"Использование игровых приёмов в обучении школьников" | Ставинская Ольга Геогиевна. Работа №304931
Игра в обучении – это целостный комплекс методов и приемов, направленных на активизацию знаний обучающихся. За счет затрагивания различных сфер деятельности игровая деятельность позволяет решить большинство метапредметных задач. В структуру организации урока с использованием игровых приемов входят целеполагание, планирование, реализация цели и анализ полученных результатов, что отвечает основным требованиям ФГОС в адрес учителя. Используя игровые приемы обучения, учитель берет во внимание интересы обучающихся, организуя на их основе весь процесс обучения на уроке. Основное преимущество игровой ситуации на уроке – это максимальное приближение искусственной ситуации к естественным условиям реальной жизни.
Использование игровых приёмов в обучении школьников
Ставинская Ольга Георгиевна
МБОУ «СОШ № 37»,
г. Белгород
Согласно образовательному документу – федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее – ФГОС НОО), в основе процесса обучения школьников лежит системно-деятельностный подход, реализация которого требует применения соответствующего методического обеспечения. Перед методистами стал вопрос о разработке таких технологий обучения, которые будут отвечать требованиям образовательного стандарта второго поколения. Как правило, эта задача находит решение за счет применения в процессе обучения активных и интерактивных методов и приемов. Одним из таких методически продуктивных элементов стали игровые приемы обучения [1].
Несмотря на то, что игра прежде рассматривалась преимущественно как развлечение, в законе «Об образовании в Российской Федерации» игровым приемам отвели немаловажную роль в формировании познавательных, творческих, методологических качеств личности обучающихся [2].
Для начала нужно определить, что такое игра и откуда она берет свои истоки, как реализовывается в качестве игровых приемов.
По терминологии, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. С точки зрения педагогики, игра – это естественный для детей, но при этом довольно эффективный способ обучения [7].
Игра реализуется в системе обучения как технология, метод и прием. Мы же более подробнее будем рассматривать игровые приемы, т.к. это непосредственно связано с терминологией нашей темы исследования.
История реализации игры как обучающего компонента уходит глубоко в древность, беря начало с рождения самого понятия и принципа передачи навыков и умений от человека к человеку. Первые упоминания относятся к древним школам Афин VI-IV веков до н.э., когда использовался принцип агностики (состязания) во всех на тот момент сферах обучения: гимнастики, риторика, музыка, танцы.
Видоизмененные игровые методы и приемы принимались в Х веке на уроках риторики, когда обучение в основном было рутинным и полностью пассивным. В это время игра имела вид современной дискуссии, когда обучающиеся использовали в основном словесные приемы: пересказ, цитирование на память, импровизации, комментирование.
Более современное отношение и роль в обучении игровые ситуации стали приобретать в период Возрождения и Реформации. Роль в этом сыграли такие видные деятели, как Т. Компанелла и Ф. Рабле, которые придерживались принципа постановки образовательного процесса с использованием различных методов и приемов обучения, ставя упор на игровые приемы, что разнообразило бы рутину обучения.
В XVII веке особое внимание организации игровой деятельности уделял великий педагог-реформатор Ян Амос Каменский. Он определял игровые приемы как ведущие приемы обучения, призывая все школы перейти на обучение с упором на игру. Этой же точки зрения придерживался Джон Локк, Жан-Жак Руссо.
Современный вид игровая технология приобрела в момент распространения использования деловых игр, что стало основой разработки большого количества методов и приемов, в совокупности получивших название методов активного обучения. Первооткрывателем разработки и реализации игры в отечественной практике стал М.М. Бирштейн в 1932 году. Этот пример использования игровых приемов быстро приобрел популярность, но в 1938 году игровая деятельность как научное явление в педагогике наряду с большинством научных разработок была запрещена.
К теме использования игровых приемов в обучении снова возник интерес лишь в 1960-е годы, придя в советскую педагогику как веяние из США в разработках Ф. Грея, К. Гринбалта, Р. Дьюка [6].
В XXI веке роль игровых приемов в свете разработки современного образовательного стандарта приобретает большее значение. Так как в современном образовании упор делается на активизацию знаний и самостоятельную деятельность обучающихся, то игровые приемы, исходящие из игровой концепции, реализуются следующим образом:
- в качестве самостоятельной технологии;
- как элемент педагогической технологии;
- в качестве части урока (и его формы);
- во внеклассной работе [3].
В структуру организации урока с использованием игровых приемов входят целеполагание, планирование, реализация цели и анализ полученных результатов, что отвечает основным требованиям ФГОС в адрес учителя. Используя игровые приемы обучения, учитель берет во внимание интересы обучающихся, организуя на их основе весь процесс обучения на уроке. При этом важно отметить, что реализация игровых приемов на современном уроке считается эффективным методом обучения за счет ненавязчивости обучающимся, элементов соревновательности, что дает возможность самоутвердиться и самореализоваться. Основное преимущество игровой ситуации на уроке – это максимальное приближение искусственной ситуации к естественным условиям реальной жизни [4].
Исходя из вышесказанного, целями применения игрового приема на уроке для обучающихся являются:
- развитие мышления;
- повышение интереса к изучению предмета;
- обеспечение формированию личностных качеств обучающихся;
- способствование коммуникативных способностей;
- привитие доброжелательности и активности в «повседневной»
жизни.
Реализация игровых приемов в ходе образовательного процесса происходит по следующим принципам:
1. Постановка дидактических целей перед обучающимися в виде игровой задачи.
2. Построение учебной деятельности на уроке в соответствии с поставленными игровыми правилами.
3. Прогнозирование выполнения дидактических заданий в связи с планируемым игровым результатом [5].
В связи с многообразием игровых приемов неоднократно были предприняты попытки классификаций педагогических игр. В основном, большинство педагогов склоняются к обобщенной системе классификации игр (и, соответственно, игровых приемов):
1. По виду деятельности:
- физические (двигательные),
- интеллектуальные (умственные),
- трудовые,
- социальные
- психологические.
2. По характеру педагогического процесса:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
3. По характеру игровой методики:
- предметные,
- сюжетные,
- ролевые,
- деловые,
- имитационные,
- игры-драматизации.
4. По предметной области: игры по всем школьным дисциплинам.
5. По игровой среде:
- игры с предметами и без предметов,
- настольные,
- комнатные, уличные, на местности;
- компьютерные и с ТСО,
- с разными средствами передвижения.
6. По организации контроля:
- игры с готовыми «жесткими» правилами;
- игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий;
- игры, в которых наличествует и свободная игровая стихия, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что игра в обучении – это целостный комплекс методов и приемов, направленных на активизацию знаний обучающихся. За счет затрагивания различных сфер деятельности игровая деятельность позволяет решить большинство метапредметных задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приказ
Минпросвещения
России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ
(статья 48, п.4,5).
Григорьев, И. С. Игровые технологии в дополнительном образовании // Молодой ученый.
–
Москва, 2018. С. 1-3.
Игровые технологии нового поколения. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https
://
infourok
.
ru
/
igrovie
-
tehnologii
-
novogo
-
pokoleniya
-1302454.
html
(дата обращения: 10.08
.2022).
Капитонов АЛ. Организационно-
деятельностная
игра в школе // Школьные технологии. 2020. № 2. С. 25-29.
Селевко
, Г.К. Современные образовательные технологии /
Г.К.
Селевко
. – Москва: Народное образование, 2017. 167 с.
Шмалов
, С.А. Игры учащихся – феномен культуры /
С.А.
Шмалов
. – Москва: Новая школа, 2018. 97 с.