Использование игровых пособий в обучении детей дошкольного возраста. | Соколова Юлия Владимировна. Работа №340760
В дошкольном образовании также имеют место занятия, направленные на развитие математических способностей у малышей. Разнообразные методики для раннего развития ребенка не только развивают математичесие способности, но и прививают детям любовь к счету.
Использование игровых пособий в обучении детей дошкольного возраста.
Палочки Кюизенера
В дошкольном образовании также имеют место занятия, направленные на развитие математических способностей у малышей. Разнообразные методики для раннего развития ребенка не только развивают математические способности, но и прививают детям любовь к счету.
Палочки Кюизенера – это не обычные счетные палочки, как можно подумать. Это уникальный многофункциональный материал, с помощью которого можно не просто учить дошкольников счету и азам математики, но также и разносторонне развивать личность ребенка. Использование палочек Кюизенера положительно влияет на развитие и мелкой моторики, и памяти, и усидчивости, и внимания детей, способствует развитию воображения, мышления и фантазии детей. При этом развивающие палочки можно использовать не только как самостоятельный обучающий инструмент, но и как дополнительный инструмент к основной методике развития детей дошкольного возраста.
Джордж Кюизенер – педагог бельгийского происхождения, автор уникальной, неповторимой методики развития детей младшего возраста. Основным контингентом его учеников были дети младшего школьного возраста. Именно это и способствовало тому, что Кюизенер создал свою авторскую методику, и получившую впоследствии название «Палочек Кюизенера».
Особенности методики «Палочки Кюизенера»
Стандартный набор «Палочек Кюизенера» состоит из 116 палочек прямоугольной формы и разных цветов. Длина каждой из палочек варьируется от одного до десяти сантиметров. Самая длинная палочка имеет значение «десять», а самая короткая – значение «один».
Само игровое пособие очень яркое и красочное и состоит из большого количества игровых заданий и упражнений.
Также не просто так выбраны и цвета палочек. Именно благодаря выделению цветов и длин палочек дети в процессе манипуляций начинают осознавать, что числа являются результатом счета и измерений. А также дети осваивают способы познания и сопоставления разнообразных объектов по ширине, высоте и длине. Иными словами, используя математические палочки Джорджа Кюизенера детей довольно легко привести к пониманию таких отношений, как длинный - короткий, правый - левый, больше - меньше, одинаковый - разный, высокий - низкий и так далее.
С какого возраста можно использовать «Палочки Кюизенера»? Сам Джордж Кюизенер рекомендовал начинать занятия с палочками уже с одного года, но он также особенно подчеркивал, что игры с палочками будут интересны как совсем маленьким детям, так и школьникам в возрасте от восьми до девяти лет.
Игровые занятия по методу Джорджа Кюизенера условно можно разделить на два этапа:
1 Этап. Игровой – математические палочки применяются в виде «материала» или «инструмента» для игр (ребенок играет с ними словно с самыми обыкновенными строительными кубиками или мозаикой, он может строить из палочек лесенки или выкладывать разнообразные фигуры). В таком игровом процессе у детей развивается зрительное восприятие, а также интенсивно задействуется мелкая моторика. Кроме того, давая комментарии во время игры ребенка, взрослые помогают ему знакомиться с цветами и размерами палочек.
2 Этап. Обучающий – на данном этапе палочки выступают в роли универсального математического пособия, которое позволяет наглядно сформировать у детей понятие числовой последовательности и состава числа.
Выбор упражнений с использованием математических палочек Кюизенера обязательно должен осуществляться с учетом уровня развития и возможностей ребенка, а также его интереса к выполнению тех или иных заданий. Например, для детей 2-4 лет можно предложить задания в игровой мотивирующей форме: построить лестницу, починить домик и так далее. Для детишек чуть старше уже можно выбирать задачи в виде конкурса или соревнования, например, кто быстрее построит пешеходный переход или лабиринт; кто первым найдет необходимое число и так далее.
Занятия по методике Джорджа Кюизенера очень облегчают и дополняют разнообразные специальные пособия с яркими рисунками- схемами, которые предназначены для детей самых разных возрастов и уровней развития. Такие дополнительные материалы легко можно найти практически в любом магазине игрушек или печатной продукции.
Недостатки методики Джорджа Кюизенера
Можно сказать, что почти все специалисты утверждают, что у методики, созданной Джорджем Кюизером, нет недостатков. И действительно, на данный момент это игровое пособие является одним из наиболее хороших, эффективных и действенных пособий, которые позволяют с самого раннего возраста прививать детям любовь к математике
Но, тем не менее, везде можно найти какой-либо, даже самый крохотный недостаток. В случае с «Палочками Кюизенера» таким «недостатком» стало то, что эффект от занятий будет достигнут только при 4 регулярном их проведении, а также при условии того, что с ребенком обязательно будет заниматься взрослый. Только при выполнении этих условий проведение занятий с палочками Кюизенера будет действительно результативно.
Как уже было сказано ранее, одной из наиболее важных и первостепенных задач подготовки детей к обучению в школе является развитие логического мышления и познавательных способностей детей, а также формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков.
Именно поэтому на своевременном этапе обучения очень важно научить детей не только считать, решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение оперировать предметами, знаками и символами. Поэтому очень важная роль отводится инновационным дидактическим средствам. Но для наиболее эффективного использования той или иной методики необходимо также знать цели и задачи ее применения.
Жизнь дошкольника - это игра, поэтому формирование знаний, умений и навыков следует использовать именно в этих видах деятельности. Известно, что приобретение знаний в разных условиях делает их более прочными. Обучение наиболее продуктивно, если оно сочетается с игровой деятельностью. Играя дети незаметно для себя учатся складывать числа, считать, сравнивать, анализировать, ориентироваться в пространстве, решать логические задачи;
- Активизируется процесс мышления, нацеливающий на самостоятельный поиск решения поставленных задач;
- Абстрактное мышление у дошкольников ещё не сформировано, поэтому важен наглядный рабочий материал. Разнообразие пособий, яркость красок увлекают детей, стимулируют активность и желание работать.
Математические палочки как дидактический материал вполне соответствуют специфике и особенностям математических представлений дошкольников, а также и уровню развития их мышления.
Известно, что чем лучше у ребенка развита мелкая моторика рук, тем быстрее он начинает говорить, тем успешнее продвигается в своем развитии. «Палочки Кюизенера» позволяют упражнять кисти рук и направляют на активизацию тонких движений пальцев. Играя с палочками, дети с раннего возраста учатся ориентироваться на плоскости, различать и правильно называть не только основные цвета, но и оттенки, правильно определять фигуры и их размеры, знакомятся с разнообразными эталонами.