Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование игровых технологий в обучении информатике в старших классах | Шульженко Людмила Александровна. Работа №350444

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация.   В статье рассматривается важность и эффективность использования игровых технологий в обучении информатике в старших классах. Автор делится практическими примерами применения игровых подходов на уроках информатики для повышения мотивации и вовлеченности учащихся, а также для развития ключевых навыков, таких как логическое мышление, решение проблем, командная работа и креативность. Особое внимание уделяется методам геймификации, онлайн-платформам и образовательным играм, которые могут быть полезны для учителей информатики. 

Ключевые слова: игровая технология, геймификация, обучение информатике, старшие классы, образовательные игры, мотивация учащихся, интерактивные уроки.

Использование игровых технологий в обучении информатике в старших классах

 

Шульженко Людмила Александровна, учитель информатики

ГБОУ "СОШ ПГТ. КУЙБЫШЕВО"

 

Аннотация.   В статье рассматривается важность и эффективность использования игровых технологий в обучении информатике в старших классах. Автор делится практическими примерами применения игровых подходов на уроках информатики для повышения мотивации и вовлеченности учащихся, а также для развития ключевых навыков, таких как логическое мышление, решение проблем, командная работа и креативность. Особое внимание уделяется методам геймификации, онлайн-платформам и образовательным играм, которые могут быть полезны для учителей информатики.

Ключевые слова: игровая технология, геймификация, обучение информатике, старшие классы, образовательные игры, мотивация учащихся, интерактивные уроки.

 

Современные школьники, поглощенные множеством развлекательных и обучающих игр на цифровых платформах, нередко сталкиваются с трудностью восприятия традиционных методов обучения. Уроки информатики, с их акцентом на теоретический материал и решение задач, могут казаться слишком скучными и однообразными, особенно для старшеклассников, которые уже начали задумываться о своей профессиональной ориентации. В то же время именно для них важно развивать не только базовые знания в области компьютерных наук, но и гибкие навыки, такие как критическое мышление, умение работать в команде и способность решать нестандартные задачи. Одним из эффективных инструментов для решения этой задачи являются игровые технологии, которые помогают интегрировать обучение с развлечением и мотивируют учащихся на активное участие в процессе.

Геймификация в образовании — это использование элементов игр (правил, баллов, уровней, конкурсов) в процессе обучения. Это не значит, что весь учебный процесс превращается в игру, но за счет введения игровых элементов можно значительно повысить вовлеченность учеников, сделать занятия более динамичными и увлекательными.

Важнейшим аспектом геймификации является использование соревновательных элементов. Например, в ходе изучения алгоритмов можно предложить учащимся решить несколько задач за ограниченное время, при этом каждый ученик или команда получает баллы за правильные решения. Учитель может организовать турнир по решению задач, в котором каждый раз участники будут соревноваться за призовые места. Это помогает не только заинтересовать учеников, но и стимулирует их к более глубокому освоению материала.

Один из примеров геймификации — это использование платформы DiaClass, где учащиеся могут участвовать в викторинах, соревнуясь друг с другом за правильные ответы на вопросы, связанные с теорией или практическими задачами по информатике. Этот подход не только улучшает восприятие материала, но и дает возможность учителю моментально оценить уровень усвоения знаний каждым учеником.

Кроме общих игровых элементов, важную роль в преподавании информатики играют образовательные игры, которые способствуют освоению конкретных практических навыков. Например, программирование — это область, которая на первый взгляд может показаться сложной для школьников, особенно в старших классах, где требуется знание языков программирования и алгоритмов. Однако с помощью игровых приложений можно облегчить этот процесс и сделать его более увлекательным.

Одним из таких инструментов является Scratch, визуальная среда программирования, которая позволяет учащимся создавать свои собственные игры, анимации и проекты без необходимости писать сложный код. В этой среде ученики старших классов могут осваивать основы программирования, при этом работая над созданием интересных и визуально привлекательных проектов. Более того, создание игры в Scratch может стать хорошей практикой для интеграции теоретических знаний о алгоритмах и структурах данных.

Другим примером является платформа CodeCombat, которая позволяет учащимся изучать программирование через создание персонажей и прохождение уровней игры. На каждом уровне учащиеся должны писать код для того, чтобы персонажи выполняли определенные действия: нападали на врагов, решали задачи или преодолевали препятствия. Такая форма обучения стимулирует учеников к самостоятельному решению проблем и помогает лучше понять основы программирования через практическое применение.

Использование игровых технологий помогает не только в теоретическом освоении дисциплины, но и в решении практических задач. Например, для старшеклассников можно организовать серию заданий, где они будут работать в командах, решая задачи, связанные с реальными ситуациями. Учитель может разработать квест или симуляцию на основе программирования, в которых учащиеся должны будут решить задачу, чтобы продвинуться на следующий уровень. К примеру, при изучении алгоритмов сортировки можно предложить учащимся игру, в которой они должны отсортировать различные объекты или числа по определенным правилам, зарабатывая очки за время и эффективность выполнения задачи.

Важно, что такие игры помогают не только развивать навыки программирования, но и формируют умение работать в команде, принимать решения в условиях ограниченного времени и адаптироваться к новым ситуациям. Командные игры могут быть особенно полезны для развития критического мышления и учат учеников работать с разными точками зрения для решения одной задачи.

 

Множество онлайн-платформ предоставляет учителям уникальные возможности для создания индивидуализированных заданий для каждого ученика, а также для проведения онлайн-турниров и конкурсов. Такие платформы, как Codewars или LeetCode to Russian, предлагают задачи по программированию различной сложности, где учащиеся могут не только решать задачи, но и получать обратную связь от сообщества.

Для более увлекательного и вовлеченного подхода можно использовать платформы, которые включают элементы ролевых игр, такие как Tynker, где ученики, начиная с базовых знаний, могут создавать свои собственные проекты, проходить миссии и зарабатывать награды. Платформы этого типа позволяют ученикам не только изучать программирование, но и решать реальные задачи, моделируя различные профессиональные сценарии, такие как создание приложений, разработка игр или построение сайтов.

Использование игровых технологий в обучении информатике помогает сделать учебный процесс более динамичным и интересным, что особенно важно для старшеклассников, которые часто теряют интерес к традиционным методам обучения. Включение игровых элементов и образовательных игр способствует не только более глубокому усвоению материала, но и развивает такие важные навыки, как командная работа, решение проблем и креативное мышление. С помощью современных цифровых платформ и инструментов учителя могут создавать интерактивные и увлекательные уроки, которые мотивируют учащихся к активному обучению и подготовке к будущей профессиональной деятельности в области информационных технологий.

 

Список литературы

 

1. Багаева, М.А. Нестандартные уроки с применением информационных технологий / М.А. Багаева. – Москва: Планета, 2014 – 288 с.

2. Сиденко А. Г. «Использование стратегий геймификации для мотивации школьников обучению информатике» // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: «Информатика и информатизация образования». — 2020. — №1 (51). — С. 92–94.

3. Формирование творческих способностей обучающихся на уроках информатики. Сборник учебно-методических разработок для педагогов / Составитель: Нарышкина С.О. - г. Тында, 2024 г. – 36 стр.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×