Использование игровых технологий в ФЭМП у детей младшего дошкольного возраста | Чеботько Ольга Владимировна. Работа №298026
Автор: Чеботько Ольга Владимировна
Педагогическая практика показала: успешное математическое образование дошкольников зависит не только от грамотно созданной предметно-развивающей среды, которая соответствует всем требованиям и функциям, её использования в повседневной деятельности детей, но и от организованной образовательной деятельности. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания - сделать образовательную деятельность по математическому образованию максимально эффективной для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребёнком максимально доступного ему объёма знаний и стимулировать поступательное развитие.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №13 «ИСКОРКА»
ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«ГОРОД ЛЮДИНОВО И ЛЮДИНОВСКИЙ РАЙОН» КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
249401 Калужская область, г. Людиново, ул. Маяковского, д.250 «А»
тел/факс (48444) 5-39-07
E-mail: niazova.iskorka13@yandex.ru
Контрольная работа
на тему:
«Использование игровых технологий в формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»
Выполнила: воспитатель
Чеботько О. В.
г. Людиново, 2022 г.
Содержание
Введение
Применение игровых приёмов в формировании элементарных математических представлений в деятельности младших дошкольников
Использование игровых приемов в образовательной деятельности младших дошкольников……………………………………………………..стр.4
Роль предметно-развивающей среды ………………………………………стр.6
Взаимодействие с семьёй……………………………………………………стр.8
Заключение Список используемой литературы
Введение
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, для успешного обучения в младших классах средней школы и для успешной адаптации детей к жизни в обществе.
Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности рассматривали многие прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они заботились об их использовании в жизни.
Многие видные психологи и педагоги (П. Я. Гальперин, А. Н. Леушина, Т.В. Тарунтаева) считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть математическими понятиями и представлениями.
Обучение математике не должно быть обязательно скучным занятием для ребенка. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому основная задача педагогов и родителей сделать так, чтобы дошкольнику было интересно заниматься математикой. Тогда маленькие непоседы и сами не заметят, как войдут в удивительный мир математических знаний.
Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных игр, игровых приемов и упражнений. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игровые упражнения, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит и успешным.
Следовательно, одной из важнейших задач педагогов и родителей – развивать у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
В связи с этим основной целью данной работы является анализ использования игровых приемов в математическом образовании детей дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели в данной работе, ставлю перед собой следующие задачи: - проанализировать роль игровых приемов, используемых в образовательной деятельности младших дошкольников; -охарактеризовать значение предметно-развивающей среды в математическом образовании дошкольника.
Использование игровых приемов в образовательной деятельности младших дошкольников
Педагогическая практика показала: успешное математическое образование дошкольников зависит не только от грамотно созданной предметно-развивающей среды, которая соответствует всем требованиям и функциям, её использования в повседневной деятельности детей, но и от организованной образовательной деятельности. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания - сделать образовательную деятельность по математическому образованию максимально эффективной для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребёнком максимально доступного ему объёма знаний и стимулировать поступательное развитие.
В организованной образовательной деятельности по математике я использовала следующие методы: словесный, наглядный и, конечно, игровой. И приёмы: рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы, ответы детей, образец, показ и использование наглядного и дидактического материала, дидактические игры и игровые упражнения.
Комплексное использование всех методов и приёмов, форм обучения помогает мне решить одну из главных задач – осуществлять математическое образование своих воспитанников и вывести развитие их умственных способностей на уровень, достаточный для успешного усвоения математики в школе. При подготовке и проведении деятельности по математическому образованию дошколят я всегда помню и учитываю возрастные и индивидуальные особенности каждого из воспитанников.
Безусловно, для детей младшего дошкольного возраста основная деятельность – игра. Исходя из этого, я строила свою совместную образовательную деятельность в игровой форме. Малыши – несмышленыши в этот момент даже и не догадывались, что участвуют в сложном процессе обучения. Вся деятельность для них была лишь игра, в которой главную роль я брала на себя, а они являлись основными участниками проводимого и в ту же очередь образовательного процесса. Всю свою образовательную деятельность организовывала так, чтобы по возможности в действии одновременно участвовали все дети, и им не приходилось ждать своей очереди. Проводила игры, связанные с активными движениями: ходьбой, бегом, элементарными упражнениями. Я не допускала, чтобы все используемые методы отвлекали малышей от главной, пусть ещё и элементарной математической работы.
Большую помощь в организации деятельности по формированию элементарных математических представлений оказывало создание игровой мотивации, т.е. использование знакомых детям персонажей, героев известных им литературных произведений, которые ставили перед детьми проблемные ситуации, предлагали найти и использовать в деятельности способы их решения, заставляли думать, сравнивать, анализировать. Вместе с моими воспитанниками мы помогли Колобку, Зайчонку, были героями сказки «Репка».
В своей практике широко использую дидактический материал. Упражнения с таким материалом, хотя и служат учебным целям, приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации.
Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение к математическому обучению малышей: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, неоднократное повторение игр, игровых упражнений в том же виде или с усложнением.
С целью развития у детей психических процессов, образовательной деятельности использовали различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур. Кроме того, предлагала задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определённой последовательности квадрат, большие и маленькие круги жёлтого и зелёного цвета. Постепенно задания усложнялись. Использование игровой мотивации поддерживало интерес у наших малышей, выполняя задания, они учились логически мыслить, сравнивать, рассуждать, отвечать на вопросы. У детей младшего дошкольного возраста ещё недостаточно сформирован словарный запас, поэтому наиболее сложным для малышей является отражение в речи математических связей и отношений, т. к. здесь требуется умение строить предложения. Для преодоления этих трудностей у своих дошколят, на начальном этапе обучения, предлагала образцы ответов, задавала вспомогательные вопросы. Таким образом, проводилась работа не только по активизации словарного запаса малышей, но и обогащение словаря математическими понятиями, что помогло в дальнейшем, в формировании грамматически правильной математической речи.
Систематическое последовательное проведение организованной образовательной деятельности по математическому образованию у детей младшего возраста в форме игры, с использованием игровых приёмов, решение игровых ситуаций имело положительный результат. У детей сформировались элементарные математические представления, соответствующие возрастным особенностям и программным требованиям.
На основе всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: использование игровых методов и приемов при формировании математических представлений зависит от возраста детей, уровня математического развития, индивидуальных особенностей каждого ребенка, а также от интеграции всех методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.
И вот первый учебный год позади. Вся проделанная в течение прошедшего года работа показала свои результаты: у детей сформировался интерес к играм математического содержания, они пытаются сравнивать, мыслить, рассуждать, свои знания используют в самостоятельной игровой деятельности. В общении друг с другом малыши стали более активны, раскрепощены. У детей сформировались необходимые качества, соответствующие возрастным особенностям. В настоящее время моим воспитанникам 4 года, а это значит, что мы уже на второй «ступеньке» дошкольного детства.
Для реализации задач математического образования в соответствии с программой, я продолжаю использовать в своей работе методы и приемы, которые уже доказали эффективность применения и дали положительные результаты, при этом делаю акцент на использование игровых приемов, создание игровых ситуаций.
Роль предметно-развивающей среды
Для закрепления, обобщения, обогащения, полученных в ходе образовательной деятельности, знаний большое значение играет окружающая среда. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.
Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. О значении предметно-развивающей среды писали и говорили многие педагоги и психологи. Хочется вспомнить слова Е. И. Тихеевой, которая говорила: «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы.
В процессе создании предметно-развивающей среды учитывались общие требования в соответствии с ФГОС ДО:
- соответствие возрастным особенностям детей и их потребностям;
- динамичность – статичность среды. Развивающая среда не может быть построена окончательно.
- функциональность предметов развивающей среды.
Создавая предметно-развивающую среду с учетом вышеперечисленных функциональных значений и требований, я не забывала, что знания, умения и навыки детей, полученные в организованной деятельности, находят закрепление в самостоятельной деятельности. В связи с этим для успешного математического образования детей своей группы был организован уголок занимательной математики. В этом уголке были помещены игры и пособия математического содержания:
- игра «Чудесный мешочек»;
- игры на соотнесение предметов, геометрических фигур по цвету, размеру и группировка их по 1-2 признакам;
- игры на раскладывание в ряд с чередованием геометрических фигур, предметов по размеру, цвету;
- нанизывание бус на шнур, чередование разного размера, формы;
- настольно-печатные игры с использованием специальных пособий на различение и называние геометрических фигур по цвету, размеру, форме (рамки-вкладыши);
- геометрическая мозаика;
- две-три матрешки;
- пирамидки из 3-4 колец одинакового и разного размера.
Мои малыши проявляли интерес к играм и пособиям, находящимся в уголке занимательной математики. Они с удовольствием сравнивали, исследовали, пытались делать простейшие выводы. А постепенная смена игр, знакомство с их правилами не только обогащали игровой опыт воспитанников, но и незаметно для них знакомили с «миром математики».
Большой интерес у моих воспитанников вызвали игры с конструктором, и в группе было отведено место для таких игр. Яркий, крупный материал увлекал малышей, развивая мышление, воображение, конструктивные способности, коммуникативные качества, закрепляя сенсорные эталоны.
В кукольном уголке, который оформлен в виде мини-квартиры со всеми необходимыми для этого атрибутами, были сосредоточены различные предметы быта: посуда, одежда, мебель. Я создавала игровые ситуации, целью которых было не только обогащение игрового опыта малышей, но и освоение ими математических представлений, формирование, соответствующих умений и навыков. Например, в игровых ситуациях использовались следующие тематические сюжеты: «Кукла Таня ходит» (большие и маленькие шаги), «Одень куклу на прогулку» (количество одежды, ее цвет), «Идем с мишкой на прогулку» (пространственная ориентировка), «Катаем зверей на машине» (понятия «один-много»).
Бесценными помощниками при формировании математических представлений дошкольников являются русские народные сказки и литературные произведения. Исходя из этого, в книжном уголке и уголке театрализованной деятельности, малыши имели возможность «общаться» с любимыми героями, персонажами знакомых произведений, расширяя в игровой форме полученные знания.
Герои сказки «Теремок» помогли нам закрепить количественный счет, представления о величине (размере героев). Используя прием наложения, я с детьми соотносила и сравнивала величину животных с размерами соответствующих стульев, чашек и кроватей в сказке «Три медведя». Сказка «Колобок» обобщила знания о геометрических фигурах и закрепила количественный счет.
Таким образом, содержание предметно-игровой среды позволило мне глубоко воздействовать на чувства ребенка, помогло запоминанию и пониманию математического материала, развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности, тренировке внимания и памяти.
Взаимодействие с семьёй
Как никогда актуальными в наше время стали слова В.А.Сухомлинского: «Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей». Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно, семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание полезных навыков и привычек будет очень затруднено. В условиях реализации ФГОС ДО, родители являются активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
С самого первого дня нам удалось заинтересовать их, увлечь нашими идеями, планами работы, «повернуть лицом» к жизни детей в детском саду, к детским проблемам.
Создание «единого» пространства для развития ребенка в семье и ДОУ, привлечение родителей к участию в воспитательном и образовательном процессе дошкольника – одна из главных задач, которая стояла перед нами.
Наша деятельность с детьми была открыта для родителей, они всегда были в курсе всех происходящих событий. Этому способствовало оформление информационных уголков, папок-передвижек. Внимание родителей привлекали такие рубрики, как «Это мы уже умеем…», «Мы усвоили…», «Нам предстоит узнать…». А содержание тематических стендов «Первые шаги в математику», «Играя-обучай», позволило родителям подробнее познакомиться с изучаемым материалом.
Заключение
В результате работы в группе был собран разнообразный материал для организации и проведения игр и игровых упражнений по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Оформлен математический уголок в группе для самостоятельной деятельности воспитанников и обогащена предметная среда современными дидактическими пособиями.
Широкое применение игровых технологий позволяет развивать математические способности у воспитанников в течение всего дня и делает занятия математикой увлекательными и любимыми. Проанализировав собственную систему мероприятий направленных на формирование математических представлений у младших дошкольников, мною установлено, что использование различных игровых форм обучения дошкольников математике помогает достичь успехов в формировании математических представлений у дошкольников.
В результате взаимодействия с семьёй, родители познакомились с разнообразными формами и методами работы по формированию элементарных математических представлений.
Результаты педагогического обследования говорят об эффективности использования игровых форм работы по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Список используемой литературы
Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? М.: Просвещение, 1991.
Ерофеева Т.И. Знакомство с математикой: методическое пособие для педагогов / Т.И. Ерофеева. М.: Просвещение, 2006.
Интернет-ресурсы
Корнеева Г., Родина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике // Дошкольное воспитание, 2000, № 3.
Математика от трех до семи /Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. СПб.: «Акцидент», 1998
Минкевич Л.В. «Математика в детском саду. 2-я младшая группа. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010
Михайлова З.А., Иоффе Э.Н. Математика от 3 до 7. М., 1997
Стожарова М.Ю. Математика - учимся играя/ М.Ю. Феникс, 2008
Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М.: Просвещение, 1988.
Фидлер М. Математика уже в детском саду. М.: Просвещение, 1981.