Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование игровых педагогических технологий в воспитательном процессе начальной школы | Гаврилова Наталья Александровна. Работа №346356

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методы использования игровых педагогических технологий в воспитательном процессе начальной школы. Описаны основные виды игр, такие как дидактические, ролевые и сюжетно-ролевые, а также квесты и настольные игры. Особое внимание уделено роли воспитателя группы продлённого дня в организации игровой деятельности и создании благоприятных условий для всестороннего развития детей. Приведены примеры успешных игровых практик.

Ключевые слова: игровые технологии, воспитание, начальная школа, группа продленного дня, дидактические игры, ролевые игры, квесты, проектные игры.

Использование игровых педагогических технологий в воспитательном процессе начальной школы

 

Гаврилова Наталья Александровна, воспитатель

ГБОУ «Средняя школа №22 им. Маршала Сергеева г.о. Макеевка» ДНР

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы использования игровых педагогических технологий в воспитательном процессе начальной школы. Описаны основные виды игр, такие как дидактические, ролевые и сюжетно-ролевые, а также квесты и настольные игры. Особое внимание уделено роли воспитателя группы продлённого дня в организации игровой деятельности и создании благоприятных условий для всестороннего развития детей. Приведены примеры успешных игровых практик.

Ключевые слова: игровые технологии, воспитание, начальная школа, группа продленного дня, дидактические игры, ролевые игры, квесты, проектные игры.

 

Использование игровых педагогических технологий в воспитательном процессе начальной школы является важным компонентом современного образовательного подхода. Игровые формы обучения не только привлекают внимание детей, но и помогают им лучше усваивать информацию, развивают творческое мышление и коммуникативные навыки. Для воспитателя группы продлённого дня игровые технологии становятся особенно актуальными, так как они позволяют эффективно организовать внеурочную деятельность, поддерживая у детей интерес к обучению и развивая у них важные личностные качества.

Игровые педагогические технологии включают в себя разнообразные формы работы: от ролевых и сюжетно-ролевых игр до квестов, дидактических игр и игровых тренингов. Их использование позволяет создавать атмосферу, в которой дети могут легко включаться в учебный процесс, не ощущая давления или стресса. Важно, чтобы игровая деятельность была организована таким образом, чтобы каждый ребёнок мог активно участвовать, взаимодействовать с другими и получать положительный эмоциональный опыт от игры.

Одним из ключевых методов, который активно используется в воспитательном процессе, является дидактическая игра. Дидактические игры помогают детям закреплять пройденный материал, развивают их внимание, память и мышление. Например, игра «Кто быстрее» может помочь детям лучше запомнить таблицу умножения или правила русского языка. Воспитатель задаёт вопросы, а дети должны быстро и правильно на них ответить. Важно, чтобы игра была динамичной и не слишком долгой, чтобы поддерживать интерес детей и не перегружать их.

Сюжетно-ролевые игры — ещё один важный элемент игровых педагогических технологий. В таких играх дети могут примерить на себя разные роли, что развивает их воображение и помогает лучше осознать окружающий мир. Например, игра «Магазин» позволяет детям не только узнать больше о том, как устроены покупки и продажи, но и развивает навыки общения, учит основам математики (счёт, обмен), а также помогает осознать значимость честности и добросовестности. Важно, чтобы воспитатель поддерживал активное участие всех детей в игре, помогая им входить в разные роли и разрешая возникающие в процессе игры конфликты.

Ролевые игры, такие как «Полицейские и граждане», «Школа животных» или «Экспедиция в лес», помогают развивать не только социальные навыки, но и повышают уровень ответственности детей за свои действия, учат их работать в команде, принимать решения и планировать свои действия. Эти игры могут быть как краткосрочными, так и длительными, что даёт воспитателю возможность создавать многослойные сюжеты, включающие множество этапов, заданий и ролей для детей.

Квесты становятся всё более популярной формой игровой педагогики. В ходе квестов дети могут выполнять задания, решать головоломки, искать «подсказки» и идти к определённой цели. Воспитатель может организовать квест на определённую тему, например, «Поиски сокровищ» с заданиями по математике, окружающему миру и литературе. Детям нравится формат квестов, так как они создают атмосферу приключений, а задания позволяют развивать логику, смекалку и умение работать в группе.

Игровые педагогические технологии также включают в себя использование настольных игр, которые способствуют развитию логического мышления, стратегии, внимания и усидчивости. Например, игры типа «Монополия» или «Шахматы» учат детей не только правилам и стратегиям, но и терпению, умению ждать своей очереди и принимать поражения с достоинством. Настольные игры особенно эффективны для развития мелкой моторики и когнитивных навыков, а также способствуют укреплению дружеских связей между детьми, когда они играют в группе.

Игровые технологии позволяют воспитателю включать в процесс воспитания и образовательные элементы, которые не кажутся детям сложными или навязчивыми. Например, в ходе игры «Путешествие по планетам» дети могут узнавать интересные факты о космосе, закреплять знания по географии или даже тренировать навыки чтения и счета, не замечая, как это происходит. Важно, чтобы воспитатель использовал интегративный подход, объединяя игру с образовательными целями и личностным развитием детей.

Не менее важно то, что игровая деятельность способствует снижению психоэмоциональной нагрузки. В условиях, когда младшие школьники сталкиваются с необходимостью адаптации к новым условиям обучения, игра помогает снять напряжение, справиться с тревогой и стрессом, а также формирует позитивное отношение к учебному процессу. Игры, где присутствуют элементы соревнования, но без жёсткого акцента на победе, развивают у детей уверенность в своих силах и стремление к саморазвитию.

Примером успешного использования игровых технологий может стать проектная игра «Экологическая миссия», в которой дети делятся на команды и решают различные задачи, связанные с охраной природы: сортировка мусора, посадка растений, решение экологических задач. Такие проекты помогают детям не только узнать больше об окружающем мире, но и развить чувство ответственности за свою планету, а также учат их работать в команде, выстраивать коммуникацию и искать решения общих проблем.

Таким образом, использование игровых педагогических технологий в воспитательном процессе начальной школы является эффективным методом формирования у детей мотивации к учёбе, развития их интеллектуальных и личностных качеств. Воспитатель группы продлённого дня играет ключевую роль в этой работе, создавая условия для того, чтобы дети могли активно включаться в игровую деятельность, раскрывать свой потенциал и получать удовольствие от процесса обучения. Игровые технологии помогают создать благоприятную и позитивную атмосферу, способствуют социализации детей и формированию у них навыков, необходимых для успешного обучения и общения в коллективе.

 

 

Список литературы

Виттенбек

В.К.

, Кочергина

С.Г.

,

Мельцаев

Д.М.

П

едагогический инструментарий в подготовке педагога для современной начальной школы

// Проблемы современного педагогического образования. 2023. №79-3.

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-instrumentariy-v-podgotovke-pedagoga-dlya-sovremennoy-nachalnoy-shkoly

Мнацаканян

С.В.

Использование компьютерных игровых технологий в формировании коммуникативных умений младших школьников // Концепт. 2022.

№7. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kompyuternyh-igrovyh-tehnologiy-v-formirovanii-kommunikativnyh-umeniy-mladshih-shkolnikov

Муромцева, О. В. Игровые технологии в начальной школе / О. В. Муромцева. —

Текст :

непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1252-1254. — URL:

https://moluch.ru/archive/114/29765/

Харабаджах

М.Н.

И

гровые технологии в учебно-воспитательном процессе начального образования

// Педагогический вестник. 2020.

№12. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-tehnologii-v-uchebno-vospitatelnom-protsesse-nachalnogo-obrazovaniya

Харабаджах

М.Н.

М

етодические особенности применения информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы

// Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-2.

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-osobennosti-primeneniya-informatsionno-kommunikativnyh-tehnologiy-v-uchebno-vospitatelnom-protsesse-nachalnoy-shkoly

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×