Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы | Купреева Алена Алексеевна. Работа №364982

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Статья посвящена описанию опыта применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках литературы. В условиях глобализации и цифровизации общества, актуальность внедрения ИКТ в образовательный процесс становится особенно значимой, так как это способствует формированию у учащихся необходимых компетенций для успешной адаптации в современном мире.

 

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы

 

Купреева Алена Алексеевна

преподаватель русского языка и литературы

ОБПОУ «Курский государственный

политехнический колледж», г. Курск

 

Аннотация. Статья посвящена описанию опыта применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках литературы. В работе отражены способы применения ИКТ и их влияние на образовательный процесс.

Ключевые слова: метод, цифровизация, технологии, урок, литературное произведение.

 

Современное образование находится на этапе активной трансформации, вызванной стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Эти технологии проникают во все сферы жизни, включая образовательный процесс, и становятся неотъемлемой частью учебной деятельности. В частности, на уроках литературы использование ИКТ открывает новые горизонты для преподавания и восприятия литературных произведений, позволяя не только углубить понимание текстов, но и сделать процесс обучения более увлекательным и интерактивным. В условиях глобализации и цифровизации общества, актуальность внедрения ИКТ в образовательный процесс становится особенно значимой, так как это способствует формированию у учащихся необходимых компетенций для успешной адаптации в современном мире.

Несколько десятилетий назад, рассматривая особенности употребления ИКТ на уроках литературы Б.А. Ланин ограничивался указанием на использование ресурсов глобальной сети для проведения виртуальных экскурсий по писательским музеям во время уроков, а также для «поддержания современного учительского статуса» [1].

Однако сейчас использование ИКТ на уроках литературы приобретает глобальный характер: это и дополнительный материал к учебникам, позволяющий расширить кругозор учащихся, и быстрый контроль их знаний, и новая занимательная информация, повышающая познавательные интересы учащихся, и более эффективные условия для проведения индивидуальной, фронтальной и групповой форм деятельности.

Информационно-коммуникативные технологии применяю на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. В основном использую такие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью информационных технологий, как информационно-обучающие программы, тесты, проекты, наглядные пособия, слайдовые презентации. Возможности мультимедиа делает уроки русского языка и литературы яркими, интересными, эффектными. Конкретно-наглядная основа урока позволяет сделать обычные учебные занятия зрелищными и поэтому легко запоминающимися.

Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, побывать на экскурсии в музеях, театрах, на концертах. Компьютерные технологии представляют широкие возможности как для учителя в процессе подготовки и проведения уроков, так и для развития творческого потенциала школьников, организации их самостоятельной познавательной деятельности. Например, к уроку литературы «Роман-эпопея Л.Н. Толстого “Война и мир”» студенты готовят групповые домашние задания – презентации на тему «Мысль семейная в романе-эпопее Л.Н. Толстого “Война и мир”». В них студенты рассматривают основные семьи героев, характеризуют особенности семейного уклада героев и его отражение на характере того или иного персонажа романа.

Групповая творческая деятельность захватывает детей, объединяет их интересы, учит толерантности. Они получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Работа в микрогруппах раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, помогает преодолевать неуверенность, вселяет чувство взаимной заинтересованности, учит свободно излагать свои мысли, отстаивать свою позицию, слушать мнение других. Они учатся ставить пред собой цели, определять способы их достижения, прогнозировать результат и самостоятельно действовать по намеченной программе.

Важным моментом является использование видеоматериалов. Например, просмотр экранизации романа может вызвать у учеников живой интерес к тексту, а обсуждение увиденного поможет им осмыслить прочитанное. Т.В. Рыжковой принадлежит цикл работ под названием «Кино на уроке литературы», в котором автор отмечает основы сопоставительной работы произведения и его интерпретации в кинофильме. По мнению Татьяны Вячеславовны, основа подобных уроков «фильм: сначала мы смотрим его вместе с учениками целиком, а потом обращаемся к отдельным его эпизодам. От фильма мы пойдём к тексту произведения, к образам, созданным писателем, и к вопросам, к размышлению над которыми подталкивают зрителя роман и фильм» [2].

Просмотр предваряется заданиями. Наиболее простые задания типа: какие события предшествовали данному моменту и какие последуют за ним. Можно предварять просмотр эпизода каким-то вопросами по содержанию, а после просмотра вести беседу по данным вопросам. Яркий пример тому – просмотр фрагментов кинофильма «Война и мир» (например, при анализе эпизодов «Аустерлицкое сражение», «Салон Анны Павловны Шерер» (что собой представляет хозяйка и ее гости) «Пьер Безухов на войне 1812 года» и др. эпизоды).

При изучении романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» просматриваем и анализируем фрагменты одноименного сериала под режиссера В.В. Бортко. Задания могут быть следующими: «Сравните изображение московских глав романа Мастер и Маргарита и их интерпретацию в одноименном сериале» или «Образ Понтия Пилата в романе М.А. Булгакова и его идейно-художественное отражение в киносериале В.В. Бортко» и т.д. Помимо этого студентам предлагается сравнить рецензии на кинокартины. Так, например, Илья Стогов, отзываясь о работе В.В. Бортко заметил: «Фильм просто чудовищный. Набрали «старых коней», которые испортили всю борозду. Единственное светлое пятно – Маргарита: она хотя бы не вызывает слёз жалости. А Бортко после этого фильма хочется крикнуть: «Вон из искусства!» Противоположную точку зрения имеет Анатолий Кучерена: «За фильм надо сказать спасибо. Ведь великий роман Булгакова сложно перенести на экран. Наверное, поэтому нет в сериале того духа, который возникает при чтении книги». Студентам необходимо выбрать близкое им утверждение и аргументировать свою позицию.

Прослушивание аудиокниг и аудиозаписей художественных произведений способствует развитию навыков выразительного чтения у школьников, а также созданию эмоционального фона на уроке, для передачи атмосферы изучаемой эпохи. Например, при изучении творчества Сергея Есенина можно использовать аудиозаписи стихотворений в исполнении артиста Сергея Безрукова.

Хороший эффект дает применение ИКТ на итоговых и обобщающих уроках по творчеству поэтов и писателей. К ним ученики обычно готовят свои проектные работы с компьютерной презентацией. Например, к итоговому уроку по творчеству М. Горького студентам предлагаются следующие проектные работы: «Друзья М. Горького», «М. Горький и МХАТ», «Благотворительная деятельность М. Горького», «Произведения М. Горького в кино», «М. Горький и советское руководство» и др.

Ребята с большим желанием выполняют творческие задания и получают моральное удовлетворение и познавательную пользу для себя. Задача учителя заключается в том, чтобы научить учеников правильно использовать компьютер для своего самосовершенствования, показать, что он не только игрушка и средство общения, но важный источник знаний и незаменимый помощник в умственном, духовном, творческом развитии человека и решении многих жизненных проблем. Но иногда, пользуясь компьютером, ученики без труда и усилий выполняют домашние задания: скачивают с сайтов готовые доклады, рефераты, сочинения, творческие работы. Считаю, что от такой «работы» пользы мало и для ученика, и для учителя. Поэтому педагог должен научить учеников обработать найденную информацию, преобразуя ее в виде тезисов, опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.д.

Таким образом, применение ИКТ на уроках литературы не только делает процесс обучения более интерактивным, но и способствует более глубокому осмыслению литературных произведений. Использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и мотивацию учащихся к изучению предметов, развивает их творческую активность В заключение, можно сказать, что современные технологии открывают новые возможности для изучения литературы, и их использование в образовательном процессе является необходимым шагом к повышению качества образования.

 

Список литературы и источников

Ланин

,

Б.А. Интернет в преподавании литературы / Б.А. Ланин // Интернет в гуманитарном образовании: учеб. пособие для

студ

учеб. заведений / под ред. Е

.

С.

Полат

.

М.:

Гуманит

. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. С. 157

161

.

Рыжкова, Т.В. «Обломовские вопросы»: роман и фильм на уроках литературы. Первое сентября. Литература, 2006. 8. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200601707

(дата обращения: 09.01.2025)

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×

Гороскоп педагога

Как планеты влияют на ваш
урок? Подпишитесь на Telegram
бота и проверьте бесплатно!

Получить прогноз