Использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста | Шотт Ирина Айратовна. Работа №306582
Статья будет интересна педагогам, использующим ИКТ-технологии при организации работы в ДОУ, работа содержит описание опыта внедрения ИКТ-технологий. В работе освещены вопросы информатизации ДОУ с учетом возраста воспитанников, даны рекомендации по организации образовательного процесса с использованием информационно-коммуникативных технологий, описан практический опыт использования ИКТ в педагогической деятельности воспитателя. Данная разработка поможет в повышении педагогических навыков, которые могут быть использованы на практике при работе с детьми.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 8 «Ладушки»
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой
Воспитательлогопедической группы:
№ 1 «Колобок»
Шотт Ирина Айратовна
Актуальность.
В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Поэтому считаю, использование информационно – коммуникационных технологий актуальной для нашего времени.
Теоретическ
ое обоснование применения опыта
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.
В периодической печати уже на протяжении несколько лет дискутируется проблема разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОУ. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования (Духанина Л. Н., Волосовец Т. В., Веракса Н. Е., Дорофеева Э. М., Комарова Т. С., Алиева Т. И., Комарова И. И., Белая К. Ю. и др.) высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. Противники ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Наш опыт показывает, что периодическое использование ИКТ, а именно дозированное педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Целесообразность использования информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей (С. Пейперт, Б. Хантер, Е. Н. Иванова, Н. П. Чудова и др.). Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А. В. Запорожца исследователями под руководством Л. А. Парамоновой, Л. С. Новоселовой, Л. Д. Чайновой. В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе ДОУ, начали активно создаваться программы для дошкольников.
Таким образом, мы придерживаемся точки зрения, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Соединение информационных компьютерных технологий и инновационных педагогических методик, повышает эффективность и качество образовательных программ, усиливает адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Это направление Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики в области образования.
В результате анализа использования ИКТ педагогами в работе было выявлено следующее:
Низкая эффективность использования ИКТ с целью удовлетворения запросов участников образовательного процесса.
Недостаточный уровень компьютерной грамотности педагогов.
Недостаточное программное обеспечение педагогической и управленческой деятельности.
Недостаточное количество мультимедийного оборудования для проведения онлайн- конференций, семинаров, участие в вебинарах.
Недостаточное количество оборудования для организации образовательного процесса с детьми.
В связи с этим выявились противоречия:
Между стремительным развитием информационных технологий и материально-техническим обеспечением учреждения.
Между существующей информационно-коммуникационной образовательной средой и эффективностью использования ее потенциала с целью удовлетворения запросов участников образовательного процесса.
Проблема заключается в отсутствии системы эффективного использования современных компьютерных технологий педагогическим коллективом.
Поэтому назрела необходимость создания системы внедрения в практическую деятельность педагогов современных информационных технологий.
Сущность новшества заключается во внедрении в практическую образовательную деятельность ИКТ.
Имея технические средства обучения, решила внедрить в практику работы с детьми ИКТ, т.к. интерактивное обучение позволяет стимулировать познавательную активность и интерес детей к освоению новых знаний.
Цель: повышение эффективности использование информационно-коммуникационных технологий с целью удовлетворения запросов участников образовательного процесса.
Задачи:Создать условия для использования ИКТ в работе с детьми.Подобрать игры и комплексы игровых упражнений для различных видов деятельности.Создание мультимедийных презентаций. Использовать ИКТ в работе с родителями.
Для реализации поставленных задач изучила методическую литературу и исследования педагогов С.Л. Новоселовой, Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддьякова, др. по данной теме.
Причины личной заинтересованности педагога в повышении уровня ИКТ – компетентности:
экономия времени при разработке дидактических материалов;
перенос акцента на презентабельность оформления материалов;
переход на новый уровень педагогического мастерства.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Свои навыки я применяю в работе:
с детьми
с родителями
с коллегами
в методической, экспериментальной, инновационной деятельности.
Использование ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) в работе с дошкольниками требуют соблюдение определённых дидактических принципов:
принцип активности (новизна, динамичность, реальность, стимуляция познавательной деятельности);
принцип научности, использование анимационных эффектов (усвоение реальных знаний, не искажённые информационные материалы – звукозапись, фотографии, картинки);
принцип доступности (материал соответствует уровню возрастной группы, учитывается специфика детей и их диагнозы);
принцип систематичности и последовательности (материал и информация предоставляется в определённом порядке в соответствии с планированием деятельности с детьми;
принцип наглядности (мультимедийные презентации, видеофрагменты, слайд-шоу).
Средства ИКТ
Компьютер,
мультимедийный проект,
фотоаппарат,
видеомагнитофон,
магнитофон,
телевизор,
видеокамера,
мультимедийные доски.
Основные направления развития ИКТ
Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации.
ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.
ИКТ для родителей воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр.
Использование ИКТ в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении.
О
сновные
направления
и
спользования информационно-коммуникативных технологий
в работе воспитателя.
Первое направление. Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек.
Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Также в качестве мультимедиа-ресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в жизни, такие, например, как смена времен года, круговорот воды.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится использование медиа-техники в образовательной деятельности, но обязательно нужно соблюдать требования СанПиН при её использовании. Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения развивает у детей наблюдательность, внимание, речь и мышление. Правильно подобранные видеоматериалы, демонстрируемые с помощью медиа-техники, позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений. Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми.Как показала практика, на ООД с использованием ИКТ дети активны. На фоне положительной эмоциональной атмосферы на занятиях повысился интерес к изучаемому материалу, за счёт высокой динамики эффективней проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас, воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности.Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний. Причем презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям. Создавала короткие презентации для познавательных занятий по некоторым темам в соответствии с тематическим планированием.
В мультимедийной копилке нашей группы собрано большое количество презентаций, которые можно классифицировать по лексическим темам: «В гости к сказке», «Правила дорожного движения», «Азбука здоровья», «Культура поведения», «На ферме», «В лесу», «Овощи и фрукты» и другие. В своей работе в ходе образовательной деятельности детей при закреплении материала, наряду с другими формами, я использую разработанные мною мультимедийные дидактические игры, которые доставляют детям огромное удовольствие и расширяют их интерес к предмету в целом, а также способствуют скорейшему усвоению материала.
Разработала мультимедийные игры: «Времена года» - назакрепление времён года, «Геометрические фигуры» - где дети закрепляли названия геометрических фигур и умение ориентироваться на плоскости, игра «Кто, где находится?» дети развивали умение ориентироваться на плоскости, «Части суток», «Слева справа». Интерактивная доска позволяет сделать занятие красочнее, информативнее и увлекательнее, ускорить темп занятия и вовлечь в него всех детей группы, помогает им преодолеть страх и стеснение, легко вовлекает в процесс усвоения знаний. Мы самостоятельно создали и активно применяем в работе коллекцию игр, которые можно использовать для формирования у детей математических представлений, ознакомления с окружающим, развития речи, рисования: «Найди четвертый лишний», «Мамы и малышки», «Что сначала? Что потом?», «Матрёшки», «Три медведя», «Помоги предметам вернуться домой», «Цветные домики» и др. Дети с увлечением выполняют предложенные игровые задания. Стоит отметить, что игра является частью занятия, непродолжительна по времени и органично сочетается с другими видами деятельности.В своей работе воспитателя я начала использование дидактических игр в виде мультимедийных презентаций при обучении старших дошкольников математике. Данный вид деятельности развивает интерес к предмету. Способствует легкому его усвоению. Данные дидактические игры выполнены на основе программы Microsoft Power Point с использованием рисованных картинок, цифр и надписей с заданиями и оценкой выполненного ребенком действия (Молодец!), с применением гиперссылки. Задания и оценка правильности выполнения в игре озвучены голосом, так как дети дошкольного возраста еще не умеют читать.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений: «Звездочки», «Рыбка», «Зимний лес» и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.
Второе направление. Подбор дополнительного познавательного материала к организованно-образовательной деятельности. В работе с родителями статьи-консультации, советы, рекомендации, разработки домашних заданий. Оформление буклетов, электронного портфолио группы, материалов по различным направлениям деятельности.
Третье направление моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Это такие документы, как: списки детей, сведения о родителях, перспективные и календарные планы по всем направлениям работы в группе.
Четвертое направление. Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм воспитателя, является самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Подключение к Интернет-сети позволяет делиться собственным опытом работы, перенимать передовой опыт коллег России и зарубежья. Работа с компьютером даёт возможность создавать библиотеку электронных ресурсов: мультимедийные презентации разной тематики, методические материалы по образовательной деятельности (это и сценарии ООД, подборка демонстрационного материала по математике, развитию речи и другим образовательным областям). Кроме того, сеть Интернет предоставляет возможность повысить педагогическое мастерство через участие в веб-семинарах, интернет-конференциях. Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. Многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет, скачав их, мы создали медиатеку статей по направлениям образовательной работы.
Пятое направление. Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;использование фоторамки для ознакомления родителей насыщенной и интересной садовской жизнью детей;использование видеокамеры и соответствующих программ принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса в программе Movie Marker. Создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей.
Шестое направление - создание электронной почты.
Седьмое направление. В работе с родителями необходимо включать инновационные формы работы. Одной из инновационных форм работы с родителями является информационно-коммуникативные технологии. Одной из форм ИКТ является – персональная страничка группы на официальном сайте детского сада. Основная цель, которой привлечение родителей к активному сотрудничеству, взаимодействию для наиболее эффективной организации воспитательного процесса.
Система электронного взаимодействия позволяет педагогу создать дистантное общение с родителями воспитанников, пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в образовательном учреждении и приобщить родителей к познанию внутреннего мира ребенка.
Всё это позволяет расширить кругозор родителей в области воспитания, обучения и развития детей, образовательных услуг, повысить уровень их психолого – педагогической компетентности в соответствии с принципами систематичности, последовательности и доступности, а также соблюдения единых требований к развитию ребёнка.
На интернет страничке группы родители могут ознакомиться с условиями, динамикой и своеобразием осуществления образовательной работы с детьми в группе. Наличие странички группы расширяет возможности и педагогов, и родителей, и специалистов в сфере раннего обучения, оно способно повысить эффективность социального взаимодействия педагогов и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
На сайте детского сада № 8 «Ладушки» мы создали интернет - страничку группы № 1 «Колобок». Сопровождение ребёнка в дошкольном образовательном учреждении – многосторонний процесс, который включает взаимодействие и работу всех специалистов по разным направлениям.
Большую работу, которая носит просветительский характер, направленный на расширение знаний, проводила с родителями. Проводя родительские собрания, используем презентации, что делает информацию более эстетичной, интересной и визуально осязаемой.
Компьютерные технологии используем и при выпуске информационных листовок, папок-передвижек, ширм, информационных стендов, при оформлении родительских уголков, буклетов.
Система электронного взаимодействия позволяет педагогу создать дистантное общение с родителями воспитанников, пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в образовательном учреждении и приобщить родителей к познанию внутреннего мира ребенка.
Всё это позволяет расширить кругозор родителей в области воспитания, обучения и развития детей, образовательных услуг, повысить уровень их психолого – педагогической компетентности в соответствии с принципами систематичности, последовательности и доступности, а также соблюдения единых требований к развитию ребёнка.
В работе с детьми и родителями применяю компьютерные технологии: использование компьютерных программ MicrosoftOfficePowerPoint; MicrosoftOfficePublisher, WindowsLive в организации образовательного процесса.
В своей деятельности, работая в группе, подбирала и использовала в работе с детьми наглядные средства с применением ИКТ: показ мультфильмов, оформление фотоальбомов детских фотографий.
Заключение.
По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения детей компьютер обладает рядом преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
движения, звук, мультипликация надолг
о привлекают внимание ребенка;
компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
компьютер очень «терпелив»
во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в
процессе обучения необходимую «ситуацию успеха»
.
Использование ИКТ
Привлекать пассивных детей к активной деятельности,
преодолеть трудности
Делать образовательную работу более наглядной
Формировать информационную культуру у детей и адаптировать
дошкольников к обучению в школе, продвигать ребенка в общем развитии
Активизировать познавательный интерес,
повышать качество знаний, вносить радость в жизнь ребенка
Формировать интерес педагога к его работе,
вносит радость в жизнь ребенка
В результате систематического использования ИКТ в работе с детьми позволило сделать образовательный процесс доступным, интересным для детей; рационально использовать время занятия;быстро и качественно готовить и тиражировать дидактические
пособия, раздаточный материал.
О
перативно обмениваться опытом работы и методическими материалами с коллегами.
Таким образом, поставленная цель была достигнута, противоречие разрешено.
Думаю, что грамотное использование технических средств, правильная организация образовательного процесса с использованием компьютерных программ для дошкольников должны широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
Используемая литература
Безруких М. М., Парамонова Л. А., Слободчиков В. И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№ 3.-С.9–11.
Езопова С. А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№ 6.-С.8–10
Новоселова С.Л. Новая информационная технология в детском саду. Применима ли она? / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 1989.-№9.-73-76 С.
Новоселова, С.Л. Информатизация дошкольного уровня образования в России - начало положено в Москве /С. Новоселова, Л. Парамонова //Дошкольное воспитание.- 1990.-№9.-65-71 с.
Комарова Т.С., Комарова И.И. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М., 2011.