«Использование ИКТ в начальных классах для реализации ФГОС» | Гельд. Работа №330005
Для успешного обучения современного ребёнка необходимо создание определённых условий на уроке, которые способствуют развитию интереса к процессу обучения, формированию мотива деятельности учащихся и активизации познавательной деятельности.
Активные формы работы дают возможность ученику реализовать себя, стать подлинным субъектом деятельности, желающим и умеющим познавать все новое. В решении данных задач помогает и современная информационно-образовательная среда школы.
На уроках активно применяются такие современные образовательные технологии, как ИКТ, проблемное обучение, поисково-исследовательская технология, проектная технология, технология обучения в сотрудничестве, здоровьесберегающая технология, технология развития критического мышления (РКМЧП), а также используются собственные и готовые презентации, фрагменты видеоуроков
«Использование ИКТ в начальных классах - как одно из условий повышения качества образования и как средство активизации учебной деятельности младших школьников для реализации ФГОС»
Для успешного обучения современного ребёнка необходимо создание определённых условий на уроке, которые способствуют развитию интереса к процессу обучения, формированию мотива деятельности учащихся и активизации познавательной деятельности. Активизация познавательной деятельности, активизация внимания – эти задачи ставит перед собой каждый учитель, идущий на урок. Успешное решение этих задач невозможно без поиска методов развития познавательного интереса. Поэтому новые современные образовательные технологии и приходят на помощь учителю, который должен владеть личностно - ориентированными, развивающими, образовательными технологиями, учитывающими различный уровень готовности ребёнка к обучению в современной школе. Развитие личности учащегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания. Это свидетельствует о том, что высокое качество обучения в Российской школе непосредственно связано с новаторской деятельностью педагогов, их творческим отношением к своему труду, способностью определить время в плане понимания и применения передовых методов и форм обучения.
Активные формы работы дают возможность ученику реализовать себя, стать подлинным субъектом деятельности, желающим и умеющим познавать все новое. В решении данных задач помогает и современная информационно-образовательная среда школы.
ИОС школы в идеале должна перевести на новый технологический уровень все информационные процессы, проходящие в образовательном учреждении, для чего необходима полная интеграция ИКТ в педагогическую деятельность школы в целом. Правильно организованная ИОС школы, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию учащихся, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, явится условием достижения нового качества образования.
Второй год я работаю по УМК «Начальная школа XXI века», разработанный под руководством члена-корреспондента РАО, профессора Н.Ф. Виноградовой. Авторы комплекта убеждены, «что обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска». (Н.Ф. Виноградова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор). При этом ученик, направляемый учителем, сам ищет ответы на вопросы, появляющиеся в ходе урока. Поисково-исследовательская деятельность в УМК достигается методикой, где ученик выступает в роли «исследователя».
УМК «Начальная школа XXI века» — это развивающий тип учебников, в котором в полной мере реализован системнодеятельностный подход к обучению. Задания учебников формируют приёмы умственной деятельности: сравнение, классификация, анализ, синтез, обобщение. А также формируют умение находить причинно-следственные связи, делать умозаключения в различных формах. Учебники УМК обеспечивают все виды речевой деятельности, как устной, так и письменной. УМК позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования – формировать основные компоненты учебной деятельности.
Весь учебно-методический комплект «Начальная школа XXI века» отличается ясностью в проработке целей и задач обучения. Творческая деятельность обучающихся предусмотрена по всей линейке предметов начальной школы. Благодаря этому ученик сам открывает новые знания, превращаясь из пассивного потребителя информации в активного участника образовательного процесса. Он не боится ошибаться, не боится нового. Он способен спокойно включаться в коммуникативную деятельность со сверстниками и взрослыми. Для более комфортной работы авторами УМК часто используется парная и групповая работы. На уроках окружающего мира, литературного чтения, технологии авторами учебников предлагаются задания для проектной деятельности.
Ресурсное обеспечение в моём кабинете: есть компьютер, интерактивная доска, проектор, web-камера, система электронного голосования Senteo, ноутбуки для обучающихся, многофункциональное устройство, электронные пособия для урочной и внеурочной деятельности. Моё рабочее место автоматизировано и объединено в локальную сеть с возможностью выхода в Интернет. Я пользуюсь мультимедийной библиотекой гимназии, применяю электронные учебные пособия для начальной школы «Математика», «Природа», «Русский язык в начальной школе» (авторы Молокова А.В., Молоков Ю.Г. и др.), «Кирилл и Мефодий», «Человек и природа», «Математика и конструирование» и пр., ЭОРы, с различных интернет-сайтов, а также самостоятельно созданные дидактические материалы. В урочной и внеурочной деятельности использую возможности цифровой лаборатории PASCO.
Мой кабинет оборудован специальными регулируемыми партами, у каждого ученика имеется своя кабинка, где хранятся папки для уроков технологии и изо, есть хорошее освещение и большой классный уголок.
Совместно с педагогами МАОУ Гимназии № 10 принимала участие в составлении образовательных программ для начальных классов по предметам: математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технология и информатика, и внеурочной деятельности: курс «Умники и умницы», «Занимательный русский язык». Рабочие программы по всем предметам учебного плана разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (см. на сайте гимназии:q_10.edu54.ru/).
Мною на уроках активно применяются такие современные образовательные технологии, как ИКТ, проблемное обучение, поисково-исследовательская технология, проектная технология, технология обучения в сотрудничестве, здоровьесберегающая технология, технология развития критического мышления (РКМЧП). На уроках активно использую собственные и готовые презентации, фрагменты видеоуроков с таких интернет – ресурсов как: https://interneturok.ru/, https://infourok.ru/, http://pedsovet.su/load/143, http://school-collection.edu.ru/, http://eor-np.ru/, http://nachalka.info, http://www.openclass.ru и т.п. Активно использую образовательные платформы «Учи.ру», «Яндекс.учебник», «Фактор Роста».
Одним из требований нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является введение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий.
Учёными доказано, что использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остаётся ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечён в активные действия в процессе обучения.
Прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступив порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.
На своих уроках я использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, задачи в стихах, загадки, кроссворды, ребусы, стараюсь преподнести новый материал в необычной форме. Я часто применяю презентации, различные тесты, задания развивающего характера, мультфильмы и видеоролики. Я превращаю презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Презентация даёт мне возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Применение на уроке компьютерных тестов, самостоятельных работ, позволяет мне за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Информационные технологии помогают мне вместе с классом отправиться хоть на край света, и мои ученики превращаются в ищущих, жаждущих, неутомимых, творческих, настойчивых и трудолюбивых искателей знаний.
Использование ИКТ на уроках позволили мне в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
принцип равенства позиций;
принцип доверительности;
принцип обратной связи;
принцип занятия исследовательской позиции.
Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать красоту окружающего мира. ИКТ вызывают у младшего школьника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка. Таким образом, моя работа, направленная на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ:
повышает качество знаний;
продвигает ребёнка в общем развитии;
помогает преодолеть трудности;
вносит радость в жизнь ребёнка;
позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Я убедилась, что ИКТ на уроках нужно применять. Информационно-коммуникационные технологии для ищущих новое, любящих свою профессию, учителей. Они для тех, кто постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит будущее подрастающего поколения, соответствие требованиям современного общества.
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.
Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются и другие современные педагогические технологии:
игровая технология;
проектная технология;
технология обучения в сотрудничестве;
технология проблемного обучения.
Также при работе на современном уроке необходимо уметь выстраивать индивидуальную траекторию с детьми с особенностями развития, а также неуспевающими школьниками. В свою деятельность по данному направлению вовлекаю родителей, логопеда школы, школьного психолога.
Автор статьи учитель начальных классов, МАОУ Гимназии №10, Гельд Элла Германовна (Стаж работы в гимназии 45 лет)