Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование игровых технологий как инструмента развития креативного мышления | Пряничникова Елена Сергеевна. Работа №351618

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Дети располагают значительными резервами развития. Очень важно их своевременное выявление и эффективное использование. В школьном возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов: внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь. Большую роль в развитии учащихся среднего школьного возраста играет фантазия и воображение. Наиболее благоприятные условия для развития креативности можно наблюдать в сфере дополнительного образования, где одной из главных задач педагога является создание условий для развития креативного потенциала учащихся.

Исходя из необходимости развития креативности школьников, возникла необходимость анализа и определения специальных педагогических условий для развития креативности школьников. Мною обозначена проблема: может ли, образование, как определенная система, оказать существенное влияние на процесс развития креативности, учащихся среднего школьного возраста при наличии соответствующих условий. А именно: создание и реализация системы занятий с применением игровых технологий, обеспечивающей творческое развитие учащихся.

Тема практико-значимой работы:

«Использование игровых технологий как инструмента развития креативного мышления»

ВВЕДЕНИЕ

Дети располагают значительными резервами развития. Очень важно их своевременное выявление и эффективное использование. В школьном возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов: внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь. Большую роль в развитии учащихся среднего школьного возраста играет фантазия и воображение. Наиболее благоприятные условия для развития креативности можно наблюдать в сфере дополнительного образования, где одной из главных задач педагога является создание условий для развития креативного потенциала учащихся.

Исходя из необходимости развития креативности школьников, возникла необходимость анализа и определения специальных педагогических условий для развития креативности школьников. Мною обозначена проблема: может ли, образование, как определенная система, оказать существенное влияние на процесс развития креативности, учащихся среднего школьного возраста при наличии соответствующих условий. А именно: создание и реализация системы занятий с применением игровых технологий, обеспечивающей творческое развитие учащихся.

 

Актуальность

Актуальность выбранной мной темы обусловлена значимостью развития креативности у школьников в подготовке их к жизни в современных условиях, а также необходимостью организации развивающей работы в этом направлении.

В последние годы отмечается резкое возрастание интереса и признание необходимости развития творческого потенциала у подрастающего поколения. Педагогов и родителей волнуют вопросы: "Как своевременно заметить и оценить первые признаки творческого потенциала маленького человека?". Ведь в большинстве школ и дошкольных учреждений, несмотря на актуальность проблемы, не занимаются развитием творчества. В связи с ускорением научно-технического прогресса, стремительном нарастании наших познаний о мире и необходимости овладевать ими, возникла необходимость повышения интеллектуального и творческого потенциала учащихся. Основной целью образования является подготовка подрастающего поколения к будущему. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Творчество играет очень важную роль в жизни каждого человека. Воображение и фантазия помогают людям и в отношениях, и в работе, но что самое главное – творческие люди умеют выражать свою индивидуальность, что помогает достичь успеха в любом деле.

Детское творчество — это своеобразная самостоятельная сфера духовной жизни. В детском творчестве происходит самовыражение и самоутверждение ребенка, ярко раскрывается его индивидуальность. К проблеме развития креативности педагоги-психологи обращались во все времена. Это говорит о том, что каждая эпоха кроме традиционных подходов использует особые, отражающие именно её особенности установке, взгляды, приемы и методы.

Несмотря на то, что в школе начинается новый возрастной период в жизни ребенка, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность, игра в школьном возрасте продолжает занимать второе место после учебной деятельности и существенно влиять на развитие учащихся. Важно, чтобы учащиеся были обеспечены достаточным количеством развивающих игр в школе и во внеурочное время. В творческих объединениях учащимся предоставляется возможность участия в различных видах деятельности, открывая ему простор для выполнения различных социальных ролей, включая его в многообразные отношения с окружающим миром, на занятиях в творческих объединениях учащиеся не только удовлетворяют, но и развивают свои потребности и интересы.

Большой интерес для школьников представляют игры, заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими людьми. Участие учащихся в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые им могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, выбору альтернатив.

Целью работы является: определение педагогических условий развития креативности школьников в условиях образования.

Объект работы - развитие креативности школьников.

Предмет работы - процесс развития креативности школьников.

Обозначив проблему развития креативности у школьников, я предположила, что эффективность развития креативности зависит как от особенностей ребенка (его интереса к занятиям, проявлению инициативы, проявлению воображения), так и от профессиональных и личностных качеств педагога. Следовательно, при целенаправленной работе, занятия с использованием игровых технологий могут выступать в качестве средства развития креативности у школьников.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой опыта были определены следующие задачи:

1. Выявить сущность креативности учащихся школьного возраста (ее критерии, показатели).

2. Раскрыть возможности развития креативности учащихся школьного возраста в процессе образования.

3. Выявить условия, способствующие развитию креативности (разработка и реализация формирующего этапа опыта).

4. Проверить на опыте работы эффективность предложенных условий.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Ведущей педагогической идеей является разработка и реализация системы занятий по развитию креативности школьников в условиях образования, посредством введения таких педагогических технологий как игровые. Считаю, что своевременное развитие креативности школьников посредством развивающих занятий с применением игровых технологий в условиях образования является залогом воспитания активной, самостоятельной, инициативной, умеющей творчески применять имеющиеся знания в новой обстановке личности.

Творческий потенциал – это не только способность к созданию нового в науке или искусстве, но и нестандартность отношения к себе, своему труду, общению, взаимодействию с другими людьми, решению самых различных проблемных ситуаций и вообще к жизни в целом. Показателем творческого развития является креативность.

Креативность – комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Признаки креативности, признаваемые большинством авторов: наличие интеллектуальной творческой инициативы, своеобразная открытость опыту, чувствительность к новому, умение видеть и ставить проблемы и др.

Дж. Гилфорд разрабатывая свою модель интеллекта, выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное. Мышление первого типа называют «интеллектуальным», оно связано с решением задач, имеющих единственно правильный ответ. Мышление второго типа – дивергентное называют «креативным». Оно служит средством порождения оригинальных творческих идей. Оно допускает существование нескольких правильных ответов на один и тот же вопрос. Дж. Гилфорд выделил шесть параметров креативности:

способность к обнаружению и постановке проблем;

способность к генерированию большого числа идей;

гибкость – способность к продуцированию различных идей;

оригинальность – способность отвечать нестандартно;

способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.

Е. Торренс, изучая особенности одаренных людей, показал, что они чаще всего склонны к дивергентному мышлению, так как быстрее решают задачи с множеством вариантов ответов. Торренс считает, что интеллект и креативность образуют единый фактор, поэтому интеллект обеспечивает определенный, базовый уровень креативности, но не является единственным определяющим фактором развития креативности. Критерии и показатели развития креативности:

беглость мысли;

гибкость мысли;

оригинальность идеи;

разработанность идеи;

Чтобы диагностировать и систематически формировать творческую личность, необходимо знать ее особенности, творческие черты ее характера. Ученые-исследователи выделяют такие основные особенности творческой личности: смелость мысли, склонность к риску, фантазия, проблемное видение, умение мыслить, способность находить противоречие, умение переносить знания и опыт в новую ситуацию, независимость, альтернативность, гибкость мышления, способность к самоуправлению.

Некоторые педагоги-психологи выделяют такие черты творческой личности, как целостность воспринятого, сближение понятий, способность к предусмотрительности (логичность, творчество, критичность представления), движение речи, готовность к риску, склонность к игре, интуиция и подсознательная обработка информации и др.

Творческие способности личности – это синтез ее особенности и черт характера, которые характеризуют ступень их соответствия требованиям, определенного вида, учебно-творческой деятельности и которые обуславливают уровень результативности этой деятельности.

Школьникам изначально присуща талантливость. В психологических исследованиях высказываются различные точки зрения на детское творчество. Некоторые психологи считают, что все учащиеся от природы - художники, актёры, поэты. В игре, изобразительной деятельности самопроизвольно, независимо от воспитания и обучения проявляется творчество. Эта теория приводит к свободному воспитанию, к отрицанию роли знаний и умений в развитии творчества. Д.В. Менджерицкая выражает согласие с мнением А.А. Люблинской о том, что воображение школьников имеет творческий характер и потому развивается способность к творческой деятельности. Для этого требуется не только давать учащимся знания, но и воспитывать у них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целенаправленность. Д.В. Менджерицкая учитывает вывод Н.П. Сакулиной о том, что развитие творческих способностей в определенном виде деятельности влияет на общее развитие учащихся.

Проведённый анализ представленных характеристик позволил сформулировать понятие креативности как свойства личности. В ней выражается своеобразие личности, её творческие и интеллектуальные возможности, которые проявляются в новых комбинациях творческого воображения.

Реализация проблем творческого развития личности требуют разработки нового подхода, целью которого является не накопление знаний и умений, а постоянное обогащение творческим опытом и формирование механизма самоорганизации каждого учащегося.

Залогом успешного формирования творческой личности, является наличие нескольких составляющих интеллектуальной деятельности, направленной на усвоение чего-то принципиально нового:

высокого уровня сформулированности элементарных познавательных процессов;

высокого уровня активного мышления;

высокого уровня организованности и целенаправленности познавательных процессов.

Этого можно достичь с помощью внутреннего плана действий: планирования, анализа, рефлексии. Педагог должен направлять развитие ребенка по направлениям:

- ребенок познает, воспринимает и усваивает окружающее;

- ребенок влияет на окружающее;

- ребенок приобретает способность к ориентации и саморегуляции, у него формируется личностный подход к явлениям, среде, поведению.

Существуют критерии развития творческой активности учащихся и их проявления:

1) Мотивация (направленность личности). Ценностно-смысловое отношение учащегося к познавательной, практической (вокальной, концертной) коммуникативной деятельности.

2) Самостоятельность (самостоятельность в познавательной, коммуникативной (в поступках, отношениях с товарищами), продуктивной деятельности).

3) Удовлетворённость результатом деятельности (психологическое, социальное состояние на уровне мотивации и на уровне деятельности).

Проявление критериев:

1) Мотивация (старательность, добросовестность в работе; стремление к совершенствованию знаний и умений; творческое отношение к деятельности желание работать в коллективе; активное участие в коллективной деятельности; помощь товарищам; ответственность за общее дело выполнение требований педагога; доведение работы до конца; настойчивость в преодолении трудностей; стремление к самосовершенствованию и самоутверждению.

2) Самостоятельность (постановка цели; принятие решения; планирование; организованность; выбор путей достижения цели; интерес к процессу деятельности; достижение признания среди товарищей по объединению, друзей, одноклассников, педагогов, родителей; самооценка результатов).

 

3) Удовлетворённость достигнутыми результатами деятельности (доброжелательность в коллективе; адекватность самооценки социальная активность; групповая защищённость; поддержка в коллективе; творческая активность в деятельности; общественное признание: получение дипломов, грамот).

Необходимо уделить внимание и методам оценки уровня креативности школьников. Широко применяются тесты творческих способностей личности (тесты творческого мышления Торренса, тест дивергентного мышления Гилфорда, опросник креативности Джонсона, тест комплексной диагностики Вильямса, экспресс-метод Джозефа С. Рензулли и Роберта К. Хартмана).


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Обозначив проблему развития креативности у младших школьников, предположили, что эффективность развития креативности зависит как от особенностей ребенка (его интереса к занятиям, проявлению инициативы, проявлению воображения), так и от профессиональных и личностных качеств педагога. Следовательно, при целенаправленной работе, занятия с использованием игровых технологий могут выступать в качестве средства развития креативности у младших школьников.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой опыта были определены следующие задачи:

1. Выявить сущность креативности учащихся младшего школьного возраста (ее критерии, показатели).

2. Раскрыть возможности развития креативности учащихся младшего школьного возраста в процессе дополнительного образования.

3. Выявить условия, способствующие развитию креативности (разработка и реализация формирующего этапа опыта).

4. Проверить на опыте работы эффективность предложенных условий.

Мой опыт состоит из нескольких этапов:

- констатирующий (определение проблемы, изучение теоретической базы по данной теме, подбор диагностического материала для выявления уровня креативности, характеристика уровня развития креативности в группе на начало опыта, обоснование необходимости создания системы занятий с использованием элементов игротерапии по развитию креативности у младших школьников);

- формирующий.

Данные занятия способствуют развитию творческого потенциала учащихся, гармоничному развитию их личности и индивидуальности.

В процессе опытной работы, посредством игровых технологий решались следующие задачи:

развитие креативных способностей, учащихся;

развитие творческого воображения;

активизация ресурсных возможностей ребенка;

формирование навыков творческого саморазвития;

обогащение позитивного опыта совместной творческой деятельности учащихся;

обучение учащихся совместному поиску творческих решений в сложных ситуациях.

Эффективность формирующего этапа опыта подтверждена следующими диагностическими исследованиями, проведенными на начало и конец опытной работы:

- диагностика уровня креативности (тест творческого мышления П. Торренса, опросник Рензулли);

- диагностика личностного развития (методика Н. Кленовой)

На констатирующем этапе опыта все учащиеся на том или ином уровне проявляли творческую активность. При этом результаты диагностики на начальном этапе опытной работы показали, что творческая активность большинства учащихся группы характеризуется низким и средним уровнями ее форсированности, что предполагает огромные резервы для более интенсивного развития этого качества. Следует отметить, что не все учащиеся проявляли выраженный интерес к занятиям.

По результатам диагностики посредством краткого фигурного теста Торренса можно отметить, что показатели беглости и гибкости мысли у данных учащихся в пределах возрастной нормы. Показатели оригинальность идеи - в пределах возрастной нормы и в некоторых случаях выше нормы. Показатели разработанности идеи – в пределах возрастной нормы и в некоторых случаях ниже нормы.

Формирующий этап опытной работы включал в себя разработку и реализацию комплекса развивающих занятий для младших школьников по развитию креативности с применением игровых технологий и коллективной творческой деятельности.

На протяжении опытной работы с учащимися объединения «ХПИ» систематически проводились специально разработанные занятия.

Мною было определено, что формирующий этап опыта следует организовать, создавая такие педагогические условия:

систематически давать учащимся возможность использовать свои знания на практике;

способствовать самореализации, учащихся в различных видах игровой деятельности, поддерживать стремление к самовыражению;

способствовать формированию адекватной самооценки;

предоставлять возможности выбора;

поощрять исследовательскую деятельность учащихся в творческой игре;

игра должна быть не развлечением, а особым методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности;

применять игры, которые развивают творческое мышление и воображение;

использовать алгоритмы творческого мышления;

применять игровые приемы в форме

акрозагадок

, ребусов;

включать в занятия элементы тренинга и коллективную творческую деятельность.

Преимуществом метода игротерапии считаю то, что короткие сроки он позволяет добиваться конкретных и ощутимых результатов в личностном развитии, в повышении эффективности учебной деятельности и воспитательного процесса.

В своем опыте я придерживалась следующих аксиом, наиболее отвечающих специфике дополнительного образования детей:

Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

Взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше – это «что-то» нужно искать.

Неизбежность перемен: ни одно суждение о ребенке не может считаться окончательным.

Успех рождает успех. Основная задача – создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.

Результаты первичной диагностики и наблюдений определили для меня следующую методологическую основу опытной работы:

В разработанном и апробированном комплексе занятий по развитию креативности учащихся использовались некоторые алгоритмы активизации творческого мышления В.А. Бухвалова и следующие методы:

метод

Цель метода

Метод творческих преобразований

Формирование у младших школьников умения выделять разнообразные признаки объектов, производить группировку предметов по выявленным характеристикам, анализировать ситуации, посредством преобразующих вопросов.

Эвристические задачи

Развитие общеинтеллектуальных умений, вовлечение в творческую деятельность

Мозговой штурм

Формировать у детей умения давать большое количество идей в рамках заданной темы и побуждать выбирать оригинальное решение задачи.

Творческие задания (ребусы, головоломки, акрозагадки, звуковые ребусы и т. д.

Развитие творческого мышления, внимания, воображения

Метод фокальных объектов (МФО)

Сформировать умение подбирать нетипичные свойства предмету, представлять их и объяснять практическое назначение необычных свойств.

Синектика

Сформировать умение менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий.

Приемы типового фантазирования (ПТФ)

Формировать у детей умения делать фантастические преобразования как самого объекта, его свойств, составляющих, либо места функционирования, обитания, с помощью приемов, заданных педагогом или выбранных самим учащимся.

При использовании метода творческого преобразования можно использовать как таблицу преобразований, так и преобразующие вопросы В.А. Бухвалова.

Одним из эффективных средств развития творческого мышления являются эвристические задачи. Такие задачи требуют «открыть» (разработать) специфический способ достижения поставленной цели, точно и понятно описать его. Эвристические задачи вовлекают учащихся в творческую поисковую деятельность, содействуют развитию многих общеинтеллектуальных умений.

Решение эвристических задач требует умения работать с алгоритмами, т.е. планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий.

Система творческих заданий, существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. Важно, чтобы творческие задания носили и развивающий характер. Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности.

С большим удовольствием дети берутся за сочинение стихотворений, разгадыванию ребусов и головоломок. Ребусы – тот вид деятельности, где творчество близко соприкасается с игрой и даже переходит в игру, что характерно для детского возраста. Ребус способствует развитию воображения, остроумия, находчивости и других важных для учащихся личностных свойств. Итак, уроки творчества призваны сыграть немалую роль в творческом и общем развитии личности. Они не только оснащают человека знаниями, умениями и навыками, но и закладывают основы личности. Через творчество на уроках созидается и потенциальный слушатель, и развивается креативность ребенка.

Так же на занятиях мы использовали следующие нетрадиционные способы изобразительной деятельности:

рисунок своими руками (рисование пальцами и ладонями);

игры с кляксой (преобразование пятен-клякс в нужные реальные или фантастические образы);

монотипия (изображение, посредством симметричных отпечатков и дальнейшее преображение

полученного

);

изображение

набрызгом

(изображение способом разбрызгивания капель краски щеткой или стекой);

рисование по мятой бумаге;

коллаж (сочетание техник аппликации и рисования).

Рисование для младшего школьника — это своего рода игра. Они с удовольствием и интересом выводят на бумаге разные линии, точки, штрихи. В процессе рисования возникают образы, а образы — это фантазия.

Нестандартные приёмы изобразительной деятельности увлекают детей, являются отличным стимулом для творчества.

В процессе работы на занятиях создавались такие игровые ситуации, в которых у учащихся появлялась необходимость в творческих поисках решения проблем, а также создавались реальные возможности для развития креативности. Развитию рефлексии способствовало совместное обсуждение творческой деятельности, выполнения поставленных задач, в которых требовалось проявление фантазии и воображения.

По результатам итоговой диагностики (проведенной по той же схеме, как и на констатирующем этапе) можно отметить наличие положительной динамики исследуемых критериев. Сопоставление диагностических данных до и после опытной работы позволило сделать вывод о том, что уровень развития креативности существенно стал выше после проведенной работы по всем диагностическим методикам.

Динамика развития уровня креативности учащихся объединения ХПИ

Предложенная система работы по развитию креативности младших школьников оказалась достаточно эффективной. Применение комплекса занятий с использованием элементов игротерапии, способствовало тому, что у учащихся:

активизировались психические процессы: внимание, память, воображение;

повысились значения критериев творческого мышления;

повысился познавательный интерес;

повысился уровень креативности;

развились организационно-волевые и поведенческие личностные качества.

При включении в занятия элементов игротерапии, поведение учащихся качественно преобразилось. Они стали более заинтересованы в занятиях, проявляли творчество в создании игровых ситуаций. В результате занятий с использованием элементов игротерапии, средств амплификации изобразительной деятельности у учащихся повысилась познавательная активность. Дети с большим интересом, желанием принимали участие в других видах внеурочной деятельности. Воображение стало активнее, приобрело целенаправленный характер.

По данным методики Торренса можно сделать вывод, что у учащихся данной группы на конец опытной работы значительно возросли показатели оригинальности и гибкость мысли, разработанности идеи (по сравнению со средними показателями на начало опытной работы).

Динамика развития творческой активности учащихся объединения ХПИ

(фигурный тест Торренса)

Учащиеся перешли к более сложным способам решения задачи. Почти исчезли в рисунках ребят примитивные схематические изображения отдельных предметов, рисунки учащихся стали насыщаться самыми разнообразными деталями, в них вводились новые предметы, с помощью которых они строили целостный сюжет. Появились рисунки со способом «включения», когда заданный для дорисовывания предмет включался как отдельная деталь в сюжетный рисунок. Это говорит о повышении уровня творческого воображения учащихся данной группы, а это важное условие развития личности детей, их творческого потенциала, свободного выражения их индивидуальности. Положительная динамика личностного развития в процессе опыта отражена в сводной таблице.

Динамика развития личностных качеств, учащихся группы ХПИ

(методика Н. Кленовой)

Показатели

На начало эксперимента

На конец эксперимента

1. Организационно-волевые качества

 

 

Терпение

8,5

8,9

Воля

8,4

8,6

Самоконтроль

8,6

9,6

2. Ориентационные качества

 

 

Самооценка

8,9

9,8

Интерес к занятиям в детском объединении

8,8

10

3. Поведенческие качества

 

 

Конфликтность

8,4

10

Тип сотрудничества

8,5

10

Учащиеся стали более инициативны в общих делах ЦВР, в детском коллективе преобладает в большинстве доброжелательная обстановка, у учащихся стали более развиты организационно-волевые качества. Таким образом работа по данной технологии позволила содействовать личностному росту учащихся.

Опыт показывает, что развитию креативности способствуют:

творческие коллективные игры;

игры – ребусы и головоломки;

игровые задания в форме

акрозагадок

, акростихов;

игры и задачи на сообразительность (эвристические задачи);

творческие задания с использованием алгоритмов активизации творческого мышления;

амплификация изобразительной творческой деятельности;

психологические игры.

В опыте раскрыта сущность творческой активности младших школьников, выявлены компоненты креативности и определены уровни ее развития, определены и обоснованы психолого-педагогические условия, необходимые для развития креативности младших школьников.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мною систематизированы данные о структуре и критериях креативности, а также предложен конкретный путь развития креативности школьников – система занятий с применением игровых технологий, коллективные творческие задания, решения творческих задач.

В целом, результаты опыта показали, что применение игровых технологий в условиях образования в сочетании с эвристическими методами творческой деятельности оказали значительное влияние на развитие креативности школьников, а так же показана необходимость насыщения занятий не только различными видами активной творческой деятельности, посредством игровых технологий в условиях группового взаимодействия, но и обучения специальным способам и приемам решения творческих задач в проблемных ситуациях.

Практическая значимость моего опыта состоит в том, что разработанная система занятий с применением игровых технологий для развития креативности у детей школьного возраста может быть использован в работе учреждений образования, учреждений дополнительного образования детей, школ по развитию творческой активности учащихся и воспитанников, классными руководителями и педагогами-предметниками в школьной практике, на родительских собраниях, педагогических советах.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. М. Битянова. Бесполезное баловство? //Школьный психолог декабрь 2001 №46 // Г.В. Бурменский, В.М. Слуцкий /Одаренные дети/ М. Прогресс, 1991.
2. Богоявленска Д.Б, Психология творческих способностей. - М., 2002.

3. Ландау Э. Одарённость требует мужества: Психологическое сопровождение   одарённого   ребёнка / Э. Ландау; пер. с нем. -  М.: Академия, 2002. -144с.
4.  Лебедева Л.Д., Бибикова Н.В. Креативность школьников: контекст «развитие» / Н.В. Бибикова. - Ульяновск: УлГПУ, 2004. - 194 с.
5.  Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для вузов / Н.С. Лейтес. - М.: Академия, 2000. - 320 с.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×