Использование игровых технологий на уроках физической культуры | Максим Сергеевич Казанцев. Работа №351041. Номер работы: №351041
В статье рассматриваются вопросы применения игровых технологий на уроках физической культуры, влияние их на развитие физических качеств, воспитание морально-волевых качеств, а также интеллектуальное развитие школьников.. Игровые технологии используются для развития физических качеств, формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности школьников.
Средняя общеобразовательная школа № 53 имени 96-й танковой бригады Челябинского комсомола
РФ, Челябинск область, г. Челябинск, ул. Овчинникова, 4
Использование игровых технологий на уроках физической культуры
Разработчик:
Казанцев Максим Сергеевич,
учитель физической культуры,
МАОУ СОШ № 53 г. Челябинска
email: max29031995@yandex.ru
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения игровых технологий на уроках физической культуры, влияние их на развитие физических качеств, воспитание морально-волевых качеств, а также интеллектуальное развитие школьников. Игровые технологии используются для развития физических качеств, формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности школьников. Игры на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Они помогают повысить эмоциональность урока, делают процесс обучения радостным и способствуют желанию заниматься. Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к предмету: обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры, посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием
Актуальность исследования.
Игровой метод используется в процессе физического воспитания для комплексного улучшения движений, физических качеств, поскольку в игровом методе существуют благоприятные предпосылки для развития ловкости, силы, скорости, выносливости. При обучении с использованием игровой формы на уроке вводятся упражнения, которые носят конкурентный характер. В игровой форме проводятся подготовительные упражнения, вспомогательные игры и упражнения, в которых есть элементы соперничества. Вспомогательные игры включают в себя: простые, сложные, переходные и командные игры. Упражнения, выполненные в игровой форме - подвижные игры, игровые задачи, использование различных снарядов, стендов и т.д. различаются глубиной и универсальностью воздействия на физические качества участвующих. Такие мероприятия повышают интерес к спорту и физической культуре, стимулируют процесс усвоения методов отдельных элементов физических упражнений, способствуют преодолению трудностей в решении задач, возложенных на тех, кто участвует.
Игровой метод на уроках физического воспитания является одним из важных средств комплексного воспитания детей. Его характерной особенностью является сложность воздействия на организм и со всех сторон: игра одновременно осуществляет физическое, умственное, моральное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная активность и положительные эмоции, усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.
Неожиданные ситуации, возникающие в игре, обучают детей использовать приобретенные моторные навыки целесообразно. В подвижных играх созданы самые благоприятные условия для развития физических качеств младших школьников. Огромные возможности для совершенствования физических и функциональных возможностей учащихся, а также укрепления их здоровья, заложены в уроках физической культуры с преимущественным использованием подвижных игр.
В рамках реализации ФГОС приоритетной цель современного школьного образования - развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать иоценивать свои достижения, то есть формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать архитектором и строителем собственного образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).
Любая педагогическая технология, применяемая на уроках физической культуры, должна быть переосмыслена учителем иокрашена творческим, эмоциональным отношением ксвоему делу иискренней любовью кдетям.
В своей педагогической практике на уроках физической культуры вчасто применяются игровые технологии, поскольку эти технологии позволяют вестественной инепринужденной атмосфере формировать личностные, регулятивные, познавательные икоммуникативные УУД.
К современным педагогическим технологиям относятся множество технологий такие как:•коллективные способы обучения;• технологии личностно - ориентированного образования;• игровые технологии;• активные методы обучения;• проблемное обучение;• информационно-компьютерные технологии;• технология опережающего обучения с использованием опорных схем;• технология развивающего обучения;• метод проектов.
Рассмотрим игровые технологии
Подвижно - развивающие игры относятся к основным и распространенным формам детской игры. Их главный признак наличие активных двигательных действий: бег, прыжки, лазанье, метание мяча и т. д., благодаря чему они являются признанным средством и методом физического воспитания и развития.
Воспитательное значение подвижных игр не сводится к развитию только таких ценных качеств, как быстрота, ловкость, ловкость, сила, выносливость, гибкость и другие. Развиваются интеллектуальные качества: наблюдательность, логическое мышление, сообразительность, память и т. д. По своей природе игра ненавязчиво побуждает её участников глубже и полнее использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде, развивает мужество, решительность. Внимание, мышление, чувство коллективизма, ответственности, взаимовыручки.
В связи с этим подбираемые к урокам физической культуры и специально адаптированные к ним подвижные игры должны увлекательно помогать овладению или закреплению необходимых знаний, умений и навыков, а также способствовать и укреплению костно – мышечной системы и формированию правильной осанки занимающихся.
Играя в грамотно и планомерно подобранные преподавателем игры, ученики овладевают умениями быстрее и лучше мыслить, анализировать складывающуюся обстановку, принимать самостоятельные решения, укрепляют здоровье и совершенствуют функциональные возможности организма, осваивают актуальные способы физкультурной деятельности с общеприкладной и спортивно – рекреационной направленностью учебного предмета.
При организации подвижных игр необходимо тщательно следить за санитарно – гигиеническими условиями проводимых занятий, в частности за чистотой и температурой используемого помещения и воздуха. Не менее серьезное значение имеет чистота тела и одежды занимающихся. В процессе игры значительно повышается обмен веществ, в организме играющих, увеличиваются газообмен и теплоотдача, в связи с этим у учащихся необходимо воспитывать привычку систематически мыть руки и ноги, обтирать влажным полотенцем тело или облеваться водой с использованием общепринятых правил гигиены и закаливания организма водными процедурами.
Содержательная направленность практического использования игрового материала на уроках физической культуры заключается, прежде всего в следующем.
Если на проводимом уроке решается задача развития силы, то в него выгодно включать вспомогательные, подводящие игры, связанные кратковременными скоростно – силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним. Основные содержательные компоненты таких игр включают в себя различные перетягивания, отталкивания, удержания, выталкивания, элементы борьбы, тяжелой атлетики и т. д. Весьма эффективными для решения данной задачи оказываются также двигательные операции с доступными играющими отягощениями – наклоны, приседания, отжимания, подъемы, повороты, бег, вращения, или прыжки с посильным для них грузом. Сюда же следует отнести довольно полезные для силового развития занимающихся метания различных предметов на дальность.
Для развития быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые и тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, мгновенными задержками, бегом на короткие дистанции в кротчайший срок и другими двигательными актами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.
Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой.
Для развития выносливости надо находить игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры.
Подвижные игры лучше всего применять на уроке в тесной взаимосвязи с другими средствами физического воспитания, путем комплексного использования с общеразвивающими, подводящими упражнениями.
При использовании игровых технологий на уроках физической культуры можно придерживаться следующего алгоритма:
Выбор игры.Осуществляется исходя, прежде всего, из целей предстоящего урока, возрастных и учебных возможностей учащихся, их физической подготовленности.
Оборудование и оснащение игровой площадки. При планировании учебного занятия обязательно выбираю место для проведения игры и оборудование, которые должны соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным и удобным для учащихся.
Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. В предложение игры входит объяснение её правил и техники действий. Игру объясняю точно и кратко, непосредственно перед её началом. В объяснение входит название игры, её содержание и объяснение основных правил игры, в том числе роли играющих, объяснение игровых аксессуаров. Второстепенные правила объясняю по ходу игры.
Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. На уроках физической культуры при проведении игр разбиваю класс на команды, таким образом, чтобы группы были равными по физической подготовленности детей. Для игр, в которых требуются капитаны или водящие, учитываю, какая роль особенно полезна ученику. Так, например, чтобы роль позволяла неавторитетным укрепить авторитет, неактивным проявить активность, недисциплинированным стать организованным. Стараюсь следить за тем, чтобы не проявлялось зазнайство, превышение власти командных ролей над второстепенными.
Развитие игровой ситуации. При организации игр придерживаться следующих принципов:
принцип развития игровой динамики;
принцип поддержания игровой атмосферы;
принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;
принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.
Подведение итогов игры. В соответствии с указанными заранее правилами вмести с учащимися, подводим итог игры, определяем победителей, в качестве жюри привлекают детей, которые по состоянию здоровья не могут в данной игре принимать участие.
При проведении игр учитель должен ставить перед собой следующие задачи:
Опираться на достижения предыдущего возраста;
Стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;
Подготовить почву для последующего уровня физической подготовленности учащихся;
Ориентироваться на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности;
Главное, уважение к личности ребёнка, не убить интерес к работе, стремиться развивать его.
Игровой метод можно включать во все составные части урока:
1.Вводно-подготовительная часть урока
Продолжительность: 5 -10 минут.
Задачи:
- сообщить задачи и содержание урока, создать мотивационную поддержку предстоящей деятельности;
- организовать учащихся, настроить на сознательное, активное овладение учебно - игровым материалом;
- играми или игровыми упражнениями подготовить организм детей к предстоящим нагрузкам.
Используются игровые упражнения или игры, включающие в себя общеразвивающие упражнения и игры на внимание.
2.Основная часть урока
Продолжительность: 25-30 минут.
Задачи:
- сформировать двигательные умения и навыки;
- развить основные физические качества;
- решить оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи, стоящие на уроке.
Проведение основной части урока предполагает выполнение следующих простых методических правил:
- новые игры даем вначале, когда занимающиеся в состоянии воспринимать их содержание;
- более сложные по содержанию игры так же проводим в начале основной части урока;
- игры, требующие повышенного внимания, проводим перед играми, вызывающими сильное эмоциональное возбуждение;
- игры, имеющие высокую эмоциональную окраску, проводим в середине основной части урока, для того чтобы эмоциональное возбуждение, вызванное игрой, спало к концу урока;
- знакомые игры проводим в конце основной части занятия, поскольку усвоение их содержания не требует высокой концентрации внимания;
- после игры с высокой интенсивностью проводим игру с низкой или средней интенсивностью для того, чтобы дать играющим возможность восстановиться.
3.Заключительная часть урока
Продолжительность 3-5 минут.
Задачи:
- переход от состояния возбуждения к более спокойному состоянию;
- подведение итогов урока;
- сообщение домашнего задания.
В заключительной части урока используем спокойные игры, такие как:
Класс смирно!, Найди предмет, Что изменилось?.
В конце урока подводим итоги урока, укажите, как класс справился с
заданием, выясните, какие игры понравились больше всего и почему,
отмечаем возникшие в процессе игры трудности.
Пример методической разработки урока
Технологическая карта урока по физической культуре
в 5 классе с использованием игровых технологий из раздела Волейбол
Тема: Обучение техническим навыкам игры в волейбол
Цель урока:
-Обучение игре в волейбол посредством игровых технологий
- Укрепление здоровья;
- Развитие двигательных навыков и физических качеств посредством
подвижных игр;
Задачи урока:
Оздоровительные: формирование правильной осанки, мышечного корсета, способствование улучшению эмоциональному здоровью
Образовательные (предметные):
- Закрепление техники передачи и подачи мяча
- Закрепление понятия двигательных действий.
-Обучение самоконтролю
Развивающие (метапредметные):
-Формирование умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Развитие умения выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить.
- Формирование умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Воспитательные (личностные):
-Воспитание ценностного отношения к ЗОЖ, трудолюбия, волевых качеств.
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы взаимо-
действия
УУД
Виды контроля
Ориентировочно-мотивационный этап 13 мин
Вводная часть:
1.Построение. Приветствие.
2.Инструктаж по технике безопасности на уроках по волейболу
Все упражнения выполнять только по команде учителя. Инвентарь брать только с разрешения учителя. По команде учителя о прекращении упражнения остановиться и выслушать методические указания учителя. Во время занятий быть собранным, внимательным. При плохом самочувствии поставить учителя в известность.
Провести построение, проверить готовность к уроку, создать эмоциональный настрой к изучению материала.
Наводящими вопросами вывести на задачи урока.
Напомнить о правилах техники безопасности на уроках физической культуры во время урока.
рассказать о правильном дыхании во время выполнения упражнений.
Научить осуществлять самоконтроль по частоте сердечных сокращений (далее ЧСС)
Выполнить построение в шеренгу по одному.
Слушают наводящие вопросы учителя, отвечают.
Формулируют тему урока.
Отвечают для чего это нужно.
Замеряют ЧСС в спокойном состоянии
Фронталь-ная
Групповая
Умение проявлять внимательность и дисциплинированность.
Формирование представления о физической культуре как о средстве укрепления здоровья, извлекают необходимую информацию из рассказа учителя.
Формирование знаний о значении разминки.
Формирование умения реагировать на звуковые команды.
Самоконт-роль, текущий.
Подготовительная часть:
1.Строевые упражнения на месте.
2. Ходьба в строю в колонне по одному:
обычным шагом; строевым шагом; на носках, руки на поясе; на пятках, руки за головой; в полу приседе, руки на поясе; в полном приседе руки на колени.
3.Бег: медленный бег по залу.
Спец.- беговые упражнения: правым и левым боком приставными шагами, спиной вперед,с высоким подниманием бедра, с захлестом голени назад.
Восстановление дыхания.
4. ОРУ в движении и на месте.
5. Подвижная игра
Третий лишний
Игроки становятся по кругу парами друг за другом. Расстояние одной пары от другой 1-1,5 м. Назначаются двое водящих. Один убегает, другой догоняет. Убегающий встает впереди любой пары, сзади стоящий игрок быстро убегает. Если догоняющий осалит убегающего, то сам теперь убегает и может встать впереди любой пары.
Дыхательные упражнения.
Подготовить организм занимающихся к работе в основной части урока.
Создать эмоциональный настрой к выполнению заданий.
Обращать внимание на правильное выполнение упр-й (положение рук, ног, обращать внимание на осанку)
Осуществить контроль за проведением ОРУ
Выполняют команды
Проводят комплекс упражнений.
Выполняют упражнения.
Контроль ЧСС
Умение сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения
Формирование способности отбирать физические упр. по их направленности и составлять из них индивидуальные комплексы
Умение технически правильно выполнять двигательные действия
Владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время занятия, умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения,
Уметь контролировать и оценивать свои действия. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.
Формирование представления о дыхательных упражнениях как о средстве укрепления здоровья
Текущий
Операционно-исполнительский этап 22 мин.
Основная часть:
1. Верхняя, нижняя передачи: со стеной, в парах, над собой.
2. Подача нижняя: со стеной, через сетку С3-6 метров.
3.Развитие силовых способностей:
- сгибание и разгибание туловища из положения лежа (пресс)
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание на коленях)
4. Спортивная игра с мячом по упрощённым правилам волейбола.
5.Упражнения на укрепление мышц спины.
Формулирует задание, осуществляет контроль.
Учитель показывает упражнение.
Все упражнения выполняются только по сигналу учителя.
Осуществляет страховку обучающихся.
Помогает учащимся корректировать и исправлять ошибки.
Учитель сам выдает необходимый инвентарь, контролирует технику безопасности.
Слушают, смотрят, выполняют упражнения.
Выполняют самостоятельно, в парах на гимнастических матах или скамье.
Принимают участие в подготовке и выдаче инвентаря, выявляют допущенные ошибки других учащихся.
Контроль ЧСС.
Групповая, индивид-дуальная
Регулятивные:адекватно воспринимают оценку учителя; осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ учителя или более подготовленного ученика.
Познавательные: Закрепление техники передач, подач.
Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы;
Выбирать более эффективные способы решения задач. Прогнозировать свою деятельность.
Текущий
Рефлексивно-оценочный этап 5 мин.
1.Упражнение на восстановление дыхания, растяжка лежа
2. Построение.
3. Викторина
Спортивная
Я его кручу рукой,И на шее, и ногой,И на талии кручу,И ронять я не хочу.
Всё лето стояли,Зимы ожидали.Дождались поры,Помчались с горы.
Во дворе есть стадион,Только очень скользкий он.Чтобы там как ветер мчаться,На коньках учись кататься.
Зеленый луг,Сто скамеек вокруг,От ворот до воротБойко бегает народ.На воротах этихРыбацкие сети.
Здесь команда побеждает,Если мячик не роняет.Он летит с подачи меткоНе в ворота, через сетку.И площадка, а не полеУ спортсменов в …
На квадратиках доскиКороли свели полки.Нет для боя у полковНи патронов, ни штыков.
На Олимпе в древнем миреГреки поднимали гири,Состязались в беге, силе,Тяжести переносили.И дарила им награды Летняя …
Наклонилась над рекой –Уговор у них такой:Обменяет ей рекаОкунька на червяка.
Палка в виде запятойГонит шайбу пред собой.
В этом спорте игрокиВсе ловки и высоки.Любят в мяч они игратьИ в кольцо его кидать.Мячик звонко бьет об пол,Значит, это …
4. Подведение итогов урока.
5. Объявление домашнего задания.
Организованный уход с урока.
Провести построение.
Отметить всех учеников. Желательно указывать только положительные моменты.
Дети анализируют и объективно оценивают результаты собственной деятельности.
Адекватно воспринимают оценку. Контроль ЧСС.
Фронтальная.
Формирование умения анализировать и объективно оценивать свои результаты, свою работу на уроке.
Текущий
- Формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Тип урока: Совершенствования
Метод проведения: групповой, индивидуальный.
Место проведения: спортивный зал.
Время урока: 40 мин.
Инвентарь: свисток, секундомер, мячи, скакалки Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры стало изменение отношения к предмету. Они является проверенным средством активизации двигательной деятельности на уроке физической культуры, за счёт подключения эмоций учащихся. Важным достоинством игрового метода является возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию помогает сделать занятия более интересными. Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использовались подвижные игры, посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием, а также умеют самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникин А. И., ТуркукновБ. И. Уроки футбола в V—XI кл. // Физическая культура в школе. — 2005. — № 5. — С. 17—21.
2. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед ин - тов. - М.: Просвещение, 19с.
3. Барков В. А. Педагогические исследования в физическом воспитании: Учебное пособие по курсу Основы НИР для студентов специальности п. 02.02. – Физическая культура. – Гродно, 1995. – 68 с.
4. Былеева Л. В., Коротков И. М., Яковлев В. Г. Подвижные игры: Учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн. - М.: Физкультура и спорт, 19с.
5. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
6. Годик М. А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.
7. Гужаловский А. А. Развитие двигательных качеств у школьников. – Мн.: Нар. асвета, 1978. – 88 с.: ил.
8. Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. - М., 19с.
9. Жуков М. Н. Подвижные игры: учеб. для пед. вузов / М. Н. Жуков. — М.: Издательский центр Академия, 2000. — 160 с.
10. Иванов В. С. Основы математической статистики: Учебн. пособие для институтов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 176 с.
11. Коджаспиров Ю. Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. 5 – 11 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 176 с.
12. Коротков И. М. Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: Физкультура и спорт, 19с.
13. Ланда Б. X. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие / Б. X. Ланда. — 2-е изд. — М.: Советский спорт, 2005. — 192 с.
14. Ломейко В. Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-X классах. – Мн.: Народная асвета, 1980. – 128 с.
15. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основы знаний: учеб. пособие / В. П. Лукьяненко. — М.: Советский спорт. — 2003. — 224 с.
16. Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В. И. Лях. — М.: Терра-Спорт, 2000. — 192 с.
17. Лях В. И. Координационные способности школьников. - Мн.: Полымя, 19с.