Использование ИКТ и мультимедийных технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста | Юрченко Татьяна Александровна. Работа №347300
Аннотация: В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и мультимедийных средств в логопедической работе с дошкольниками. Подчеркивается их эффективность в развитии речевых навыков у детей с нарушениями речи. Особое внимание уделяется инновационным методам, позволяющим разнообразить традиционные логопедические занятия, повышая мотивацию детей к обучению. Рассматриваются возможности применения интерактивных игр, компьютерных программ и мультимедийных средств, способствующих развитию артикуляции, фонематического восприятия и расширению словарного запаса.
Ключевые слова: логопед, дошкольники, ИКТ, мультимедийные технологии, речевые нарушения, интерактивные игры, коррекция речи, развитие речи.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ И МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Юрченко Татьяна Александровна, учитель-логопед
МБДОУ города Новосибирска "Детский сад №133"
Аннотация: В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и мультимедийных средств в логопедической работе с дошкольниками. Подчеркивается их эффективность в развитии речевых навыков у детей с нарушениями речи. Особое внимание уделяется инновационным методам, позволяющим разнообразить традиционные логопедические занятия, повышая мотивацию детей к обучению. Рассматриваются возможности применения интерактивных игр, компьютерных программ и мультимедийных средств, способствующих развитию артикуляции, фонематического восприятия и расширению словарного запаса.
Ключевые слова: логопед, дошкольники, ИКТ, мультимедийные технологии, речевые нарушения, интерактивные игры, коррекция речи, развитие речи.
Современные образовательные технологии открывают новые возможности для логопедов в работе с детьми дошкольного возраста. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и мультимедийных средств на логопедических занятиях позволяет сделать процесс коррекции речи более увлекательным и эффективным. Важно понимать, что дошкольники требуют особого подхода: они активны, быстро теряют внимание, и их мотивация к занятиям может снижаться, если задания становятся однообразными и неинтересными. Именно здесь на помощь приходят ИКТ, которые помогают сделать обучение динамичным и игровым, что особенно важно в работе с детьми.
Одним из главных преимуществ использования ИКТ является возможность индивидуализировать занятия, подстраивая их под уровень и потребности каждого ребенка. Например, специальные программы позволяют корректировать темп работы, степень сложности заданий, а также дают возможность ребенку работать в своем ритме. Это особенно важно при работе с детьми с различными речевыми нарушениями, когда темпы освоения материала могут значительно различаться.
Кроме того, мультимедийные технологии открывают доступ к огромному количеству интерактивных материалов, которые могут использоваться для развития разных аспектов речи: фонематического слуха, артикуляционной моторики, расширения словарного запаса, правильного звукопроизношения. Визуальные и аудиоматериалы, яркие анимации, звуковое сопровождение позволяют стимулировать у ребенка интерес к занятиям и поддерживать его внимание на протяжении всей сессии.
Еще одно преимущество ИКТ – это возможность мгновенной обратной связи. Многие программы автоматически оценивают правильность выполнения заданий, что помогает как ребенку, так и логопеду отслеживать успехи и вовремя корректировать программу занятий. Родители также могут быть вовлечены в этот процесс, получая информацию о том, как проходит обучение, и участвуя в выполнении домашних заданий с помощью тех же программ и приложений.
Мультимедийные технологии включают в себя разнообразные средства, такие как интерактивные игры, обучающие программы, приложения для планшетов и компьютеров, видеоматериалы и анимации. Эти ресурсы значительно расширяют возможности логопеда в работе с детьми, предлагая множество интересных и полезных упражнений.
Интерактивные игры – один из самых популярных методов работы с дошкольниками. Они позволяют совмещать игру и обучение, что для детей дошкольного возраста является наиболее эффективным способом освоения новых навыков. Например, игры на развитие фонематического слуха могут включать задания на различение звуков, классификацию слов по звучанию или рифмам. Задания на артикуляцию могут включать упражнения с визуальным сопровождением: ребенок видит на экране, как правильно произносить звук, и повторяет его.
Обучающие программы для компьютеров и планшетов также являются важным инструментом в логопедической практике. Существуют специальные программы, разработанные для развития речи у детей с различными нарушениями: дислалией, алалией, заиканием и другими проблемами. Эти программы включают различные виды упражнений на развитие артикуляции, слухового восприятия, правильного произношения и построения предложений. Программы позволяют ребенку в игровой форме выполнять упражнения, слушать правильное произношение звуков, повторять за героями мультфильмов или анимаций.
Мультимедийные приложения для планшетов и смартфонов также активно используются в логопедической работе. Они удобны для занятий как в детском саду, так и дома. Приложения предлагают ребенку интерактивные задания, игры и упражнения на развитие речи. Например, в одном из приложений ребенку может быть предложено правильно расставить слова в предложении или выбрать правильное изображение по описанию. Это помогает не только развивать речевые навыки, но и формировать логическое мышление.
Видео и анимации также занимают важное место в логопедической практике. С их помощью можно показать ребенку, как правильно артикулировать звуки, как работают органы речи. Яркие и интересные видео помогают ребенку лучше понимать, как нужно выполнять артикуляционные упражнения, и делают этот процесс менее скучным.
Для эффективного использования ИКТ в логопедической работе необходимо правильно организовать занятия. Логопед должен четко понимать, какие цели преследуют те или иные программы и игры, и как они могут быть полезны для каждого конкретного ребенка.
Важным аспектом является постепенность и дозированность применения ИКТ. Важно, чтобы ребенок не перегружался цифровыми технологиями, а занятия с их использованием чередовались с традиционными логопедическими упражнениями. Например, можно начать занятие с интерактивной игры, затем перейти к работе над артикуляцией, и завершить просмотром обучающего видео.
Также стоит учитывать индивидуальные особенности ребенка. Некоторые дети могут лучше реагировать на визуальные стимулы, в то время как для других более важными являются слуховые задания. Логопед должен учитывать эти особенности при выборе программ и приложений для занятий.
Использование ИКТ и мультимедийных технологий в логопедической работе с дошкольниками открывает перед специалистами новые возможности для коррекции речевых нарушений. Интерактивные игры, обучающие программы и мультимедийные приложения помогают разнообразить занятия, делают их более интересными и эффективными. При этом важно соблюдать баланс между цифровыми и традиционными методами работы, чтобы ребенок получал всестороннее развитие и не терял интерес к процессу обучения.
Список литературы
Двуреченская
О
.
Н
.
Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе // Вестник
Мининского
университета. 2014. №3 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-logopedicheskoy-rabote (дата обращения: 14.10.2024).
Коробченко Т
.
В
.
, Розова Ю
.
Е
.
Использование интерактивной доски на логопедических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Концепт. 2015. №S23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-interaktivnoy-doski-na-logopedicheskih-zanyatiyah-s-detmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya (дата обращения: 14.10.2024).
Медведева Е
.
Ю
.
, Силантьева А
.
А
.
Формирование лексической стороны речи у дошкольников с ОНР посредством использования компьютерных игр // БГЖ. 2019. №3 (28). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-leksicheskoy-storony-rechi-u-doshkolnikov-s-onr-posredstvom-ispolzovaniya-kompyuternyh-igr (дата обращения: 14.10.2024).
Чибрикова
М.Э.
, Гомзякова
Н.Ю.
Применение компьютерных технологий в логопедической практике // Вестник Курганского государственного университета. 2018. №4 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-kompyuternyh-tehnologiy-v-logopedicheskoy-praktike (дата обращения: 14.10.2024).