Использование игровых методов в обучении детей с разными формами ОВЗ | Карачун Светлана Геннадьевна. Работа №354484
Аннотация. В статье рассматривается использование игровых методов в обучении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Раскрывается значимость игры как ведущей деятельности ребенка, описываются принципы и подходы к адаптации игр в зависимости от формы нарушения. Приводятся примеры игровых приемов, которые способствуют развитию социальных, когнитивных и сенсорных навыков. Особое внимание уделено созданию условий для инклюзии и эмоционального комфорта каждого ребенка.
Ключевые слова: игровые методы, дети с ОВЗ, адаптация игр, инклюзия, дошкольное образование, сенсорное развитие, когнитивные навыки.
Использование игровых методов в обучении детей
с разными формами ОВЗ
Карачун Светлана Геннадьевна, воспитатель
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение № 81
Центр развития ребенка - Детский сад Конек-Горбунок
Аннотация. В статье рассматривается использование игровых методов в обучении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Раскрывается значимость игры как ведущей деятельности ребенка, описываются принципы и подходы к адаптации игр в зависимости от формы нарушения. Приводятся примеры игровых приемов, которые способствуют развитию социальных, когнитивных и сенсорных навыков. Особое внимание уделено созданию условий для инклюзии и эмоционального комфорта каждого ребенка.
Ключевые слова: игровые методы, дети с ОВЗ, адаптация игр, инклюзия, дошкольное образование, сенсорное развитие, когнитивные навыки.
Игра является ключевым видом деятельности дошкольников, через который происходит их познание мира, развитие навыков общения и социализация. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) игра приобретает еще более важное значение, поскольку помогает компенсировать дефициты в развитии, улучшить когнитивные способности и адаптироваться в коллективе. Однако для достижения этих целей важно адаптировать игровые методы с учетом специфики нарушения ребенка.
При работе с детьми с разными формами ОВЗ воспитателю необходимо учитывать особенности каждой категории. Например, дети с нарушением зрения требуют игр, которые активизируют их слуховое и тактильное восприятие, а для детей с двигательными нарушениями подходят игры, стимулирующие моторику и координацию движений. Таким образом, применение игрового метода должно быть индивидуализированным, чтобы учесть не только диагноз ребенка, но и его интересы, способности и эмоциональное состояние.
Основным принципом организации игры для детей с ОВЗ является создание ситуации успеха. Это значит, что каждый ребенок должен почувствовать свою значимость и вклад в общий процесс. Например, в кооперативной игре, где дети собирают макет дома, ребенку с двигательными нарушениями можно поручить задачу размещать элементы на столе, а ребенку с речевыми нарушениями — называть цвета или формы. Таким образом, игра становится инструментом развития, а не источником фрустрации.
Для детей с нарушениями слуха хорошо подходят игры с визуальными элементами, такие как лото, пазлы или карточные игры с картинками. Также эффективны подвижные игры с использованием жестов и мимики, где ребенок должен объяснить слово без звуков. Для детей с расстройствами аутистического спектра важно предлагать структурированные игры с четкими правилами и предсказуемым сценарием. Например, сюжетно-ролевые игры, такие как «Магазин» или «Доктор», помогают ребенку понимать социальные роли и взаимодействовать с другими.
Особое место занимают сенсорные игры, которые способствуют развитию тактильного восприятия и моторики. Например, для детей с задержкой психического развития можно предложить игры с песком, водой или кинетическим пластилином. Простое задание — спрятать предметы в песке и предложить их найти — помогает развивать не только сенсорику, но и внимание.
Важной частью использования игровых методов является их инклюзивность. Это означает, что игра должна быть интересной и доступной для всех детей в группе, независимо от их возможностей. Например, в игре «Паровозик» каждый ребенок может выполнять свою роль: кто-то будет «вагончиком», передвигаясь в своем темпе, а кто-то — «машинистом», подавая звуковые сигналы. Такие игры помогают детям с ОВЗ чувствовать себя частью коллектива, развивают эмпатию и толерантность у их сверстников.
Для успешного применения игровых методов воспитатель должен проявлять гибкость и творческий подход. Если игра не вызывает интереса или оказывается слишком сложной, важно вовремя адаптировать правила или предложить альтернативу. Например, если в сюжетно-ролевой игре «Кафе» ребенок с речевыми нарушениями испытывает трудности с общением, можно использовать карточки с изображением еды для упрощения взаимодействия.
Особое внимание следует уделить созданию комфортной обстановки для игры. Это может быть сенсорная зона с мягкими модулями, настольные игры на уровне глаз ребенка или простая, но безопасная среда для подвижных игр. Важно исключить отвлекающие факторы и предусмотреть время для отдыха, если ребенок устал.
Игровые методы полезны не только для развития навыков, но и для формирования положительных эмоций. Например, проведение тематических игровых занятий, таких как «Путешествие на остров сокровищ», создает атмосферу увлеченности и мотивации. В такой игре дети могут решать задачи разной сложности: от поиска «ключа» до составления карты. Даже ребенок с серьезными ограничениями сможет участвовать, если задания адаптированы под его возможности.
Важной задачей воспитателя является привлечение родителей к процессу игры. Совместные мероприятия, такие как семейные квесты или праздники, позволяют родителям понять значимость игровой деятельности для развития ребенка с ОВЗ. Кроме того, такие мероприятия способствуют обмену опытом между семьями и формированию поддержки внутри коллектива.
Таким образом, использование игровых методов в обучении детей с ОВЗ требует профессионального мастерства, творческого подхода и глубокого понимания особенностей каждого ребенка. Игровая деятельность становится универсальным инструментом, который помогает не только развивать навыки, но и поддерживать эмоциональное благополучие, интеграцию в коллектив и уверенность в себе. Только через систематическую работу, внимательное отношение и сотрудничество с семьей можно раскрыть потенциал каждого ребенка и сделать процесс обучения увлекательным и эффективным.
Список литературы
Камнева
О. А., Ковалева И. В., Смагина Ю. В.,
Гусакова
Ю. В. Эффективное формирование игровых умений у особенных детей // КПЖ. 2020.
№4 (141). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnoe-formirovanie-igrovyh-umeniy-u-osobennyh-detey
Лыткина А.
В., Лыткина К.
А. Организация совместной работы логопеда и воспитателя ДОУ по развитию коммуникативной функции речи с помощью сюжетно-ролевой игры // Педагогический вестник.
2018. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-sovmestnoy-raboty-logopeda-i-vospitatelya-dou-po-razvitiyu-kommunikativnoy-funktsii-rechi-s-pomoschyu-syuzhetno
Остапчук
Л. В. Игровые методы как средство активизации познавательной активности
обучающихся
(из опыта работы) / Л. В.
Остапчук
. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1007-1009. — URL:
https://moluch.ru/archive/112/28234/
Ремезова
Л.
А. Проектирование социально-
педагогическтих
условий обеспечения социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в игровой деятельности // СНВ. 2014.
№1 (6). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-sotsialno-pedagogichesktih-
usloviy-obespecheniya-sotsializatsii-doshkolnikov-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami