения словарного запаса и улучшения когнитивных функций, таких как внимание, память, мышление. Особое внимание уделено активной роли педагога и созданию условий, в которых обучение происходит естественным образом через взаимодействие с игровыми ситуациями и сюжетами сказок.
Ключевые слова: игровая деятельность, сказки, речевое развитие, когнитивные навыки, дошкольное образование, развитие мышления, память, речь.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ И СКАЗОЧНЫХ ТЕХНИК ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И КОГНИТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ
Тараканова Татьяна Викторовна, воспитатель
МАДОУ Детский сад № 56 "Колибри"
г. Балашиха
Аннотация. В статье рассматривается роль игровых и сказочных техник в развитии речевых и когнитивных навыков у детей дошкольного возраста. Описаны методы и приемы использования сказок и игр для стимуляции речевого развития, обогащения словарного запаса и улучшения когнитивных функций, таких как внимание, память, мышление. Особое внимание уделено активной роли педагога и созданию условий, в которых обучение происходит естественным образом через взаимодействие с игровыми ситуациями и сюжетами сказок.
Ключевые слова: игровая деятельность, сказки, речевое развитие, когнитивные навыки, дошкольное образование, развитие мышления, память, речь.
Развитие речи и когнитивных навыков у детей дошкольного возраста играет важную роль в их подготовке к дальнейшему обучению. Одним из эффективных инструментов для этого является использование игровых и сказочных техник. Сказки и игры стимулируют воображение, развивают навыки общения, помогают расширять словарный запас и улучшать когнитивные функции, такие как память, внимание и логическое мышление. Включение таких методов в образовательный процесс позволяет сделать обучение увлекательным и естественным для ребенка.
Сказка — это уникальный жанр, который сочетает в себе элементы культуры, морали и языка. Через образы, сюжеты и персонажи сказок дети учатся распознавать эмоции, понимать мотивы действий и анализировать происходящие события. В процессе работы со сказками у детей формируются различные речевые и когнитивные навыки. Сказки вводят детей в мир новых слов, которые они могут использовать в повседневной речи. Персонажи, действия и места из сказок расширяют кругозор ребенка. Пересказывая сказку, дошкольник учится строить логичные и последовательные высказывания, правильно использовать временные и причинно-следственные связи.
Воображение — это основа когнитивного развития, и сказки предоставляют детям возможность активно его использовать, представляя себя на месте героев, размышляя о различных сценариях развития сюжета.
Игра — естественная форма деятельности для ребенка, поэтому использование игровых техник на занятиях помогает сделать обучение более эффективным. Игры могут быть направлены на решение множества задач: от развития внимания и памяти до стимулирования речевой активности.
Игровые ситуации, в которых ребенок взаимодействует с предметами, персонажами или сверстниками, помогают ему активно использовать речь для выражения своих мыслей и эмоций. Некоторые примеры таких игр:
"Угадай, кто я". В этой игре один ребенок изображает героя сказки, а другие пытаются угадать, кто это, задавая вопросы. Такая игра способствует развитию умения формулировать вопросы и ответы, а также обогащает словарный запас.
"Придумай конец сказки". Ребенку предлагают придумать продолжение известной сказки, что способствует развитию связной речи, логического мышления и воображения.
Игровые методы также помогают развивать основные когнитивные функции — память, внимание, мышление. Например, "Найди отличия" или "Что изменилось?", где ребенок должен замечать детали и различия в изображениях или в окружающей обстановке. Такие активности улучшают наблюдательность и концентрацию внимания.
Оптимальный результат можно получить, комбинируя игровые и сказочные техники в образовательном процессе. Сочетание сказок и игр позволяет не только развивать речь и когнитивные навыки, но и усиливать интерес детей к обучению.
Использование ролевых игр, основанных на сказочных сюжетах, позволяет детям активно участвовать в процессе, используя речь для взаимодействия с другими участниками. Инсценировка сказки требует от ребенка запоминания сюжета, реплик и последовательности действий, что способствует развитию памяти и связной речи.
Сочинение собственных рассказов, как в групповом, так и в индивидуальном формате, стимулирует творческое мышление и развивает речь. Дети учатся структурировать текст, выбирать подходящие слова, выражать свои мысли и эмоции.
Игры, основанные на сюжете известных сказок, помогают детям глубже понять содержание произведения и одновременно развивать когнитивные навыки. Например, игра "Собери картину" на основе сюжета прочитанного произведения учит дошкольников анализировать последовательность событий и выстраивать логические связи между ними.
Педагог играет ключевую роль в создании условий для эффективного использования игровых и сказочных техник. Важно учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и уровень подготовки. Необходимо выбирать такой материал, который соответствуют возрасту и развитию детей, стимулируют их активность и заинтересованность. Важно, чтобы воспитанники чувствовали себя комфортно, участвовали в деятельности добровольно и с интересом. Педагог должен также отслеживать прогресс детей, корректировать и подбирать новые игры и сказки в зависимости от их потребностей и успехов.
Таким образом, использование игровых и сказочных техник в развитии речевых и когнитивных навыков у детей дошкольного возраста является эффективным и увлекательным способом обучения. Сказки позволяют обогащать словарный запас, развивать связную речь и воображение, а игровые методы помогают стимулировать когнитивные процессы, такие как память, внимание и логическое мышление. Успех применения этих техник зависит от активной роли педагога и способности создавать условия, в которых обучение становится увлекательным процессом.
Список литературы
Воскобович
В.В. Развивающие игры
Воскобовича
. – М.: Сфера, 2015. – 128 с.
Гербова
В.В. Занятия по развитию речи. – М.:
Мозайка
-Синтез, 2018. – 186 с.
Нищева
Н.В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2018. – 80 с.