Использование ИКТ на уроках английского языка | Леукова Ирина Николаевна. Работа №338749. Номер работы: №338749
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ею и создавать самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании предмета, а также облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. ИКТ способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых и является перспективным направлением в обучении иностранным языкам.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30
Использование ИКТ на уроках английского языка
Подготовила: Леукова И.Н.
учитель английского языка
2024 г.
Образование – одна из важнейших частей культурной системы общества. И в настоящее время наша система образования претерпевает большие изменения. Процесс построения открытого общества и интеграция в мировое сообщество, в том числе и в образовательной сфере, способствуют модернизации национальной образовательной системы. В настоящее время ведущие тенденции развития страны связаны с открытостью миру, с построением общества, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем раньше, мерой свободы и ответственности. Это означает, что выпускнику школы предстоит жить в сложных динамических, изменяющихся условиях. Поэтому он должен быть вооружен, прежде всего, не системой заученных знаний, а умением меняться, самообучаться.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ею и создавать самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании предмета, а также облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг.
Система применения ИКТ
1 этап: Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи, анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока данного типа;
2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта;
3 этап: Применение информационных продуктов на уроках разных типов, во внеклассной работе, при руководстве научно-исследовательской деятельностью учащихся.
4 этап: Анализ эффективности исп ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.
Все средства ИКТ, применяемые в системе образования можно разделить на два типа: аппаратные и программные.
1) Аппаратные средства:
Компьютер- универсальное устройство обработки информации.
Принтер
Проектор
Телекоммуникационный блок
Устройства для ввода текста и манипулирования экранными объектами– клавиатура и мышь.
Устройства для записи информации- сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон
Устройства регистрации данных- датчики с интерфейсами
Управляемые компьютером устройствадают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления.
Внутриклассная и внутришкольная сетьпозволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети
Аудио-видео средстваобеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.
2) Программные средства:
Общего назначенияи связанные с аппаратными (драйверы и т. п.)
Источники информации- организованные информационные массивы энциклопедии на компакт-дисках, информационные сайты и поисковые системы Интернета
Виртуальные конструкторыпозволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.
Тренажерыпозволяют
Тестовые средыпозволяют конструировать и применять автоматизированные испы-тания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер, и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером.
Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) - сочетания программных средств перечисленных выше видов.
Применение ИКТ на уроках иностранного языка
Только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размышлению, самонаблюдению, самооценке) недостаточно. Необходим широкий спектр информации, отражающей разные точки зрения на одну и ту же проблему, предоставляющей учащимся пищу для размышлений, критического анализа, обобщений, самостоятельных выводов и решений.
Задача учителя состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные методики такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика с использованием новых ИКТ и Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспе-чивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов. Ведь современный ученик - это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много путешествует и общается, стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, ученик получает доступ к культурным ценностям новой для него страны, расширяя свой кругозор.
Основными целями применения ИКТ на уроках иностранного языка являются:
повышение мотивации к изучению языка;
развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
увеличение объема лингвистических знаний;
расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
развитие способности и готовности к самостоятельному изучению языка.
Дидактические задачи, которые решаются в процессе преподавания иностранных языков с помощью ИКТ:
формирование и совершенствование языковых навыков и умений чтения, письма, говорения, аудирования;
расширение активного и пассивного словарей;
приобретение культурологических знаний;
формирование культуры общения;
формирование элементов глобального мышления;
формирование устойчивой мотивации познавательной деятельности, потребности к использованию иностранного языка для целей подлинного общения;
формирование навыков работы в группе.
Основные направления использования ИКТ на уроках:
1. Использование мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.
2. Создание собственных мультимедийных и обучающих программ.
3. Создание собственных мультимедийных презентаций.
4. Использование ИКТ во внеклассной работе.
5. Использование ресурсов сети Интернет.
Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.
Данное направление является наиболее распространенным в сфере обучения иностранным языкам с помощью ИКТ. Число созданных компьютерных программ для изучения языков уже превышает число “обычных” школьных учебников, но их качество сих пор остается неудовлетворительным. Все они основаны на использовании готовых мультимедийных учебных курсов, предлагающих упражнения на закрепление изучаемого фонетического, грамм и лексо материалов. Материал данных уч “пособий” представлен в виде интерактивных упражнений и часто состоит из теоретического и практического разде-лов по различным аспектам, включённым в минимум содержания образования. Данная часть программы может использоваться в качестве доп работы на уроке. В программе может быть также предусмотрена обратная связь при выполнение определенных операций пользователем: отмечаются успехи обучаемого, при необх выдаются сообщения-подсказки. На сегодняшний день наиболее популярными программами в использовании являются Essential Grammar in Use, Britannica,Macmillan English Dictionary, Bridge to English.
Создание собственных мультимедийных и обучающих программ.
Как известно, компьютер обладает возможность хранения и использования большого колич инф-ции, которая может быть использована в учебной деятельности: различные тексты, упражнения, аудио и мультимедиа информация. В процессе использования данная информация может быть изменена, дополнена, преобразована в новую форму. Устаревший материал можно заменить новым, упражнения и тексты представить в различных вариан0тах. Возможности предъявления учебной информации значительно расширяются при исп компьютера. Однако для реализации всего этого необходимо составить и создать собст компьютерную обучающую программу по определенному сценарию, придуманному учителем или составленным в соответствии с УМК. Все компоненты компьютерной обучающей программы должны быть, прежде всего, адекватны целям обучения. Чаще всего учителя прибегают к использованию различных программных средств для создания обучающей программы: редакторы HTML, пакеты программ Macromedia Flash, системы объектного программирования: Borland Delphi, Visual Basic.
Создание собственных мультимедийных презентаций.
Нередко учителя-предметники жалуются на то, что достаточно сложно, а иногда и совсем невозможно подобрать необходимую наглядность к уроку. Презентации, создаваемые учителем, как раз и позволяют быстро и эффективно решать эту проблему. Создание таблиц, включение текста, аудио и видеоинформации – это лишь малый перечень того, что может быть включено в презентацию. Анимация объектов позволяет визуально выделить наиболее значимые компоненты, что позволит учащимся дополнительно акцентировать внимание на них. Использование презентаций возможно на любом этапе урока. Самой популярной среди педагогов-предметников и наиболее простой в изучении и использовании является программа Microsoft PowerPoint, поставляемая в пакете программ Microsoft Office.
Использование ИКТ во внеклассной работе.
Сегодня ИКТ внедряются не только в традиционные уроки, но и все чаще используются при организации внеклассной работы учащихся. Прежде всего, это подготовка и оформ-ление различных проектов, рефератов, докладов, проведение внеклассных мероприятий и игр, создание школьной газеты на английском языке. В ходе работы над учебными проек-тами учащиеся обращаются к различным ресурсам: электронные энциклопедии, мульти-медиа программы, поисковые системы сети Интернет. Для редактирования, обработки и представления полученных результатов учащиеся работают с редакторами, нередко выпол-няют отчеты о проделанной работе с помощью презентаций, фото слайдов или видеоро-ликов. Участие в таких проектах важно для учащихся, поскольку они приобретают навыки организации самостоятельной работы и исследовательской деятельности.
Использование средств сети Интернет и электронной почты.
Всем известно, что Интернет – это глобальная информационная сеть, которая включает в себя электронную почту, поисковые системы и помогает осуществлять доступ к различным информационным ресурсам. Несмотря на быстрое развитие русскоязычного Интернета, довольно большое количество информации представлено в сети на английском языке. С одной стороны, это делает необходимым применение английского языка при использовании Интернета, а с другой – сам иностранный язык усиливает общую познавательную деятельность учащихся и повышает мотивацию его изучения.
Сайты, которые могут использовать учителя иностранного языка в своей работе:
Материалы для уроков, рабочие листы:
http://www.westfr.de/daf/raetsel.htm
http://www.goethe.de/ins/gr/lp/lhr/mat/tip/deindex.htm
Страноведение:
http://www.cornelsen.de/erw/1.c.2562686.de
Тест по уровням на знание немецкого языка http://www.cornelsen.de/studio_d/1.c.2583414.de
Генерация тестов и рабочих листов
http://lingofox.dw.de/
Видеопутешествие по Германии
http://www.de-online.ru/forum/44-486-1#6641 Онлайн словарь с новыми словами, которых еще нет в бумажных словарях. http://szenesprachenwiki.de/
Фильмы, видео, аудио
http://wiki.zum.de/Filme_und_Videos_im_DaF-Unterricht..
http://www.goethe.de/z/jetzt/dejart52/dejvid52/dejpr5..
Игры
www.goethe.de/ins/pl/lp/prj/dwt/spi/deindex.htm
http://www.grammatiktraining.de/
http://www.zeit.de/themen/kultur/kinderlieder/index
Внедрение информационно-коммуникационных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. ИКТ способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых и является перспективным направлением в обучении иностранным языкам.