Использование ИКТ на уроках технологии | Стручкова Галина Васильевна. Работа №278843
Автор: Стручкова Галина Васильевна
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках образовательной области "Технология". Факторов, обуславливающих применение ИКТ на уроках, несколько. Это-формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся; развитие мышления учащихся на уроках технологии; развитие мышления и творческих способностей в проектной деятельности; обновление содержания предмета и углубление межпредметных связей; развитие коммуникативных способностей и т.д. Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.
Доклад
Использование ИКТ на уроках технологии
Составитель:
Стручкова Г.В.
2019
Информационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы. Это обуславливается следующими факторами:
1. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем, в способах художественной обработки материалов, моделирования и пошива одежды. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроках
2. Развитие мышления учащихся на уроках технологии посредством ИКТ.
Для работы на уроке учителю и ученикам достаточно уметь работать в пакете программ Microsoft Office.
На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска. Чаще всего для выступления используют Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация.
Медиапрезентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей (визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов).
Несомненно, использование медиапрезентаций оптимизируют деятельность учителя, упрощают подготовку преподавателя к уроку в будущем. Возможность распечатать необходимые слайды решает проблему тиражирования дидактического раздаточного материала к уроку.
Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика.
Помимо данного программного продукта на уроке с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно использовать и другие средства ИКТ.
3. Развитие мышления и творческих способностей в проектной деятельности с использованием ИКТ.
Для учащегося наибольший эффект мультимедийные технологии дают при их использовании в следующих случаях:
Для более глубокого восприятия учебного материала;
В проектной деятельности;
В презентационной деятельности;
При создании мультимедийных докладов, рефератов, сочинений;
При работе в локальной и глобальной сети.
На уроках технологии учащиеся выполняют творческие проекты.
Согласно программе образовательной области «Технология» предусматривается выполнение учащимися каждый год не менее одного творческого проекта. Учителя привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся.
Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов:
I этап – поисково-исследовательский.
II этап – технологический
III этап – заключительный.
4. Обновление содержания предмета и углубление межпредметных связей с применением ИКТ.
Наиболее интересные презентационные проекты преподаватели включают в свои уроки.
Использование в преподавании учебных предметов мультимедийных продуктов, созданных учащимися, способствует:
Развитию интереса учащихся к изучаемому предмету;
Стимулированию активности и самостоятельности учащихся при подготовке материалов, в работе с литературой, внеклассной работе;
Формированию навыков коллективной работы при обсуждении проблем;
беспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.
5. Развитие коммуникативных способностей.
Обучение с использованием средств ИКТ позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности.
Таким образом, использование ИКТ на уроках «Технологии» развивает коммуникативные способности учащихся в двух направлениях одновременно:
1 направление – интерактивный диалог ученика с компьютером,
2 направление – диалог ученика с учеником или учителем.
Оба направления коммуникативных способностей развиваются в проектной деятельности учащихся. Остановимся на тех особенностях метода проектов, которые положительно влияют на формирование коммуникативных умений. Во-первых, возможность при выполнении проекта коллективной работы, способствующей развитию как традиционных коммуникативных умений и навыков, так и умений и навыков, связанных с использованием для организации общения ИКТ. Во-вторых, комплексность выполняемой работы. Выполнение проекта позволяет формировать не только отдельное коммуникативное умение, но целую группу, порой разнородных коммуникативных умений, связанных, прежде всего с широтой тем проектов и использованием огромного спектра инструментов для его выполнения. В-третьих, метод проектов позволяет возвращаться к действиям, которые ученики выполняли раньше, повторять и закреплять. Организовывается цикличность в формировании коммуникативных умений, те ученики, которые не освоили тот или иной вид умений на начальных стадиях обучения имеют возможность догнать более успешных.
6. Заключение.
«Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация – это путь к другому образованию», - сказал один из специалистов в области информатизации образования.
Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.
Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.