ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ: ЗА И ПРОТИВ | Елифанова Людмила Павловна. Работа №338450
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, методическое обеспечение выполнения курсовых работ, организация самостоятельной работы студентов, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени. [1]
Однако, использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучающегося.
УДК 338 (574) (063)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ:
ЗА И ПРОТИВ
Елифанова Л.П. – преподаватель ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса», г. Каменск-Уральский
luda-kutts@yandex.ru
АНДАТПА
Бұл мақалада білім беру қазіргі заманғы ақпараттық-коммуникациялық технологияларды пайдалану және теріс тұстарына зерттейді.
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрены положительные и отрицательные стороны применения современных информационных и коммуникационных технологий в образовании.
ABSTRACT
In this article positive and negative sides of application of modern information and communication technologies in education are considered.
Түйінді сөздер: Ақпараттық және коммуникациялық технологиялар (АКТ), қашықтан білім беру, компьютерлік желісі
Ключевые слова: Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), дистанционное образование, компьютерные сети
Keywords: Information and communication technologies (CT), remote education, computer networks
В настоящее время, в связи с широким применением процессов информатизации общества, в современной системе образования получили распространение все формы образовательной деятельности, характеризующиеся процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучающегося в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.
В последнее время среди педагогов стали популярны курсы повышения квалификации, связанные в внедрением в образовательный процесс информационных и коммуникационных технологий, результатом обучения на которых является создание собственного сайта и блога (педагога или специальности).
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройством ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.
В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.
С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов. [1]
В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, методическое обеспечение выполнения курсовых работ, организация самостоятельной работы студентов, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени. [1]
Однако, использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера и спектр факторов негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье обучающегося.
В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако, наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация свертывает и без того дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса - преподавателей и студентов, студентов между собой - и предлагает им суррогат общения в виде “диалога с компьютером”.
В самом деле, активный в речевом плане студент, надолго замолкает при работе со средствами ИКТ, что особенно характерно для студентов открытых и дистанционных форм образования. В течение всего срока обучения студент занимается, в основном, тем, что молча потребляет информацию. В целом орган объективизации мышления человека – речь, оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Студент не имеет достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке. Без развитой практики диалогического общения, как показывают психологические исследования, не формируется и монологическое общение с самим собой, то, что называют самостоятельным мышлением. Ведь вопрос, заданный самому себе, есть наиболее верный показатель наличия самостоятельного мышления. Если пойти по пути всеобщей индивидуализации обучения с помощью персональных компьютеров, можно прийти к тому, что мы упустим саму возможность формирования творческого мышления, которое по самому своему происхождению основано на диалоге. [2]
Таким образом, в соответствии с вышеуказанным, можно отметить еще один существенный недостаток информационно-коммуникационных технологий, который вытекает из главного преимущества – общедоступности опубликованных в сети информационных ресурсов. Зачастую это приводит к тому, что обучающийся идет по пути наименьшего сопротивления и заимствует в интернете готовые рефераты, решения задач, проекты, доклады и т. д. Сегодня этот уже привычный факт подтверждает низкую эффективность такой формы обучения. Следует отметить, что перспективы развития информационно-коммуникационных технологий высоки, однако внедрять их необходимо обдуманно, без маниакальной тотализации.
Список использованных источников
http://fb.ru/article/145313/informatsionno-kommunikatsionnaya-tehnologiya-ikt-tehnologii
http://fb.ru/article/145313/informatsionno-kommunikatsionnaya-tehnologiya-ikt-tehnologii#image435287