Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе | Мустаева Инна Михайловна. Работа №352328
ИКТ в ДОУ - это комплекс учебно-методических материалов, технических средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения, а так же для образования и развития, диагностики и коррекции детей. Цель ИКТ в дошкольном образовании - повышение качества образования через активное внедрения в воспитательно-образовательный процессинформационных технологий в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.
«Использование ИКТ в образовательном и воспитательном процессе современного ДОО»
Детский сад – это часть общества, и в нём отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. Информационные технологии – комплекс методов, приёмов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации. Коммуникационные технологии – методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формы и методы их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждения (администрации, воспитателей, логопедов и других специалистов), а также для образования, развития, диагностики и коррекции детей. ИКТ включает в себя: компьютер и интернет, телевизор, видеомагнитофон, видеокамера и фотоаппарат, магнитофоны, мультимедиа, интерактивная доска. Цель ИКТ в дошкольном образовании: повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО. Задачи ИКТ в дошкольном образовании: ·
обеспечение качества воспитательно-образовательного процесса;
обеспечение взаимодействия с семьёй;
обеспечение открытости работы дошкольного образовательного учреждения для родителей (на основе сайта детского сада и электронной почты) и для вышестоящих (контролирующих) организаций;
повышение уровня безопасности детей (видеонаблюдения);
облегчение реализации образовательной деятельности (за счёт интернет - ресурсов,
медиатеки
, аудиосистем);
облегчение методической работы (электронные методические библиотеки);
обеспечение коммуникации, переписка (электронная почта);
возможность самореализации;
возможность самообразования.
Области применения ИКТ педагогами в ДОУ:
Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы;
Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками и идеями других педагогов России;
Оформление групповой документации, отчётов.
Создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
Использование ИКТ для проведения родительских собраний или консультаций специалистов для родителей;
Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные фотографии, редактировать и демонстрировать их;
Использование видеокамеры и соответствующих программ (можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
Оформление буклетов, визитных карточек учреждения, материалов по различным направлениям деятельности;
Использование электронной почты, ведение сайта ДОУ;
Создание
медиатек
,
которые
представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
Преимущества использования ИКТ в образовательном процессе:
Помогает привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
Помогает формировать информационную культуру у детей;
Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; делает образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
Движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка и способствует повышению у них ин
тереса к изучаемому материалу;
Предоставляет возможность индивидуализации обучения; помогает реализовывать личностно-ориентированный и дифференц
ированный подходы в обучении;
Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни или сложно показать на занятии (полёт ракеты, половодье, круговорот воды в
природе …);
Помогает активизировать мыслительные процессы (анал
из, синтез, сравнение и др.);
ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющ
ими ограниченные возможности;
Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ж
дёт, пока он сам исправит их;
С помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития педагога.
Как можно использовать ИКТ в воспитательном и образовательном процессе:
Во время проведен
ия утренней гимнастики показ упражнений
с помощью
мультиме
дийных
средств;
На занятиях по изобра
зительной деятельности показ детям образцов, последовательности выполнения работы;
Озвучивавание
герое
в, которые приходят «в гости»;
Решение логических задач, использование звукового
и ил
люстрированного сопровождения;
Деятельность
детей сопровождается музыкой;
Использование
соцсетей
для общения
с родителями, коллегами, детьми;
Проблемы по внедрению ИКТ в образовательный процесс:
Недостаточная
ИКТ–компетентность педагога.
Недостаточная обеспеченность компьютерной и коммун
икационной техникой.
Отсутствие методики использования ИКТ в
образовательном процессе ДОУ.
Поскольку
ИКТ-технологии
сравнительно недавно вошли в нашу деятельность, на данный момент не разработано методической литературы по испо
льзованию ИКТ в практике ДОУ.
Не сформулированы единые программно-методические требования к применению ИКТ в образовательной деятельности.
В заключение, хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.