«Использование информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности уроков изобразительного искусства» | Глухарева Людмила Алексеевна. Работа №350273
Мир не стоит на месте. И для того. чтобы идти в ногу со временем и понимать современных детей, нужно ппроводить очень интересные уроки и занятия с использованием ИКТ. Моя статья раскрывает сущность разных информационно компьютерных технологий, которые очень сильно помогают в работе учителю и детям.
Обобщение опыта
Глухаревой Людмилы Алексеевны, учителя изобразительного искусства
МБОУ «Сещинская СОШ имени К. Я. Поварова»
по теме:
«Использование информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности уроков изобразительного искусства»
Вспомним известную фразу К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро...».
Изобразительное творчество - одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка возникает желание передать в рисунках свои впечатления. Он берет в руки карандаш и рисует...
Основная цель учителя ИЗО - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, научить шире и разностороннее видеть окружающий мир, воспитать в них чувство прекрасного, развить личностные способности.
Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование ИКТ позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Использование ИКТ повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки.
Уроки изобразительного искусства – разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием видеозаписей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал.
Цели использования информационных технологий на уроке:
-сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
-приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
-установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
-помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.
Роль ИКТ в учебном процессе.
Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Задача состоит в том, чтобы использование информационно-коммуникационных технологий стало обычным и привычным в деятельности учителя предметника, стало неотъемлемой, органичной частью любого урока.
Цели использования информационных технологий в обучении:
-повысить наглядность учебного материала;
-расширить спектр активных методов обучения;
-разнообразить содержание учебного материала;
-разнообразить формы подачи учебного материала.
Мотивация учащихся на уроке при использованиях ИКТ:
-наглядность
-активизация методов обучения
-разнообразие форм обучения на уроке
Мотивация учителя:
-снижение трудоемкости процесса (обучения и контроля)
-способность быть «современным учителем».
На уроках изобразительного искусства при изложении учебного материала я использую готовые программные средства или созданные мной электронные разработки и презентации, что дает возможность повысить эффективность процесса обучения.
С помощью компьютерных программных средств мы знакомимся с творчеством великих художников, скульпторов, архитекторов, с шедеврами мирового искусства.
Педагогическая цель, которую я поставила перед собой, заключается в следующем:
-повышение качества знаний учащихся;
-совершенствование методики проведения уроков по изобразительному искусству с применением ИКТ;
-обеспечение дифференцированного подхода к учащимся в образовательном процессе;
-обеспечение условий для адаптации ребят в современном информационном обществе.
Урок с мультимедийной поддержкой.
Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.
Определимся еще с несколькими терминами. Назовем мультимедийным урок, на котором используется представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера.
В многочисленных статьях, посвященных данной теме, часто встречается выражение «урок с мультимедийной поддержкой». Вполне очевидно, что так называется урок, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала.
При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:
-для изучения нового материала, предъявления новой информации;
-для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
-для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
-для обобщения, систематизации знаний.
Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. Иногда он даже слышит шум за спиной. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Использование электронных образовательных ресурсов.
На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях. Большую помощь в поиске необходимой информации учителю может оказать каталог образовательных ресурсов по искусству, размещенный во всемирной сети Интернет.
При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.
Мультимедиа презентации на уроках.
Используя возможности компьютера и прикладных программ и приложений, я формирую собственные средства обучения, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогают разнообразить уроки искусства.
Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.
Используя возможности программы PowerPoint, мною были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают разнообразить уроки. Так, уроки-презентации широко использую: на уроках знакомства с жанрами изобразительного искусства; при изучении таких тем по изобразительному искусству как “Живопись”, “Многообразие форм окружающего мира”, “Народы гор и степей», «Одежда многое говорит о человеке» и др.
Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса к предмету.
Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:
-возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;
-обеспечивает последовательность рассмотрения темы;
-иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;
-применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.
Преимущество ИКТ – гибкость: можно использовать один и тот же материал, как на уроках объяснения нового материала, так и на повторительно-обобщающих уроках, как на уроках, так и на групповых занятиях, в разных классах, частично и полностью.
Таким образом, показателем эффективности и результативности работы по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе может служить уровень сформированности информационно-коммуникативной деятельности и качество знаний по изо. Качество знаний по изобразительному искусству. Систематическое и целенаправленное использование программно-методического комплекса, являющегося логическим продолжением традиционной работы и ставящего своей целью организовать индивидуальную работу по овладению мыслительными операциями, в комплексе с другими средствами обучения даёт более высокий уровень грамотности учащихся, способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие стойкого интереса учащихся к изобразительному искусству.
Да, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей по предмету изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:
-обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
-психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
-возбуждает живой интерес к предмету познания;
-расширяет общий кругозор детей;
-возрастает уровень использования наглядности на уроке;
-повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии, и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Анализируя свою работу, могу отметить, что у детей проявляется большой интерес к предмету, заинтересованность в подготовке и участии в различных выставках и конкурсах.