Использование информационно-коммуникационной технологии в обучении студентов специальности "Сестринское дело". | Полухин Владимир Николаевич. Работа №342368
Использование ИКТ в преподавании значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность в глубоком изучении материала. Современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития информационной компетенции. Применение их зависит от умения включать ИКТ в систему обучения, от профессиональной компетенции педагога, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию умений и навыков.
Использование информационно-коммуникационной технологии в обучении студентов специальности «Сестринское дело».
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
С появлением в процессе образования такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть его задачи. Основными из них являются:
повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
обеспечение непрерывности и преемственности в обучении
и воспитании
;
разработка информационных технологий дистанционного обучения;
совершенствование программно-методического обеспечения
учебного процесса
Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:
1. По решаемым педагогическим задачам:
средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры,
мультимедийные
учебные занятия);
комплексные средс
тва (дистанционные
).
2. По функциям в организации образовательного процесса:
информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
поисковые (каталоги, поисковые системы).
3. По типу информации:
электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);
электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видео
экскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);
электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудио
объекты);
электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией (аудио- и видео
объекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).
4. По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
урочные;
внеурочные
5. По форме взаимодействия с обучаемым:
технология асинхронного режима связи – «
offline
»;
технология синхронного режима связи – «
online
».
Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:
1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:
максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся;
широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;
раскрытия творческого потенциала
обучающихся
;
освоения студентами современных информационных технологий.
2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы:
при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины,
для создания индивидуальных тестовых мини-уроков;
для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов.
3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Преподаватель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию; непосредственно при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний; для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала и т.д. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.
Кроме того, преподаватель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебных и внеаудиторных занятий.
4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения:
при
обучении каждого учащегося по
индивидуальной программе на основе индивидуального плана;
при фронтальной либо подгрупповой формах работы.
5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.
Тесты могут проводиться в режиме on-line (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме off-line (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками). Таким образом, использование ИКТ в преподавании русского языка и литературы значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность студентов в глубоком изучении программного материала.
Необходимо отметить, что ИКТ – это не только компьютер, это и умение работать с информацией. И тогда необходимо выделить коммуникативную технологию.
Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:
аудирование
;
говорение;
чтение;
письмо.
Главным при коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из:
речевых поступков;
речевой ситуации.
Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):
ученик спрашивает;
подтверждает мысль;
побуждает к действию;
высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.
При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:
новая речевая задача;
новый собеседник;
новый предмет обсуждения.
Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. в деятельности возникает:
осознание необходимости общения;
потребность использования речи;
формируется речевое поведение.
Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть:
учебная;
игровая;
трудовая.
Единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является ситуация. С помощью ситуации:
устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается;
мотивируется общение;
презентуется (преподносится) речевой материал;
приобретаются речевые навыки;
развивается активность детей и самостоятельность общения.
В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям студента:
отбираются речевые конструкции, необходимые ребенку для общения;
возможно использование упрощенной модели речевого общения (даже невербальная форма общения).
Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции:
приносить детям радость;
сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями.
Таким образом, использование ИКТ в преподавании значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность в глубоком изучении материала.
Современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития информационной компетенции. Применение их зависит от умения включать ИКТ в систему обучения, от профессиональной компетенции педагога, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию умений и навыков.
Результат.
Создание презентаций к уроку, что обеспечивает:
Наглядность и активизация зрительного восприятия
Рациональное использование урока за счет сокращения времени, которое тратится для различных записей учителем на доске
Использование этих конспектов в случае, если учащийся отсутствовал на уроке
Удобство внесения изменений в ход урока
Создание банка заданий в бумажном и электронном виде, что позволяет:
Использовать задания в случае, если учащийся отсутствовал на уроке,
Возможность выполнять задания учащимися в различном темпе не только на уроке, но и дома,
Удобно вносить изменения в задания
Для учащихся, которые часто болеют, выдавать на дом.
Углубление междисциплинарных связей осуществляется благодаря:
Оформлению рефератов, проектов,
Созданию презентаций для выступления по защите своей работы
Созданию программ тестов по различным дисциплинам