Использование ИКТ на занятия учителя - дефектологов с обучающимися с ЗПР | Соловьёва Алёна Владимировна. Работа №343222
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на занятиях учителя-дефектолога с обучающимися с задержкой психического развития (ЗПР). Описываются основные подходы и методы применения ИКТ, которые способствуют активизации познавательной деятельности детей, повышению мотивации и эффективности коррекционной работы. Приводятся примеры использования интерактивных игр, обучающих программ и мультимедийных ресурсов, которые помогают детям с ЗПР осваивать учебный материал в увлекательной и доступной форме.
Ключевые слова: ИКТ, учитель-дефектолог, ЗПР, информационно-коммуникационные технологии, коррекционная работа, интерактивные игры, обучение.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА ЗАНЯТИЯХ УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗПР
Соловьева Алена Владимировна, учитель-дефектолог
ГБОУ СО "Верхнетагильский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на занятиях учителя-дефектолога с обучающимися с задержкой психического развития (ЗПР). Описываются основные подходы и методы применения ИКТ, которые способствуют активизации познавательной деятельности детей, повышению мотивации и эффективности коррекционной работы. Приводятся примеры использования интерактивных игр, обучающих программ и мультимедийных ресурсов, которые помогают детям с ЗПР осваивать учебный материал в увлекательной и доступной форме.
Ключевые слова: ИКТ, учитель-дефектолог, ЗПР, информационно-коммуникационные технологии, коррекционная работа, интерактивные игры, обучение.
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательной среде становится всё более актуальным, особенно в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, такими как задержка психического развития (ЗПР). ИКТ позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-развивающих занятий, обеспечивая индивидуальный подход и доступность учебного материала для каждого ребёнка. Учителя-дефектологи могут применять ИКТ для развития познавательных и коммуникативных навыков, адаптируя технологии под потребности детей с ЗПР и облегчая процесс усвоения знаний.
Одной из главных причин использования ИКТ в работе с детьми с ЗПР является возможность мультимедийного подхода к обучению, который включает в себя использование текста, аудио, видео и анимаций. Это позволяет детям легче усваивать информацию, так как материал преподносится в наглядной и интересной форме. Например, для объяснения сложных понятий учитель-дефектолог может использовать интерактивные презентации, где дети могут не только наблюдать за процессом, но и активно взаимодействовать с материалом — нажимать на элементы, выбирать правильные ответы и выполнять задания.
Интерактивные игры играют ключевую роль в развитии познавательных навыков у детей с ЗПР. Важно, чтобы обучение проходило в игровой форме, так как это повышает интерес и мотивацию детей к учебному процессу. С помощью компьютерных и планшетных игр можно тренировать такие навыки, как память, внимание, мышление, восприятие информации. Например, игры на сопоставление объектов, поиск отличий или классификацию предметов развивают когнитивные функции детей, делая процесс обучения увлекательным и интерактивным. Программное обеспечение для детей с особыми образовательными потребностями часто включает систему поощрений, которая стимулирует детей к выполнению заданий и помогает формировать положительное отношение к обучению.
Использование обучающих программ является ещё одним важным аспектом работы учителя-дефектолога. Специальные программы, разработанные для детей с ЗПР, позволяют учителю адаптировать процесс обучения под потребности конкретного ребёнка. Например, программы для развития речи могут включать упражнения на развитие фонематического слуха, артикуляции и построения предложений. Программы для тренировки математических навыков могут предлагать задания на сложение, вычитание, определение формы и размера предметов. Важно, что такие программы можно настраивать в зависимости от уровня сложности, что позволяет постепенно усложнять задания и адаптировать их под уровень каждого ребёнка.
Мультимедийные ресурсы, такие как обучающие видео и аудиоматериалы, также могут использоваться для коррекционной работы с детьми с ЗПР. Например, видеоуроки или анимации помогают детям лучше усваивать учебный материал, так как они могут не только слышать, но и видеть, как происходит тот или иной процесс. Это особенно полезно для детей с ЗПР, которым часто требуется визуальная поддержка для лучшего понимания материала. Например, учитель-дефектолог может использовать видео для объяснения природных явлений или процесса изготовления предметов, что помогает детям наглядно понять сложные темы.
Виртуальные платформы для коррекционной работы позволяют проводить занятия с детьми как в учебном учреждении, так и в дистанционном формате. Учитель-дефектолог может использовать платформы, на которых размещены обучающие материалы, тесты и задания, доступные для выполнения в любое время. Это помогает детям с ЗПР, которым требуется больше времени для усвоения информации, работать в удобном для них темпе. Кроме того, такие платформы позволяют учителю-дефектологу отслеживать прогресс ребёнка, анализировать его успехи и корректировать программу занятий.
Использование интерактивных досок и сенсорных панелей на занятиях с детьми с ЗПР позволяет сделать обучение более активным и интересным. Интерактивные доски позволяют детям участвовать в процессе обучения, выполняя задания на экране, решая задачи или составляя истории. Сенсорные панели, которые реагируют на прикосновения, помогают детям развивать мелкую моторику, а также учат их взаимодействовать с объектами и выполнять задания в игровой форме. Например, дети могут рисовать, перетаскивать элементы, что способствует развитию их познавательной активности и интереса к учебе.
ИКТ также можно использовать для диагностики уровня знаний и мониторинга прогресса ребёнка. Специальные программы для диагностики позволяют учителю-дефектологу оценивать уровень когнитивных и речевых навыков, предлагать ребёнку тесты и задания, которые помогают выявить проблемные зоны. Это помогает адаптировать процесс обучения под индивидуальные потребности ребёнка и следить за его развитием. Например, программа может оценивать, насколько успешно ребёнок выполняет задания на классификацию предметов, различение звуков или составление предложений.
В заключение следует отметить, что использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях учителя-дефектолога с обучающимися с ЗПР позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы. Интерактивные игры, мультимедийные ресурсы, обучающие программы и виртуальные платформы помогают детям легче усваивать учебный материал, развивать познавательные и коммуникативные навыки. Важно, чтобы учителя-дефектологи активно применяли ИКТ в своей практике, создавая условия для всестороннего развития детей с особыми образовательными потребностями.
Список литературы
Кудымова
, И. Г. ИКТ как средство дефектологического сопровождения детей с ЗПР / И. Г.
Кудымова
. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы III
Междунар
. науч.
конф
. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 123-124.
Кулюшина
Н.В., Власова О.И. Использование компьютерных технологий в работе с детьми с ЗПР как средство развития познавательной активности
//
Пермский педагогический журнал (№ 10/2019)
. – 3 с.