«Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальных классов» | Чурнусова Лада Александровна. Работа №273685
Автор: Чурнусова Лада Александровна
Самым важным явлением в школе, самым
поучительным предметом, самым живым
примером для ученика является сам учитель.
( А. Дистервег )
Я не буду говорить о том, каким должен быть современный учитель вообще, а, ссылаясь на то, что я учитель младших классов, поразмышляю о данной категории учителей. Я сама была ребёнком и в своих фантазиях рисовала портрет идеального учителя. Каким он был? Перед собой я видела доброго, понимающего человека, будто фею из волшебной сказки. Мне хотелось, чтобы учитель меня любил, уважал, ценил мой малейший успех. Это лишь часть того, о чём я мечтала, длинной дорогой идя в школу.
Что же сейчас, спустя более тридцати лет может измениться в мечтах детей? Как ни странно, и современные дети мечтают о том же самом. Любовь, доброта, искренность – вот что нужно современному ученику. Именно этих человеческих качеств так не хватает нашим детям.
В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «компетентность», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю.
Какие же качества учителя (или «компетенции») должны быть константными, т.е. не зависящими от времени. А какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени.
Рисуя портрет современного учителя, я считая, что:
Прежде всего, он должен любить детей. Всяких: шумных и тихих, послушных и капризных, чистеньких, ухоженных и неряшливых, хорошеньких и не очень. На том простом основании, что они - дети.
Учитель должен быть справедливым, добрым человеком, ведь больше всего ребёнка ранит несправедливость.
Учитель - профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.
Что ещё должен знать и уметь хороший учитель? Конечно, он обязательно должен знать детскую психологию, понимать душу ребёнка и уметь задавать себе вопросы: «А всегда ли я прав?
Хороший учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения; грубость крики, оскорбления недопустимы.
Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но самое главное он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ
Сегодня много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, ведь педагог не только учит, но и воспитывает, а воспитание достойного поколения XXI века огромная ответственность и нелёгкий труд. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении.
Компетенции – это способность педагога следовать определенным стандартам поведения, т.е. критерии того, как должна быть выполнена работа, деятельность..
Можно выделить основные профессиональные компетенции современного учителя начальных классов: - умение учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры»; - уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся; - уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции; - уметь «инсценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работ с учетом их склонностей и индивидуальных особенностей; - владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся; - использовать систему оценивания, позволяющую учащемуся адекватно оценивать свои достижения и оценивать их; - уметь организовать понятийную работу детей
Все дети хотят в школу до того , как попали в неё. Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы, где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.
Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи, формирование информационных компетенций.
Добиться разнообразия на уроках мне помогает возможность использования в учебно-воспитательном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и ИКТ . Внедрение и использование ИКТ и ЭОР в учебный процесс позволят активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся, разнообразить их формы работы, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности.
Изучение научно-методической литературы, опыта создания и применения электронных образовательных ресурсов в практике преподавания различных учебных предметов убедили меня в том, что возможности современных ИКТ и ЭОР чрезвычайно велики. Самые эффективные электронные образовательные ресурсы - мультимедиаресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.
Основной целью применения информационных технологий считаю повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый педагог мог подготовить и провести урок с использованием современных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.
Таким образом, в результате применения ЭОР происходит личностное развитие школьников, активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряжённая мыслительная деятельность, серьёзная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли.
Зачем нужно применение ЭОР учителю?
• экономия времени на уроке;
• глубина погружения в материал;
• повышенная мотивация обучения;
• возможность одновременного использования аудио -, видео -, мультимедиа - материалов;
• привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.
Что дает ЭОР ученику?
• ЭОР содействует росту успеваемости по предмету;
• ЭОР позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
• ЭОР формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
• ЭОР способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика;
• делает занятия интересными и развивает мотивацию;
• учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
В своей работе использую и готовые обучающие программы, ЭСО
Перечень ЭОР можно начать с Единого информационно-образовательного ресурса (https://eior.unibel.by)
Задача данного ресурса – оказать помощь в изучении учебного материала по учебным предметам. Ресурсом можно воспользоваться также для совершенствования знаний и умений по отдельным темам.
Математика. 2–4 классы (НПЧУП «Инфотриумф») (объем 204 МБ)
Электронное приложение к учебному изданию «Беларусь – наша Радзіма. Па-дарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А. Р. Лукашэнкі першакласніку». Для млад-шего школьного возраста. 2016 год (РУП «Издательство "Пачатковая школа"») (1,1 G)
Человек и мир. 1–3 классы (филиал ЦИРК БГУ) (локальная версия)
Белорусский язык. 2 класс (кафедра педагогики и психологии начального об-разования БГПУ им. М. Танка) (объем 102 Мб)
Русский язык. Начальная школа. 2–4 классы. Речевой этикет (филиал ЦИРК БГУ) (локальная версия) (объем 29 МБ)
Музыка. 4 класс. Виртуальная творческая лаборатория (ЧУП «Медиум») (локальная версия) (объем 464 МБ)
Основы безопасности жизнедеятельности. 2–4 классы (ЧУП «МедиуМ») (локальная версия) (объем 227 МБ)
Материал, размещённый на этих дисках, можно использовать не только на данных предметах, но и на других учебных занятиях и внеклассных мероприятиях.
Для повышения собственного методического уровня и изучения нормативных документов обращаюсь к таким сайтам как: http://www.p-shkola.by – издательство «Пачатковая школа»;www.minedu.unibel.by – Министерство образования; Электронные образовательные ресурсы // Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь http://e-vedy.adu.by;«Брестский областной институт развития образования» http://mir.pravo.by — Детский правовой сайт; и др.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
· Позволяют реализовать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению;
· Способствуют развитию личности в процессе собственной деятельности, развитию исследовательских умений младших школьников;
· Эффективно влияют на повышение уровня успешности овладения учебным материалом;
· Удовлетворяют потребность в самосовершенствовании по предмету за пределами обязательного программного минимума;
· Способствуют повышению качества знаний и умений младших школьников;
· Эффективности и мотивации обучения, развитию интереса, активизируют познавательную деятельность учащихся.
· Для того, чтобы успешно применять в учебном процессе ЭОР, каждому учителю необходимо овладеть рядом умений. Основными из них являются:
* технические - умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
* методические - умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;
* технологические - умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе
Работают с обучающим комплексом Русский язык. Начальная школа Школьный наставник», «Белорусский язык Начальная школа Школьный наставник; Математика Начальная школа Школьный наставник «;«Фраза», ЭСО «Русский язык», «Веселая азбука», «Азбука для малышей», "Русский Медвежонок", «Отличник».
Особое место отвожу применению информационно-коммуникационных технологий в традиционном начальном образовании, что позволяет мне дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, формирует у учащихся навыки рационального запоминания материала за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов.
Использование ИКТ и электронных средств обучения в образовательном процессе направлены на повышение эффективности и качества обучения.
Я более 10 лет использую в своей работе информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс, и мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе. Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно - иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности,что способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Работа с Интернет-ресурсами позволила мне познакомиться с системой образовательных порталов, находить и использовать очень важную и нужную информацию на сайтах. Это и каталоги образовательных ресурсов, и электронная библиотека учебных материалов, включающая различные электронные словари, справочники, энциклопедии, это информация по различным видам деятельности занятий и многое другое. При планировании и проведении специально организованной, нерегламентированной деятельности детей, работы с родителями и для самообразования использую такие Интернет-ресурсы, как:kopilkaurokov.ru; koncpekt.ru; Videouroki; multiurok.ru; nsportal.ru; 1-4.by. С помощью ресурсов интернет я обмениваюсь материалами с коллегами, перерабатываю материалы исходя из особенностей своих учащихся, публикую свои наработки в интернет на сайте multiurok.ru, kopilkaurokov.ru, пользуюсь рассылками сайтов.
В первом классе работаю в программе « Баба Яга учится читать», «Тренажер «Вучымся чытаць « Ляхович А.Ф.; «Первоклассник «; игры по математике «Десантники», «Заселить жильцов», « Умный кот», «Пчелка», «Наряди ёлку»… Все выше перечисленные сайты полезны тем, что на них я могу посмотреть конспекты, сценарии праздников в педагогических копилках, подобрать необходимую статью для папок-передвижек, буклетов, памяток и консультаций для родителей, нужную и полезную информацию для общего развития, самообразования, подобрать различные виды дидактических игр и упражнений для занятий. На мой взгляд, это очень хорошее подспорье учителям, поскольку Интернет-ресурсы являются одним из современных технологий, которые несут яркую и доступную информацию.
ЭОР как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:
1. Мультимедийность..
2. Интерактивность.
3. Доступность.
4. Универсальность.
Однако при построении процесса обучения на основе использования какого - либо ЭОР следует учитывать основные положения концепции, реализованной в конкретном учебнике или УМК по учебному предмету, а значит, осуществлять отбор ЭОР и строить на их основе деятельность учащихся, не входя в противоречие с ведущими идеями авторов. Такие ЭОР размещены на сайте «Открытый класс».
В практике работы использую возможности программ-приложений пакета Microsoft Office: (Word,Excel, Power Point, Publisher) для создания разнообразных материалов
Это оформление учебно - методической документации – тематическое и поурочное планирование, раздаточный и дидактический материал, мониторинг результативности обучения и воспитания, создание тестовых работ и тд.
Программа Microsoft Power Point позволяет создавать презентации, тесты, игровые задания по различным темам; монтировать отдельные слайды, добавлять к ним разные схемы, рисунки, графические элементы, клипы. При их показе широко использую анимационные, звуковые эффекты. Презентация дает мне возможность скомпоновать учебный материал исходя из особенностей моего класса, темы, предмета, что позволяет мне построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При использовании на уроке мультимедийных технологий структуру урока принципиально не изменяю. В нем по-прежнему сохраняю все основные этапы, изменяю только их временные характеристики. Этап мотивации увеличиваю, как необходимое условие успешности обучения.
С помощью презентации использую разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Создаю собственные презентации к урокам .
Все занятия с применением ИКТ со своими учащимися провожу в кабинете начальных классов, чтобы школьники оставались в привычной для них обстановке, где окружающая среда знакома и соответствует их возрастным и физиологическим особенностям. В кабинете имеется компьютер и ноутбук. Для создания собственных презентаций использую одну из простых компьютерных программ Power Point. Power Point использую для:
- разработки презентационных сопровождений урока;
- создания тестов, тренажеров, дидактических игр;
-создание ученических проектных и конкурсных работ;
Презентация дает возможность мне самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального эффекта..
Презентации позволяют наглядно представлять материал; интенсифицировать процесс объяснения нового материала; регулировать объем и скорость выводимой
Использую фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для контроля знаний учащихся - промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей моей проверкой).
Использование видеоматериалов делает занятие более эмоциональным и эффективным. Особенно эффективными на начальном этапе обучения является мультипликация. Её использование позволяет развивать речевую активность школьников.Мультипликация дает возможность в простой наглядной форме донести информацию до учащихся. Важно, что интерес к мультипликациям не ослабевает при многократных просмотрах. Это помогает поддерживать внимание к повторению учебного материала и обеспечивает эффективность восприятия.
Достоинствами мультипликационных видеофильмов являются их:
• информативная насыщенность;
• концентрация языковых средств;
• эмоциональное воздействие на обучаемых.
Эффективность использования видеофильмов зависит от эффективной организации занятий.
Видео могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для определения темы урока;
2. Как сопровождение объяснения учителя;
3. Как физминутки.
Но не нужно забывать и о здоровье - сберегающих технологиях.Поддерживая здоровьесберегающие технологии, создаю презентации в соответствии с требованиями возрастной группы. При организации образовательного процесса с использованием ИКТ и ЭСО руководствуюсь Санитарными нормами и правилами .А также инструктивно–методическим письмом по использованию ИКТ в образовательном процессе Использую элементы здоровьесберегающих технологий.
Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, желанием добиваться успеха в своей деятельности.
Важнейшей характеристикой профессиональной компетентности, является «направленность на ребёнка». Педагогическая направленность учителя на ребёнка преследует цель выработать у ученика мотивацию учения, познания окружающего мира, людей, самого себя. Она предполагает заботу о ребёнке, интерес к нему, любовь, содействие развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности.
Современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность, экспериментатор , личность, новатор ,творец, профессионал, исследователь, наставник , универсал
Оглядываясь назад апрель 2020 года мы очутились в непредвиденной ситуации, когда наиболее актуальной стало дистанционное обучение .И когда для одних педагогов облачные сервисы и онлайн ресурсы давно знакомый инструмент, то для других – значительный барьер.Сейчас мы можем разбить этот барьер и пользоваться несколькими инструментариями для работы с детьми онлайн.Одна из популярных програм это Moodle. Для дистанционного обучения могут быть использованы –Skype. Zoom - видиосвязи .Google Диск для совместной работы над проектами (Облако). YouTube- для записи видиозанятий . И еще один маленький бонус программа (Тим Вьюер) TeamViewer, которая разрешает на расстоянии решать технические проблемы с чужой помощью.
Я искренне надеюсь, что педагог 21 века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям данной специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.
Притча (сотрудничество).
Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.
Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит:
- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.
Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.
Поэтому, чтобы у нас с вами не получилось как в старой притче, стереотип , то школа должна давать прежде всего знания, умения и навыки, т.е. служить своего рода «раздаточным пунктом» готовых знаний, уже неактуально.
Двадцать первый век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи, требующие умения разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения. (дети не получали готовые знания , а педагог должен руководить процессом. чтобы знания дети добывали их сами) .
Профессиональная компетенция» учителя начальной школы рассматривается как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности учителя как педагога-воспитателя и детского психолога. В основе её лежит осознание педагогом своих педагогических возможностей, особенностей детской группы, перспектив её развития. Такое осознание определяет профессиональную гибкость педагога в подборе педагогических технологий, методик, позволяющих успешно реализовать главную цель – создать условия для позитивного развития личности младшего школьника.
«Использование информационно-коммуникационных технологий
в работе учителя начальных классов»
Самым важным явлением в школе, самым
поучительным предметом, самым живым
примером для ученика является сам учитель.
( А. Дистервег )
Я не буду говорить о том, каким должен быть современный учитель вообще, а, ссылаясь на то, что я учитель младших классов, поразмышляю о данной категории учителей. Я сама была ребёнком и в своих фантазиях рисовала портрет идеального учителя. Каким он был? Перед собой я видела доброго, понимающего человека, будто фею из волшебной сказки. Мне хотелось, чтобы учитель меня любил, уважал, ценил мой малейший успех. Это лишь часть того, о чём я мечтала, длинной дорогой идя в школу.
Что же сейчас, спустя более тридцати лет может измениться в мечтах детей? Как ни странно, и современные дети мечтают о том же самом. Любовь, доброта, искренность – вот что нужно современному ученику. Именно этих человеческих качеств так не хватает нашим детям.
В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «компетентность», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю.
Какие же качества учителя (или «компетенции») должны быть константными, т.е. не зависящими от времени. А какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени.
Рисуя портрет современного учителя, я считая, что:
Прежде всего, он должен любить детей. Всяких: шумных и тихих, послушных и капризных, чистеньких, ухоженных и неряшливых, хорошеньких и не очень. На том простом основании, что они - дети.
Учитель должен быть справедливым, добрым человеком, ведь больше всего ребёнка ранит несправедливость.
Учитель - профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.
Что ещё должен знать и уметь хороший учитель? Конечно, он обязательно должен знать детскую психологию, понимать душу ребёнка и уметь задавать себе вопросы: «А всегда ли я прав?
Хороший учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения; грубость крики, оскорбления недопустимы.
Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но самое главное он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ
Сегодня много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, ведь педагог не только учит, но и воспитывает, а воспитание достойного поколения XXI века огромная ответственность и нелёгкий труд. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении.
Компетенции – это способность педагога следовать определенным стандартам поведения, т.е. критерии того, как должна быть выполнена работа, деятельность..
Можно выделить основные профессиональные компетенции современного учителя начальных классов:
- умение учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры»;
- уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся;
- уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
- уметь «инсценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работ с учетом их склонностей и индивидуальных особенностей;
- владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся;
- использовать систему оценивания, позволяющую учащемуся адекватно оценивать свои достижения и оценивать их;
- уметь организовать понятийную работу детей
Все дети хотят в школу до того , как попали в неё. Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы, где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры.
Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи, формирование информационных компетенций.
Добиться разнообразия на уроках мне помогает возможность использования в учебно-воспитательном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР) и ИКТ . Внедрение и использование ИКТ и ЭОР в учебный процесс позволят активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся, разнообразить их формы работы, активизировать внимание, повысить творческий потенциал личности.
Изучение научно-методической литературы, опыта создания и применения электронных образовательных ресурсов в практике преподавания различных учебных предметов убедили меня в том, что возможности современных ИКТ и ЭОР чрезвычайно велики. Самые эффективные электронные образовательные ресурсы - мультимедиаресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.
Основной целью применения информационных технологий считаю повышение результативности обучения посредством активизации познавательной деятельности, повышение интеллектуального развития учащихся, эффективности образовательного процесса и качества образования.
Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый педагог мог подготовить и провести урок с использованием современных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.
Таким образом, в результате применения ЭОР происходит личностное развитие школьников, активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряжённая мыслительная деятельность, серьёзная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли.
Зачем нужно применение ЭОР учителю?
• экономия времени на уроке;
• глубина погружения в материал;
• повышенная мотивация обучения;
• возможность одновременного использования аудио -, видео -, мультимедиа - материалов;
• привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.
Что дает ЭОР ученику?
• ЭОР содействует росту успеваемости по предмету;
• ЭОР позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
• ЭОР формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
• ЭОР способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика;
• делает занятия интересными и развивает мотивацию;
• учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
В своей работе использую и готовые обучающие программы, ЭСО
Перечень ЭОР можно начать с Единого информационно-образовательного ресурса (https://eior.unibel.by)
Задача данного ресурса – оказать помощь в изучении учебного материала по учебным предметам. Ресурсом можно воспользоваться также для совершенствования знаний и умений по отдельным темам.
Математика. 2–4 классы (НПЧУП «Инфотриумф») (объем 204 МБ)
Электронное приложение к учебному изданию «Беларусь – наша Радзіма. Па-дарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь А. Р. Лукашэнкі першакласніку». Для млад-шего школьного возраста. 2016 год (РУП «Издательство "Пачатковая школа"») (1,1 G)
Человек и мир. 1–3 классы (филиал ЦИРК БГУ) (локальная версия)
Белорусский язык. 2 класс (кафедра педагогики и психологии начального об-разования БГПУ им. М. Танка) (объем 102 Мб)
Русский язык. Начальная школа. 2–4 классы. Речевой этикет (филиал ЦИРК БГУ) (локальная версия) (объем 29 МБ)
Музыка. 4 класс. Виртуальная творческая лаборатория (ЧУП «Медиум») (локальная версия) (объем 464 МБ)
Основы безопасности жизнедеятельности. 2–4 классы (ЧУП «МедиуМ») (локальная версия) (объем 227 МБ)
Материал, размещённый на этих дисках, можно использовать не только на данных предметах, но и на других учебных занятиях и внеклассных мероприятиях.
Для повышения собственного методического уровня и изучения нормативных документов обращаюсь к таким сайтам как: http://www.p-shkola.by – издательство «Пачатковая школа»;www.minedu.unibel.by – Министерство образования; Электронные образовательные ресурсы // Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь http://e-vedy.adu.by;«Брестский областной институт развития образования» http://mir.pravo.by — Детский правовой сайт; и др.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
· Позволяют реализовать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению;
· Способствуют развитию личности в процессе собственной деятельности, развитию исследовательских умений младших школьников;
· Эффективно влияют на повышение уровня успешности овладения учебным материалом;
· Удовлетворяют потребность в самосовершенствовании по предмету за пределами обязательного программного минимума;
· Способствуют повышению качества знаний и умений младших школьников;
· Эффективности и мотивации обучения, развитию интереса, активизируют познавательную деятельность учащихся.
· Для того, чтобы успешно применять в учебном процессе ЭОР, каждому учителю необходимо овладеть рядом умений. Основными из них являются:
* технические - умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
* методические - умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;
* технологические - умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе
Работают с обучающим комплексом Русский язык. Начальная школа Школьный наставник», «Белорусский язык Начальная школа Школьный наставник; Математика Начальная школа Школьный наставник «;«Фраза», ЭСО «Русский язык», «Веселая азбука», «Азбука для малышей», "Русский Медвежонок", «Отличник».
Особое место отвожу применению информационно-коммуникационных технологий в традиционном начальном образовании, что позволяет мне дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, формирует у учащихся навыки рационального запоминания материала за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов.
Использование ИКТ и электронных средств обучения в образовательном процессе направлены на повышение эффективности и качества обучения.
Я более 10 лет использую в своей работе информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс, и мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе. Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно - иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности,что способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Работа с Интернет-ресурсами позволила мне познакомиться с системой образовательных порталов, находить и использовать очень важную и нужную информацию на сайтах. Это и каталоги образовательных ресурсов, и электронная библиотека учебных материалов, включающая различные электронные словари, справочники, энциклопедии, это информация по различным видам деятельности занятий и многое другое.
При планировании и проведении специально организованной, нерегламентированной деятельности детей, работы с родителями и для самообразования использую такие Интернет-ресурсы, как:kopilkaurokov.ru; koncpekt.ru; Videouroki; multiurok.ru; nsportal.ru; 1-4.by. С помощью ресурсов интернет я обмениваюсь материалами с коллегами, перерабатываю материалы исходя из особенностей своих учащихся, публикую свои наработки в интернет на сайте multiurok.ru, kopilkaurokov.ru, пользуюсь рассылками сайтов.
В первом классе работаю в программе « Баба Яга учится читать», «Тренажер «Вучымся чытаць « Ляхович А.Ф.; «Первоклассник «; игры по математике «Десантники», «Заселить жильцов», « Умный кот», «Пчелка», «Наряди ёлку»…
Все выше перечисленные сайты полезны тем, что на них я могу посмотреть конспекты, сценарии праздников в педагогических копилках, подобрать необходимую статью для папок-передвижек, буклетов, памяток и консультаций для родителей, нужную и полезную информацию для общего развития, самообразования, подобрать различные виды дидактических игр и упражнений для занятий. На мой взгляд, это очень хорошее подспорье учителям, поскольку Интернет-ресурсы являются одним из современных технологий, которые несут яркую и доступную информацию.
ЭОР как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:
1. Мультимедийность..
2. Интерактивность.
3. Доступность.
4. Универсальность.
Однако при построении процесса обучения на основе использования какого - либо ЭОР следует учитывать основные положения концепции, реализованной в конкретном учебнике или УМК по учебному предмету, а значит, осуществлять отбор ЭОР и строить на их основе деятельность учащихся, не входя в противоречие с ведущими идеями авторов. Такие ЭОР размещены на сайте «Открытый класс».
В практике работы использую возможности программ-приложений пакета Microsoft Office: (Word,Excel, Power Point, Publisher) для создания разнообразных материалов
Это оформление учебно - методической документации – тематическое и поурочное планирование, раздаточный и дидактический материал, мониторинг результативности обучения и воспитания, создание тестовых работ и тд.
Программа Microsoft Power Point позволяет создавать презентации, тесты, игровые задания по различным темам; монтировать отдельные слайды, добавлять к ним разные схемы, рисунки, графические элементы, клипы. При их показе широко использую анимационные, звуковые эффекты.
Презентация дает мне возможность скомпоновать учебный материал исходя из особенностей моего класса, темы, предмета, что позволяет мне построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При использовании на уроке мультимедийных технологий структуру урока принципиально не изменяю. В нем по-прежнему сохраняю все основные этапы, изменяю только их временные характеристики. Этап мотивации увеличиваю, как необходимое условие успешности обучения.
С помощью презентации использую разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Создаю собственные презентации к урокам .
Все занятия с применением ИКТ со своими учащимися провожу в кабинете начальных классов, чтобы школьники оставались в привычной для них обстановке, где окружающая среда знакома и соответствует их возрастным и физиологическим особенностям. В кабинете имеется компьютер и ноутбук. Для создания собственных презентаций использую одну из простых компьютерных программ Power Point. Power Point использую для:
- разработки презентационных сопровождений урока;
- создания тестов, тренажеров, дидактических игр;
-создание ученических проектных и конкурсных работ;
Презентация дает возможность мне самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального эффекта..
Презентации позволяют наглядно представлять материал; интенсифицировать процесс объяснения нового материала; регулировать объем и скорость выводимой
Использую фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для контроля знаний учащихся - промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей моей проверкой).
Использование видеоматериалов делает занятие более эмоциональным и эффективным. Особенно эффективными на начальном этапе обучения является мультипликация. Её использование позволяет развивать речевую активность школьников.Мультипликация дает возможность в простой наглядной форме донести информацию до учащихся. Важно, что интерес к мультипликациям не ослабевает при многократных просмотрах. Это помогает поддерживать внимание к повторению учебного материала и обеспечивает эффективность восприятия.
Достоинствами мультипликационных видеофильмов являются их:
• информативная насыщенность;
• концентрация языковых средств;
• эмоциональное воздействие на обучаемых.
Эффективность использования видеофильмов зависит от эффективной организации занятий.
Видео могут быть использованы на любом этапе урока:
1. Для определения темы урока;
2. Как сопровождение объяснения учителя;
3. Как физминутки.
Но не нужно забывать и о здоровье - сберегающих технологиях.Поддерживая здоровьесберегающие технологии, создаю презентации в соответствии с требованиями возрастной группы. При организации образовательного процесса с использованием ИКТ и ЭСО руководствуюсь Санитарными нормами и правилами .А также инструктивно–методическим письмом по использованию ИКТ в образовательном процессе Использую элементы здоровьесберегающих технологий.
Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, желанием добиваться успеха в своей деятельности.
Важнейшей характеристикой профессиональной компетентности, является «направленность на ребёнка». Педагогическая направленность учителя на ребёнка преследует цель выработать у ученика мотивацию учения, познания окружающего мира, людей, самого себя. Она предполагает заботу о ребёнке, интерес к нему, любовь, содействие развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности.
Современного учителя должны отличать высокая креативность, направленность на активную созидательную и преобразующую деятельность, технологическая подготовленность, экспериментатор , личность, новатор ,творец, профессионал, исследователь, наставник , универсал
Оглядываясь назад апрель 2020 года мы очутились в непредвиденной ситуации, когда наиболее актуальной стало дистанционное обучение .И когда для одних педагогов облачные сервисы и онлайн ресурсы давно знакомый инструмент, то для других – значительный барьер.Сейчас мы можем разбить этот барьер и пользоваться несколькими инструментариями для работы с детьми онлайн.Одна из популярных програм это Moodle. Для дистанционного обучения могут быть использованы –Skype. Zoom - видиосвязи .Google Диск для совместной работы над проектами (Облако). YouTube- для записи видиозанятий . И еще один маленький бонус программа (Тим Вьюер) TeamViewer, которая разрешает на расстоянии решать технические проблемы с чужой помощью.
Я искренне надеюсь, что педагог 21 века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям данной специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего.
Притча (сотрудничество).
Жил-был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.
Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлом с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше - у каждого в руках ложка с длинню-ю-ю-ю-щей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит:
- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.
Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ю-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг друга.
Поэтому, чтобы у нас с вами не получилось как в старой притче, стереотип , то школа должна давать прежде всего знания, умения и навыки, т.е. служить своего рода «раздаточным пунктом» готовых знаний, уже неактуально.
Двадцать первый век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи, требующие умения разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения. (дети не получали готовые знания , а педагог должен руководить процессом. чтобы знания дети добывали их сами) .
Профессиональная компетенция» учителя начальной школы рассматривается как собирательное понятие, определяющее своеобразие личности учителя как педагога-воспитателя и детского психолога. В основе её лежит осознание педагогом своих педагогических возможностей, особенностей детской группы, перспектив её развития. Такое осознание определяет профессиональную гибкость педагога в подборе педагогических технологий, методик, позволяющих успешно реализовать главную цель – создать условия для позитивного развития личности младшего школьника.