Использование игровых технологий в работе учителя-дефектолога с воспитанниками с ОВЗ | Миллер Мария Андреевна. Работа №348655
Аннотация: В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-дефектолога с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Игровая деятельность занимает центральное место в обучении детей с особыми образовательными потребностями, способствуя развитию их познавательной активности, социально-коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы. Автором анализируются преимущества игровых технологий, их влияние на всестороннее развитие детей с ОВЗ и приводятся конкретные примеры их применения.
Ключевые слова: игровые технологии, дети с ОВЗ, учитель-дефектолог, коррекционная работа, развитие, дошкольное образование.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ВОСПИТАННИКАМИ С ОВЗ
Миллер Мария Андреевна, учитель-дефектолог
МАДОУ ПГО "Центр развития ребёнка - детский сад №70", г. Полевской
Аннотация: В статье рассматривается использование игровых технологий в работе учителя-дефектолога с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Игровая деятельность занимает центральное место в обучении детей с особыми образовательными потребностями, способствуя развитию их познавательной активности, социально-коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы. Автором анализируются преимущества игровых технологий, их влияние на всестороннее развитие детей с ОВЗ и приводятся конкретные примеры их применения.
Ключевые слова: игровые технологии, дети с ОВЗ, учитель-дефектолог, коррекционная работа, развитие, дошкольное образование.
Игровая деятельность является естественной и необходимой формой активности для детей дошкольного возраста. Именно через игру дети лучше всего воспринимают окружающий мир, развивают свои способности и навыки. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) игра становится еще более значимым инструментом в образовательном процессе, так как она позволяет учитывать их индивидуальные особенности и потребности, обеспечивая более мягкое и адаптивное включение в учебную деятельность.
Использование игровых технологий в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ становится одним из эффективных средств коррекционно-развивающего воздействия. Игры позволяют сделать образовательный процесс увлекательным, снижают уровень тревожности у детей, а также способствуют развитию познавательных процессов, таких как внимание, память, мышление и речь. Важно, что игровая форма обучения помогает детям с ОВЗ преодолевать свои страхи и затруднения, развивать уверенность в себе и улучшать коммуникативные навыки.
Одной из основных задач учителя-дефектолога является адаптация игровых технологий к особенностям развития каждого ребенка. Для этого специалист использует игры, направленные на развитие сенсомоторных навыков, зрительного и слухового восприятия, мелкой моторики, пространственного мышления, а также на формирование навыков взаимодействия с окружающими людьми. Игровая деятельность может включать как индивидуальные, так и групповые формы работы, что позволяет создавать ситуации, в которых дети учатся работать в коллективе, договариваться и решать совместные задачи.
Примером использования игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ может служить применение сенсорных игр. Эти игры направлены на развитие тактильных, зрительных и слуховых ощущений, что особенно важно для детей с нарушениями зрения, слуха или интеллектуального развития. В таких играх могут использоваться различные материалы, например, песок, вода, предметы с разной фактурой и формой. Сенсорные игры способствуют не только развитию восприятия, но и помогают детям осваивать новые понятия, развивать моторику и координацию движений.
Особое внимание учитель-дефектолог уделяет сюжетно-ролевым играм, которые стимулируют воображение и творческую активность детей. Сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать различные жизненные ситуации, в которых дети учатся взаимодействовать с окружающими, развивать речевые навыки, выражать эмоции и понимать действия других людей. Такие игры помогают детям с ОВЗ лучше адаптироваться к социальным условиям и подготовиться к дальнейшему обучению и жизни в обществе.
К примеру, игра "Магазин" может использоваться для развития речи и социальных навыков. В процессе игры дети учатся вести диалоги, расширяют словарный запас, получают навыки взаимодействия в коллективе, что особенно важно для детей с речевыми и коммуникативными нарушениями. Для детей с интеллектуальными нарушениями учитель-дефектолог может адаптировать сюжетные игры, используя простые и понятные роли, а также наглядные пособия, что облегчает процесс понимания и вовлеченности в игровую ситуацию.
Игровые технологии также оказывают положительное влияние на эмоционально-волевую сферу детей с ОВЗ. В процессе игры дети учатся управлять своими эмоциями, проявлять настойчивость и самостоятельность, что способствует их личностному развитию и укреплению уверенности в собственных силах. Например, в играх с правилами, где необходимо соблюдать определенные условия и ограничения, дети учатся следовать инструкциям, развивают самоконтроль и терпение.
Одним из важных аспектов использования игровых технологий является вовлечение родителей в игровой процесс. Учитель-дефектолог может рекомендовать родителям проводить дома развивающие игры, направленные на коррекцию тех или иных нарушений у ребенка. Таким образом, игровая деятельность становится не только частью образовательного процесса в ДОУ, но и продолжением работы в домашней обстановке, что значительно усиливает коррекционный эффект.
Использование современных цифровых технологий в игровой деятельности также открывает новые возможности для работы с детьми с ОВЗ. Интерактивные обучающие программы, игровые приложения и мультимедийные средства позволяют создавать яркую и привлекательную для детей среду, в которой они могут заниматься самообразованием и развивать познавательные навыки. Однако важно помнить, что использование цифровых технологий должно быть дозированным и сопровождаться непосредственным участием взрослого, чтобы избежать перегрузки и не способствовать развитию зависимости от экранных устройств.
Таким образом, игровые технологии являются мощным инструментом в работе учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Игровая деятельность не только способствует коррекции и развитию познавательных и речевых навыков детей, но и помогает им адаптироваться в социуме, развивать эмоционально-волевую сферу, взаимодействовать с окружающими. Главное условие успешного применения игровых технологий – это индивидуальный подход, учет особенностей каждого ребенка и создание условий для его личностного роста и развития.
Список литературы
Багян
, А. А. Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ / А. А.
Багян
, Е. А. Татаринцева. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 274-275. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66619/ (дата обращения: 24.10.2024).
Карталова Е. А., Ефимова Е. Д. Использование игровых технологий в обучении детей с ОВЗ // Инновационная наука. 2020. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-igrovyh-tehnologiy-v-obuchenii-detey-s-ovz (дата обращения: 24.10.2024).
Никифорова И. М., Медведева Е. Н.,
Балицкая
Т. С., Зарецкая Ю. В. Роль дидактической игры в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные исследования. 2021. №48 (75). Ч.II.С. 60-62. URL: https://apni.ru/article/3310-rol-didakticheskoj-igri-v-obuchenii-i-vospit