Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ ЭЛ № ФС 77 - 88824)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование ИКТ для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья | Колесникова Маина Евгеньевна. Работа №322797

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в качестве средства повышения мотивации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к коррекционным занятиям. Автор статьи обсуждает важность мотивации и ее влияние на эффективность обучения детей с ОВЗ. Он подчеркивает, что ИКТ может играть значительную роль в стимулировании интереса и мотивации дошкольников к обучению, особенно в контексте коррекционных занятий. В заключение, статья подчеркивает важность использования ИКТ в коррекционной работе с дошкольниками с ОВЗ для повышения их мотивации к обучению. Автор призывает педагогов и учителей-логопедов активно внедрять ИКТ в свою практику и постоянно искать новые способы применения технологий для достижения наилучших результатов.

 

Использование ИКТ как средства повышения мотивации дошкольников с ОНР к коррекционным занятиям

 

М.Е. Колесникова

учитель-логопед
МБДОУ №10 «Умка»

г. Шадринск

 

Современный этап развития общества массовой глобальной коммуникации характеризуется активным использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во многих областях деятельности человека, в том числе и педагогической. Особую значимость приобретает информатизация образования, которую мы будем рассматривать как целенаправленный организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий, применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях (Роберт И.В.) При этом одним из основных направлений информатизации образования является использование ИКТ.

Информационные технологии обучения - совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи, и представления информации, расширяющей знания людей и развивающих их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

Е.И. Машбиц и Н.Ф. Талызина рассматривают информационную технологию обучения как некоторую совокупность обучающих программ различных типов: от простейших программ, обеспечивающих контроль знаний, до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Ряд исследователей (Габдулисламова Л.А., Говриц Ю.М., Гринявичене Т.Н., Габай Т.Ф., Зворыгина Е.В., Ломов Б.Ф. и др.) в своих работах отмечают, что использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств (КИС) в современном дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения.

Под компьютерными игровыми средствами (КИС) будем понимать компьютерные программные средства, обеспечивающие в игровой форме условия для осуществления различного рода развивающих воздействий на дошкольника. Использование КИС, ориентированно на умственное, речевое, эмоциональное развитие дошкольника, в качестве средства деятельности (продуктивной, игровой, художественной), способствует снятию эмоционального напряжения, развитию интеллектуальной сферы дошкольника, служит средством подготовки к школе.

В настоящее время одной из основных задач учителя-логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приёмов работы с детьми. У учащихся наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать занятия, повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы. Проведение на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создаёт максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решить педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях – игровой деятельности. Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу учителя-логопеда более продуктивной и эффективной.

Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности», но часто возникает проблема, где найти нужный материал, и как лучше его продемонстрировать. Имеющийся в детском саду наглядный материал устаревает, а приобретение  нового требует немалых  материальных затрат.

И здесь на помощь приходят ИКТ, которые используются в качестве современного наглядного материала. Компьютерные технологии представляют для учителей - логопедов большой интерес и являются не частью содержания коррекционного обучения, а дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии речи ребёнка.

Контингент воспитанников старшего дошкольного возраста в детском саду составляют дети, имеющие разный уровень речевого развития. Организация образовательной деятельности этих детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников во время проведения занятия. Одной из центральных проблем в логопедической работе является мотивация. Очень часто ни желание учителя-логопеда, ни владение методикой коррекции речи недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяет развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи.

Компьютерные технологии позволяют создавать и использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания с учётом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объёме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей, помогает разнообразить коррекционный процесс, делает его выразительным. Дети получают одобрение не только от учителя-логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Разработанные материалы, применяемые на различных этапах коррекционно-образовательной работы, соответствуют требованиям и используются в гармоничном сочетании с традиционными технологиями логопедической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении речи.

В использовании ИКТ учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная ёмкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, что в процессе обучения ведёт к положительным результатам. Причём компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет её и делает более эффективной.

При разработке индивидуальных программ коррекционного курса и проведения занятий с применением компьютерных игр, необходимо учитывать санитарно-гигиенические требования к организации учебных занятий с использованием ИКТ и использовать здоровьесберегающие технологии.

Практика показывает, что использование ИКТ в работе учителя-логопеда даёт возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приёмы, обогатить свои знания и умения, активизировать динамику развития навыков правильной речи у детей и всего коррекционно-образовательного процесса в целом.

Литература:

Горвиц

Ю.М.,  

Чайнова

Л.Д.,

Поддъяков

Н.Н., и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.:

Линка

-пресс, 1988 г.

Езопава

С.А.,

Предшкольное

образование, или образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции. Дошкольная педагогика. М.,2007г.

Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании  Комарова Т.С., Комарова И.И.,

Туликов

А.В., Мозаика-Синтез М.,2011

Каралашвили

Е., "Упражнения для оздоровления детей 6-7 лет". Дошкольное воспитание. 2002г.

Машбиц

Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука – реформа школы). – М.: Педагогика, 1988.

Морев

И.А. Образовательные информационные технологии. Ч. 2. Педагогические измерения: Уч. пособие. – Владивосток: Изд-во

Дальневост

. Ун-та, 2004. – 174 с.

Фомичева О.С. Воспитание успешного ребенка в компьютерном веке. М.: Гелиос АРВ, 2000г.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×