Использование игровых приемов на занятиях по рисованию в ДОУ | Испирян Аида Альбертовна. Работа №349388
Аннотация. В статье рассматриваются методические аспекты использования игровых приемов на занятиях рисованием в детском саду. Игровая деятельность способствует вовлечению детей в процесс создания художественных образов, стимулирует развитие их воображения, наблюдательности и мелкой моторики. Автор акцентирует внимание на роли воспитателя в управлении игровой активностью детей и приводит примеры эффективных игр и методов, которые помогут повысить интерес детей к изобразительной деятельности, укрепить их уверенность в себе и развить творческие способности.
Ключевые слова: игровая деятельность, рисование, дошкольники, творческое развитие, вовлеченность, мотивация, воображение, эстетическое восприятие.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСОВАНИЮ В ДОУ
Испирян Аида Альбертовна, воспитатель
МБДОУ Детский сад №28 «Радуга» с. Гайкодзор
Аннотация. В статье рассматриваются методические аспекты использования игровых приемов на занятиях рисованием в детском саду. Игровая деятельность способствует вовлечению детей в процесс создания художественных образов, стимулирует развитие их воображения, наблюдательности и мелкой моторики. Автор акцентирует внимание на роли воспитателя в управлении игровой активностью детей и приводит примеры эффективных игр и методов, которые помогут повысить интерес детей к изобразительной деятельности, укрепить их уверенность в себе и развить творческие способности.
Ключевые слова: игровая деятельность, рисование, дошкольники, творческое развитие, вовлеченность, мотивация, воображение, эстетическое восприятие.
Игровая деятельность играет значимую роль в жизни дошкольников и их познавательном развитии, а занятия рисованием являются одним из важных элементов для раскрытия их творческого потенциала. Совмещение этих двух направлений позволяет создать увлекательный и полезный для детей процесс, в котором они могут одновременно изучать мир и самовыражаться. Воспитатели, которые используют игровые приемы на занятиях рисованием, помогают детям глубже понять изобразительное искусство, развить эстетическое восприятие и навыки креативного мышления. Игра в контексте изобразительной деятельности позволяет интегрировать несколько целей: вовлеченность, обучение и удовольствие от процесса, что особенно важно для дошкольного возраста.
Основная цель использования игровых методов на занятиях рисованием — это поддержка естественного стремления ребенка к исследованию, творчеству и познанию. Дети, участвующие в творческих играх, не боятся ошибаться, проявляют инициативу и учатся принимать самостоятельные решения. Процесс творчества, связанный с рисованием, нередко вызывает у дошкольников сложности, например, связанные с неуверенностью в своих возможностях или с боязнью не справиться с задачей. В игровых ситуациях дети чувствуют себя свободнее, что способствует повышению их уверенности в себе и формирует позитивный настрой на изобразительную деятельность.
Игровые приемы в изобразительной деятельности можно разделить на несколько категорий в зависимости от их направленности и целей. Важно отметить, что игровые приемы стимулируют детей к осмысленной работе с художественными материалами и мотивируют к раскрытию творческих способностей. Примером таких приемов могут служить сюжетные игры, которые позволяют детям погружаться в вымышленный мир и осваивать различные техники рисования через игру. Например, воспитатель предлагает детям представить себя художниками, создающими картины для волшебного леса. Детям предлагается выбрать персонажа и создать его образ, передав атмосферу и эмоции через цвет и форму. Этот прием помогает дошкольникам не только освоить основные принципы рисования, но и погрузиться в сюжет, активно используя фантазию.
Еще одним распространенным приемом является игра «Волшебная кисточка», в которой детям дается особая задача: рисовать предметы или героев, будто их кисточка обладает волшебными свойствами. Например, детям можно предложить «волшебную» кисть, с помощью которой они могут оживлять растения или превращать обычные фигуры в волшебных животных. Такое взаимодействие с художественным процессом помогает детям представить себе разные текстуры и формы, поддерживает их желание экспериментировать с цветами, разными линиями и формами.
Для формирования у детей интереса к композиции и элементам изобразительной грамотности могут использоваться игры-упражнения, направленные на развитие наблюдательности и внимательности к деталям. Например, игра «Найди и нарисуй» предлагает детям рассмотреть заранее подготовленное изображение, запомнить его и попытаться нарисовать с добавлением собственных элементов. Эта игра помогает детям учиться анализировать изображение и добавлять собственное видение, что укрепляет навыки композиции и развивает наблюдательность.
Игровая деятельность также эффективно используется для освоения техник работы с цветом. В игре «Художник-исследователь» воспитатель предлагает детям «путешествие» в страну Красок, где каждый цвет обладает особенными свойствами и «характером». В процессе игры дети экспериментируют с сочетанием цветов, пробуют разные оттенки, смешивают краски, открывая для себя многообразие цветовых решений. Через игру дошкольники получают возможность развить эстетическое восприятие цвета, научиться сочетать разные оттенки и понимать значение колорита. Кроме того, такие игровые практики способствуют развитию мелкой моторики, так как дети учатся уверенно и точно работать с кистями и другими инструментами для рисования.
Эффективной игровой техникой является работа с образами и метафорами, что помогает детям переосмысливать повседневные явления и выражать их в рисунках. Например, при изучении природы можно предложить детям «нарисовать ветер» или «изобразить шум моря». Этот подход позволяет детям создавать абстрактные образы, формируя у них умение передавать эмоциональное состояние через линии, штрихи и цвет. Воспитатель в данном случае помогает детям интерпретировать увиденное и придать рисунку особое значение, что развивает у них эмоциональное восприятие и способность к символическому мышлению.
Важным элементом в процессе игровых занятий является личное участие воспитателя, который становится не просто наблюдателем, но и активным участником творческого процесса. Воспитатель может присоединиться к игре, предложить свои идеи, поддержать и вдохновить детей. Например, воспитатель может сам «превратиться» в сказочного персонажа, художника или героя, который сопровождает детей в их творческих поисках. Это не только помогает создать особую атмосферу на занятии, но и делает воспитателя образцом для подражания, стимулируя интерес и мотивацию детей.
Таким образом, использование игровых приемов на занятиях рисованием создает благоприятные условия для развития у дошкольников уверенности в своих творческих способностях, креативного мышления и эстетического восприятия. Игровая деятельность позволяет детям осваивать новые техники, разрабатывать собственные образы и идеи, экспериментировать и получать удовольствие от процесса творчества. Воспитатель, используя игровые приемы, создает не просто учебное занятие, а увлекательное путешествие в мир искусства, где каждый ребенок может почувствовать себя настоящим художником, свободно выражающим свои эмоции и фантазии.
Список литературы
1. Галкина Е. М. Использование игровых методов и приемов в ДОО / Е. М. Галкина, Л. А. Кирпичева, Г. Н. Кочешкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 4-7.
2. Золотухина А. В. Игровые методы в обучении детей технике рисования / А. В. Золотухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 45 (335). — С. 243-245.